Фацзан

147

Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), - 712.Третий патриарх и фактич. Основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. В семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (См. Также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. Оказал др. Его учитель - Чжиянь, второй патриарх Хуаянь. Большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуасы и Дац-зяньфусы. Пользовался покровительством танского имп. Двора, в особенности императрицы У Цзэтянь (У-хоу). Получил офиц. Титул "го и фа ши" ("единств, в гос-ве наставник Закона").

Осн. Труды - коммент. К "Хридайя сутре" (кит. "Божоболоми синь цзин" - "Сутра сердца праджняпарамиты"), к "Ланкаватара сутре" ("Жу Лэнцзя цзин" - "Сутра о вступлении на Ланку"), к "Махаяна шрадцхотпада шастре" ("Да чэн ци синь лунь" - "Шастра о пробуждении веры в махаяну"), к "Аватамсака сутре" ("Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды") и краткий трактат ("Цзинь ши цзы чжан"- "Главы о золотом льве"), излагающий учение Ф. И школы Хуаянь в целом.В основе философии Ф. Лежит концепция универсальной причинной обусловленности (у цзинь юань ци, юань ци (2)). Все элементы универсума-дхармадхату (см. Фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего.

Единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в "едином сознании" (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах. Ли ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) принципов и вещей/дел", см. Ли - ши), осн. На махаянском постулате о тождестве нирваны (непань) и сансары (лунъхуэй). Ши ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел"). В результате Ф. Создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции "единичное - многое" (и -до) и "тождественное- отличное" (тун - и). Ф., пересмотрев доктрину виджнянавады (см. Вэйши школа) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (и та ци син - "зависимого бытия", "бытия, опирающегося на другое") выше абс.

Бытия - паринишпанна (юань чэн). Для Ф. Уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единич. "вещей/дел" (ши (3)) и мир единого бытия идеального "принципа" (ли (1)). Поэтому его реальность превосходит и первый, и второй уровни, будучи равной "единому сознанию" и дхар-макайе (фа шэнь - "тело Закона", "тело Будды").Все известные Ф. Буд. Учения он подразделял на пять групп (у цзяо - "пять учений"), а те, в свою очередь, на "десять школ" (ши цзя), установив иерархию их "истинности". Высшим и самым совершенным назван буддизм Хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзунми (8 - 9 вв.). Филос. Взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов Хуаянь, оказали также влияние на учение Чань школы, а в 11 -12 вв.- на филос.

Проблематику и терминологию неоконфуцианства.**Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюйбянь (Критич. Биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзи-нань, 1982. С. 3 - 44. См. Также лит-ру к ст. Хуаянь школа.Е.А. Торчинов.

Значения в других словарях
Фань чжэнь

Фань Цзыжэнь450(?), Наньсян (совр. Пров. Хэнань),- 515(?)Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. Службе в пер. Правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. Пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. Устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиб..

Фасин школа

Фасин цзун.Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к-рые одинаково трактовали "сущность дхарм" (санскр. Дхар-мата, кит. Фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. На доктринах одного из направлений махаяны - мадхьямики (см. Буддизм в Китае), центр, место занимает идея о потенциальном наличии у всех людей "сущности будды" (фо син), отождествляемой с "истинной сущностью" (бхутатхата, чжэнь жу). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по Ф.ш., является..

Фигура

СИН (1). "(Индивид.) природа" ("качество", "характер", "пол"). Категория традиц. Кит. Философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки "сердце" и "жизнь", "рождение") указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку - на связь с психосоматич. Структурой. Обозначает природные качества каждой отд. Вещи, в особенности человека (без спец. Определения - обычно человеч. "природу"). В филос. Построениях категория С., как правило, фигурировала в соотношении с понятиями "доб..

Философ из хуайнани

"ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ" "Философ из Хуайнани".Др. Назв. - "Хуайнань хун ле" ("Хуайнань Великая мудрость").Памятник 2 в. До н.э., сост. При дворе Хуайнаньского князя Лю Аня. Согласно источникам, включал три книги. "внутр." (21 цзюань - "свиток"), "толковавшую о дао", "внеш." (33 цзюаня) - "о разном" и "среднюю" (8 тетр.) - "о святых и искусстве алхимии" (см. Сянь сюэ). "Х.-ц." отличают образность, искусно построенная ораторская речь, сочетание различных стилей (от логизирующего до высокопоэтич.). В нем об..

Дополнительный поиск Фацзан Фацзан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фацзан" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фацзан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа