Фань чжэнь

238

Фань Цзыжэнь450(?), Наньсян (совр. Пров. Хэнань),- 515(?)Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. Службе в пер. Правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. Пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. Устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. И совр. Ему кит. Мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. Сансара, кит. Лунъхуэй) и воздаянии (карма, е).

Осн. Филос. Соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. Уровне (80 - 90-е гг. 5 в. И 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.Осн. Постулат теоретич. Построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)). Опираясь на традиц. Для кит. Философии представления о человеке как о психофизич. Целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. Завершения. Ф.Ч. Отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци).

Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. Жизнь человека, подчиняются только естеств. Законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. Разумного существа, подвергал резкой критике религ. Предрассудки и верования, давая им рационалистич. Объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. Последовательно выступал против идеалистич. Тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. И рационалистич. Тенденций древней и раннесредневек. Философии Китая, осталось непризнанным его современниками.

Одна из причин этого заключается в построении имсистемы доказательств на метафорич. Сравнениях. Те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.**Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. Атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1. Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. Также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".М.Е. Кравцова.

Значения в других словарях
Фань Чжэнь

(около 450 – 515) китайский философ-материалист. Автор трактата «Шэнь ме лунь» («Об уничтожении души»), направленного против учения махаяны (См. Махаяна) о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и рассматривает взаимоотношение души и тела. Ф. Ч. Считает, что душа – функция тела и уничтожается с его смертью. Все части тела – одновременно части души. В отрицании бессмертия души Ф. Ч. Видит важное средство освобождения людей от страха перед муками ада и надежды на загробное воздаяние. Лит..

Фа-шу-ши

См. Закон - искусство - власть/насилие. ..

Фан ичжи

Фан Мичжи, прозв. Маньгун. 1611, Тунчэн (совр. Пров. Аньхой), - 1671.Философ, ученый. В молодости вместе с Чэнь Чжэньхуэем, У Инцзи и Хоу Фанъюем ("четыре князя кон. Эпохи Мин"), а также Хуан Цзунси стал участником реформаторской группировки "Об-во возрождения" (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, засилья дворцовых клик, непоследовательной внеш. И внутр. Политики. Имел высшую ученую степень цзиньши, был инспектором Ханьлть академии. После падения дин. Мин в 1644 бежал на юг, п..

Фасин школа

Фасин цзун.Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к-рые одинаково трактовали "сущность дхарм" (санскр. Дхар-мата, кит. Фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. На доктринах одного из направлений махаяны - мадхьямики (см. Буддизм в Китае), центр, место занимает идея о потенциальном наличии у всех людей "сущности будды" (фо син), отождествляемой с "истинной сущностью" (бхутатхата, чжэнь жу). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по Ф.ш., является..

Фацзан

Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), - 712.Третий патриарх и фактич. Основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. В семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (См. Также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. Оказал др. Его учитель - Чжиянь, второй патриарх Х..

Дополнительный поиск Фань чжэнь Фань чжэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фань чжэнь" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фань чжэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 10 символа