Фань чжэнь
Фань Цзыжэнь450(?), Наньсян (совр. Пров. Хэнань),- 515(?)Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. Службе в пер. Правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. Пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. Устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. И совр. Ему кит. Мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. Сансара, кит. Лунъхуэй) и воздаянии (карма, е).
Осн. Филос. Соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. Уровне (80 - 90-е гг. 5 в. И 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.Осн. Постулат теоретич. Построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)). Опираясь на традиц. Для кит. Философии представления о человеке как о психофизич. Целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. Завершения. Ф.Ч. Отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци).
Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. Жизнь человека, подчиняются только естеств. Законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. Разумного существа, подвергал резкой критике религ. Предрассудки и верования, давая им рационалистич. Объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. Последовательно выступал против идеалистич. Тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. И рационалистич. Тенденций древней и раннесредневек. Философии Китая, осталось непризнанным его современниками.
Одна из причин этого заключается в построении имсистемы доказательств на метафорич. Сравнениях. Те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.**Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. Атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1. Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. Также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".М.Е. Кравцова.
Дополнительный поиск Фань чжэнь
На нашем сайте Вы найдете значение "Фань чжэнь" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фань чжэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 10 символа