А. П. Чехов - Степь
Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидяткупец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленькийдлинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью,Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназиюв большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Емугрустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает,говоря обычные слова о том, что ученье — свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован:«Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно какпо-русски».
Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшееученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризомсестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца,который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей МоисейМоисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный длябольного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник — настоящие«господа». Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мирчеловек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата,что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения.
Моисей Моисеич его ругает, о.Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, оченькрасивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то полякКазимир Михайлыч. «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором поделам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми. Пантелеем, старообрядцем и оченьстепенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке ипьёт воду из лампадки. Емельяном, старым и безобидным человеком. Дымовым, молодым неженатымпарнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома.
Васей, бывшим певчим,простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь. Кирюхой, ничем особенно непримечательным мужиком. Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жилилучше и пошли работать в обоз из-за нужды.Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сценегрозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы изсвоей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с нимив приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинныминожами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самимПантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явнонепростой жизни.
Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится срусским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острымзрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей. Он ест живого«бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В неместь что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы.Ему «скучно», и от скуки он делает много злого. Зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея,большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. П. Егорушка его не любит ибоится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столькоупоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок.
На самом деле— это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками;очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленькимчеловеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядяочень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о.Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерстипродал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о.Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью кжизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч.
Из всех персонажей повести он самыйгармоничный.Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, котораяотписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов ицветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подалдокументы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику,Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше неувидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, чтодо сих пор было пережито. Он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовалновую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?».
Дополнительный поиск А. П. Чехов - Степь
На нашем сайте Вы найдете значение "А. П. Чехов - Степь" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением А. П. Чехов - Степь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 19 символа