Равенство великое

166

ДА ТУН (1). "Великое единение", "Великое равенство".Одна из осн. Утопич. Социально-политич. Концепций конфуцианства. Гл. Компонент бинома Д.т.- понятие "тун (1)" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекит. Памятниках имеет разные значения. Напр., в "Чжоу ли" (5 - 2 вв. До н.э.) - объединение из 10 тыс. Территориальных единиц, "колодцев" (цзин (6), см. Цзин тянь). В "Мо-цзы" (5 - 3 вв. До н.э.) тун (1) определяется как "повторенность" (чун), "(едино) телесность" (ти (1)), "совместимость" (хэ 13)), "родственность" (лэй)- т.о. Высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание Д.т. Впервые прозвучало в "Шу цзине" (8-5 вв. До н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" (см.

Шэн (1)) правителем Юем на девять областей (ср. Идею цзин тянь) и образования т.о. Социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В др. Месте "Шу цзина" Д.т. Подразумевает такое положение в об-ве, когда все инстанции, влияющие на принятие важного гос. Решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.Собственно концепция Д.т. Впервые была представлена в гл. 9 "Ли юнь" ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конф. Трактата "Ли цзи" (5 - 2 вв. До н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния об-ва. Идеальное - Д.т. И приемлемое - Сяо кан ("Малое процветание").

Определение сущности Д.т. В двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е, Тянь ся вэй гун"- обычно принято толковать примерно следующим образом. "Когда действовало Великое дао (или. Когда шли по Великому пути), Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность об-ва Сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз. "Цзинь Да дао цзи инь, Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось, Поднебесная принадлежит семьям", см. "Ли цзи").Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с др. Но в этом случае идея Д.т. Входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию.

Это заставляло уже средневек. Кит. Мыслителей (напр., Чжу Си, 12 в.), а впоследствии кит. И зарубеж. Исследователей сомневаться в конф. Происхождении концепции Д.т. И искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун"- определение Д.т. - означает такое состояние Поднебесной, при к-ром все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естеств. Иерархией органов и функций. Наличие организмич. Смысла у термина Д.т. Подтверждает его определение в "Люй-ши чунь цю" (3 в. До н.э.). "(Когда) Небо, Земля и тьма вещей (подобны) телу (шэнь (2)) одного человека, это называется Д.т.". Понятие "гун (2)", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном.

Справедливость, связанная с термином "гун (2)", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы (1)) и самостийных группировок (дан) (напр., "Чжуан-цзы", 33. "Люй-ши чунь цю", I, 1, 14). Т.о., гун (2) может означать принадлежность не всем, а "главным" - князьям-гунам, репрезентантам (см. Гун (1)) всех уровней социальной иерархии, на вершине к-рой находится гл. Репрезентант - государь. В онтологич. Плане подобная справедливость означала соответствие космич. Порядку и его репрезентанту - дао. А. И. КобзевШирота спектра возможных толкований концепции Д.т. Обусловила ее использование политиками и идеологами, преследовавшими разные политич.

Цели. В сер. 19 в. Руководитель восстания тайпинов Хун Сюцюань в "Поучении об истинном пути к пробуждению мира" ("Юань дао цзю ши сюнь") представил Д.т. Как свой социальный идеал. Кан Ювэй осуществил синтез эгалитарной трактовки концепции Д.т. С учением школы Гунъян о "трех эрах" (см. Хэ Сю). Он распространил учение о "трех эрах" на историю человечества, разделив ее на два противоположно направленных цикла. Тай пин ("Великое равновесие")- Шэн пин ("Поднимающийся покой")- Цзюй луань ("Установление хаоса") и Цзюй луань - Шэн пин - Тай пин. Фактич. Отождествление Д.т. С эгалитарно интерпретированным состоянием Тай пин придали идеалу Д.т. У Кан Ювэя черты утопическо-социалистич. Модели об-ва. В соответствии с учением о "трех эрах", согласно к-рому восстановление идеального порядка осуществляется постепенно вширь (царство Лу - Поднебесная - варвары), идея осуществления Д.т.

Была осмыслена как процесс обновления мира, исходящий из Китая.Лян Цичао определил учение Кан Ювэя о Д.т. Как "социализм", указав на наличие многочисленных "неосознанных совпадений" в доктринах Кан Ювэя и зап. Социалистов. По его мнению, тождественны Д.т. Также социальные идеалы Платона и англ, утописта Т. Мора. В 1901, находясь под влиянием социал-дарвинистских идей, Лян Цичао отмечал, что путь к эре Д.т. Идет через стадии "национализма" и "нац. Империализма" (миньцзу дигочжуи), уже пройденные или только начинающиеся в Европе. Противники же социал-дарвинизма противопоставляли ему идеал Д.т., способствовавший восприятию частью кит. Интеллигенции (Лю Шифу, Цай Юанъпэй, Сунь Ятсен, Ли Дачжао и др.) идеи "взаимопомощи" П.А.

Кропоткина. Парижская группа кит. Анархистов "Новый век" во главе с У Чжихуэем видела в Д.т. Идеал анархизма - об-во всеобщего равенства, "естеств." добра, отсутствия всякого принуждения, правительства, вооруж. Сил, границ между расами, странами и индивидуумами, конкуренции и т.п. Сторонники анархизма считали возможным осуществление Д.т. Без промежуточного этапа "национализма", на к-ром настаивали Сунь Ятсен и его единомышленники, понимавшие под Д.т. Единое всемирное гос-во, где все народы равноправны и едины.Под влиянием Октябрьской революции Сунь Ятсен идентифицировал Д.т. С целью всемирной революции. Задача обретшего могущество Китая должна состоять в том, чтобы уничтожить империализм и воссоединить человечество на принципах Д.т.

Он переосмыслил свою концепцию "нар. Благосостояния" (минь шэн (чжуи)), прежде сопоставлявшуюся им с системой "колодезных полей" (цзин тянь), приравняв идею коммунизма к "идеалу Конфуция о мире Д.т."- конкр. Цели внутри более общего принципа "нар. Благосостояния". Подчеркивая конф. Характер Д.т., Сунь Ятсен видел в даосизме идеологию анархизма, препятствующую осуществлению революц. Целей (ср. Мнение гоминьдановца Ху Хань-миня о том, что, хотя анархисты тоже придерживаются идеала Д.т., они "не владеют методами его реализации").Один из идеологов "движения за новую культуру", У Юй, напротив, усматривал происхождение конф. Идеала Д.т. В даос, представлениях о состоянии об-ва при легендарных правителях древности. Близкой оценки придерживался Чэнь Дусю.

Даосской считал концепцию Д.т. Также Лян Шумин, что соответствовало его взглядам об идеальном "аграрном об-ве". Фэн Юлань в 1964 принял тезис не о даос., а моистском характере идеи Д.т.Моистская интерпретация Д.т., предложенная в 1949 Цай Шансы, дала возможность увязать этот идеал с идеологией традиц. Крестьянских движений. В это же время Мао Цзэдун связал идею Д.т., долгое время считавшуюся принадлежностью идеологии Гоминьдана, с будущим развитием нар. Республики. В кит. Политич. Лексике кон. 70-х - 80-х гг. Д.т. И Сяо кан являются метафорами соответственно абсолютного (мировой уровень) и относительного ("уровень среднеразвитых стран") процветания. По материалам С. Л. Тихвинского, Р. Фельбера**Фельбер Р. Концепция Д.т. В новое и новейшее время // Китай.

Гос-во и об-во. М., 1977. Борах Л.Н. Обществ, мысль Китая и социализм (нач. XX века).М., 1984. С. 78 - 115. Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. Основы конф. Социальной утопии // Кит. Социальные утопии. М., 1987. С. 89 - 98. Хоу Вайлу и др. Чжунго лидай Д.т. Лисян (Идеал Д.т. В истории Китая). Пекин, 1959. Дэн Чупин. "Тянь ся вэй гун" юань и синь тань (Новое рассмотрение изнач. Смысла (выражения) "Тянь ся вэй гун") // Вэнь ши чжэ. 1984, №4. PokoraT. On the Origin of the Notions T'ai-p'ing and Ta-t'ung in Chinese Philosophy // Archiv Orientalni. 1961. Vol. 29. №3.

Значения в других словарях
Пять куч

У ЮНЬУ инь, у чжун, санскр. Панча скандха - доел, "пять куч", "пять скоплений"Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. Деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа (1), п. 2), распределяющихся по пяти осн. Группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд. Представлениям, эмпирич. Личность. В учении хинаяны, трактующем "человеч. Я" (найратмья, жэнь во) ка..

Пять элементов

У СИН("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов")Одна из основополагающих категорий кит. Философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. Параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.Этимология. Значение иероглифа син (3) - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. В т.н. Космогонич. Порядке суть "вода", "огонь", "мет..

Равенство. канон великого равенства

См. Благоденствие. Канон великого благоденствия. ..

Размышление в одиночестве

ШЭНЬ ДУ "Самоконтроль", "размышление в одиночестве".Конф. Понятие, выражавшее одно из требований к нормативной личности. В древности подразумевало гл. Обр. Контроль, осуществляемый "благородным мужем" (цзюнь цзы) за своим поведением даже в то время, когда его никто не видит ("Чжун юн". "Ли цзи чжэн чжу" - "Резюмирующий коммент. Чжэн Сюаня на "Записки о правилах благопристойности"). В неоконфуцианстве выражение Ш.д. Стало толковаться как обозначение способа самосовершенствования. Так, Чжу Си (12 ..

Дополнительный поиск Равенство великое Равенство великое

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Равенство великое" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равенство великое, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 17 символа