Янмина школа
Янмин сюэ пайСогласно Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (кон. 15 - 16 в.) образовали шесть территориальных группировок. 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун). 2) Цзянсискую (Цзян ю). 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун). 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун). 5) Шань-дун-Хэнаньскую (Бэй фан). 6) Фуцзянь-Гу-андунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их осн. Представителями были соответственно. 1)Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 - нач. 16 в.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.). 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (кон. 15 - 16 в.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 - нач. 17 в.), 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15 - 16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.). 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (кон.
15 - 16 в.). 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (кон. 15 - 16 в.), Ян Дунмин (16 - нач. 17 в.). 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Гл. Роли на идеологич. Сцене Китая 16 в. Играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя - Ван Гэня (кон. 15 - 16 в.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали. Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15 - 16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 - 17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, Оуян Дэ.В конце 16- 1-й пол. 17 в. Помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиц. Ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина.
Пучение "(о знании, на чем) остановиться, (и умении) совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая - ученика Цзоу Шоуи. 2) учение Дунлиньской школы, основатель к-рой - Гу Сяньчэн был учеником Сюэ Инци - ученика Оуян Дэ и к к-рой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн. 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками - Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).Осн. Дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравств. Усилий" (гунфу (2)), о связи "индивид, природы" (син (!)) и психики ("сердца" - синь (1)) с добром (шань), злом (э, см. Син (1)) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практич. Реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека.
По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом (см. Чань школа) и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун, см. Дун - цзин), "натуралистич." и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники - Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократич. Устремления ее представителей, склонных к утопич. ("безумному" - куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отд.
Личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у, см. Хуэйнэн, Чань школа) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у (1)) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравств. Усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абс. Отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь).Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравств.
Усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин (2)). Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи (5)) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутр. "просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники - Не Бао и Ло Хунсянь, за к-рыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъ-янь и Ван Шихуай.Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравств.
Усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма. Экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиц. Культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей-дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличии").У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.Маньчж. Завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й пол.
17 в. Привели к разрушению прежде идейно доминировавшей В.Я.ш. Начавшееся в 16 в. Проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. К возникновению там собств. Янминистских школ - оёмэй-гакуха и янменхакпха.** Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и ютассич. Кит. Философия. М., 1983. Хуан Цзунси. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (дин.)* Мин). Кн. 1 - 12. Шанхай, 1933. Фэй Хайцзи. Ван Янмин сяньшэн дэ мэньжэнь син син као (Изучение характера и деятельности учеников Ван Янмина) // Сяньдай гоцзя. Т. 90. 1972. Его же. Ван Янмин мэньжэнь гэсин чжи жэньши (Индивид, ознакомление с учениками Ван Янмина) // Дунфан цзачжи. 1972. Т. 5. № 12. Окада Такэхико. Оёмэй то Минмацу но дзюгаку (Ван Янмин и конфуцианство кон. (дин.) Мин). Токио, 1970. ChangC.
The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 98-148. Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol.23. N1-2. P. 139-149.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Янмина школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Янмина школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Янмина школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 12 символа