Aktion

412

AKTION (Акцион - действие) - еженедельный литературный журнал, выходящий с 1911 в Берлине, издаваемый и редактируемый Францем Пфемфертом. Этот журнал сыграл большую роль в литературной жизни Германии военного и революционного времени, и его именем - активизмом - называется целое литературное течение. Основатели и сотрудники А. - группа литературной богемы, к-рая более или менее сложилась уже к 1907 и резко выступила против старых форм в литературе и мещанства в жизни. Молодое поколение литературно-интеллигентской богемы сплотилось в последние годы перед войной, когда растущий капитализм и империализм особенно давили на мелкое мещанство и интеллигенцию и в воздухе чувствовалась приближающаяся гроза. Эти люди всячески старались показать свое презрительное отношение к современному обществу и принятым в нем этическим и эстетическим нормам, они «эпатировали» буржуазное общество.

Одновременно в литературной жизни страны намечается распад импрессионизма и переход через неоромантизм к экспрессионизму. Новая богемная интеллигенция и стала носительницей нового, тогда еще не сложившегося и столь нашумевшего впоследствии стиля - экспрессионизма. А. - один из первых организующих центров экспрессионизма. В списке сотрудников этого журнала мы в первое время встречаем почти всех молодых экспрессионистов.Переоценивая и отрицая все старое в литературе, А. Переносит свое отрицательное отношение на все области современной ему жизни. Активизм становится левым крылом экспрессионизма. Главные руководители журнала - Пфемферт, Курт Гиллер, Людвиг Рубинер.Все они призывают к активному вмешательству, изменению жизни.

Искусство и литература - могучий стимул в борьбе за новый мир, - вот один из главных тезисов этой группы, с которым не согласились многие другие экспрессионисты, считающие искусство самоцелью. Стремление действовать, по мнению А., определяет назначение художника, его политику и социальную сущность. Поэт отсюда признается величайшим революционером, величайшим преобразователем существующего. И в первую очередь А. Стремится к воздействию на жизнь через литературу, через революцию формы и содержания в самой литературе. Но руководители журнала, последовательные в своем активизме, не могли ограничиваться только революционным отношением к существующей литературе. Они логически пришли к критике всех форм современного им буржуазного общества.

Самой резкой критике подвергается мещанство с косностью его быта, против него выставляются радикальные требования, доходящие до таких крайностей, как провозглашение проституции идеалом любви, а люмпенпролетариата, воров, убийц, преступников - идеальными членами общества. С самого начала Aktion проявляет отрицательное отношение к империализму, к милитаристской политике буржуазии, и в этом отношении журнал является антимилитаристским. Он не отступает от своих позиций даже во время войны, при господстве самого отчаянного шовинизма. Беспощадной критике в А. Подвергается соц.-дем. Партия за ее мещанство и патриотизм. Как подлинные защитники интересов человечества уже с 1914 выдвигаются Карл Либкнехт и Роза Люксембург, к-рым дается место в журнале в то время, когда других возможностей печататься у них не было.

С 1915, под нажимом милитаристской цензуры, журнал принужден ограничиваться чисто литературным материалом. Его революционный характер выражается гл. Обр. В печатании антимилитаристских стихотворений молодых экспрессионистов, находящихся по большей части на фронте. С революцией 1918 журнал становится активным политически, выражает левые революционные тенденции, признает программу и тактику коммунистической партии. Несмотря на это, идеология журнала является целиком нематериалистической. Она обнаруживает полное непонимание идей Либкнехта и Люксембург, к-рых активисты считают своими политическими вождями.Курт Гиллер и Людвиг Рубинер, так же как многие интеллигенты их группы, понимают под революцией духовное перерождение человека и поэтому требуют духовной революции, усматривая ее временно в коммунистическом перевороте.

Это ярко показывает книга Рубинера «Der Mensch in der Mitte» (Человек в середине), отрывки из к-рой печатались в А., где пропагандируется духовная «общность», и драма «Die Gewaltlosen» (Непротивленцы), где создание новой «общности» происходит без применения насилия, посредством перерождения всех людей, даже самых злостных противников свободы. Рубинер старается соединить классовую и духовную борьбу, призывая через классовую борьбу к духовному перерождению. Также Курт Гиллер, выражающий свои идеи не только в А., но и в ежегоднике «Das Ziel» (Цель), говорит только о духовном величии и победе. Таким был А. Во время революции, когда он считал себя коммунистическим журналом. Печатая теоретиков коммунизма, А. В то же время высказывался против марксизма и материализма, стремясь соединить истинную революционность с мистикой и своеобразной религиозностью.Собирая вокруг себя богемно-интеллигентскую молодежь, А.

Не стремился к установлению полного единства теоретических взглядов и единства художественного стиля. Журнал был собирателем левой интеллигенции страны, стремящейся к активному изменению жизни. В нем принимали участие такие, сравнительно немолодые, но левые писатели, как Генрих Манн, Карл Штернгейм, Эрих Мюзам, и молодые литературные силы, как Иоганнес Бехер, Франц Юнг, Газенклевер, Эдшмид, Голл, Вольфенштейн, Бенн, Деублер, Верфель, Эренштейн, Клемм и многие другие. Одна часть сотрудников А. Во время революции отошла от него, не признавая его политического уклона, а другая, как Юнг, Мюзам, Бехер, Рубинер, повернули влево. Из них Бехер (Рубинер умер в 1920) остается в рядах пролетариата до настоящего времени.С 1920 А.

Превращается в чисто политический, коммунистический журнал. За исключением политически-полемических стихотворений Мюзама и Дорту, мы не встречаем в нем других литературных произведений.После введения нэпа в России А. Становится «левее» коммунистической партии, усматривая в ее политике поправение и оппортунизм. А. Превращается в антикоммунистический журнал, в жалкий антикоммунистический листок, нападающий наряду со всей буржуазной прессой на Советский союз и Коминтерн. Он теряет всякое значение, между тем как в свое время А. Был передовым журналом левой интеллигенции, на к-ром ярко сказались все колебания и невыдержанность этой общественной группы. Среди мракобесов довоенной и военной Германии А. Имел большое революционизирующее значение.

Но, не имея твердой классовой идеологической базы, он это значение потерял и должен был распасться тогда, когда революционное время требовало твердых решений. Только те из сотрудников журнала, к-рые вместе с частью левой интеллигенции преодолели свою интеллигентскую сущность и присоединились к пролетариату, остались действительно активными и полезными в борьбе за лучшее будущее всего общества.Одновременно с Германией активизм как литературное движение возник и в ряде стран (Франция, Америка, Голландия, Чехия, Сербия). Во всех этих странах, как и в Германии, носителем активизма была левобуржуазная интеллигенция. После Октябрьской революции политическая программа активизма потеряла всякий смысл даже в глазах самих активистов.

А. Как литературная группировка распался. Часть активистов растворилась в буржуазных литературных группировках, а часть примкнула к коммунистическому движению.

Значения в других словарях
Яшин А. Я. - Пустырь

Сколько лет мы видим этот дом —Ни куста, ни деревца кругом.Своего соседа не пойму.Как же так:Весь век в своем дому,На земле родной,Землею жить —И не знать ее, не полюбить?Очень занят. Некогда ему?Хоть бы раз он руки натрудил:Если ни цветов, ни деревца,Хоть бы редьку, что ли, посадил.Вырыл бы канавку у крыльца:В дождь не лужи были бы — ручей..Самых правильных его речейНе могу дослушать до конца:Вдруг встает перед глазами домИ пустырь...Сухой пустырь кругом.1958. ..

Academia

ACADEMIA - книгоиздательство Государственного института истории искусств в Ленинграде, существующее при нем как подсобное предприятие на хозяйственном расчете и находящееся в ведении Наркомпроса. Возникло 31 декабря 1921. В первые годы деятельности программа издательства носит неопределенный характер. Наряду с книгами по литературе и искусству, оно издает и книги по истории, обществоведению, философии и даже по точным и прикладным наукам. При этом в области гуманитарных наук выпускаются по преи..

Allegro

ALLEGRO - псевдоним поэтессы Поликсены Соловьевой . ..

Barditus

BARDITUS - древнегерманское слово, приводимое Тацитом («Германия», гл. 3) как обозначение боевой песни или клича, по отголоску которого, вызванному «поднятыми ко рту щитами», гадали об исходе битвы. О боевом пении или победном заговоре в щиты знает и древнескандинавская традиция (ср. «Эдда»).Библиография. Mullenhoff, De antiquissima germanorum poesia chorica, 1847. Unwerth u. Siebs, Gesch. D. Deutsch. Literatur b. Zur Mitte d. XI Jhnt., L. U. B., 1920. ..

Дополнительный поиск Aktion Aktion

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Aktion" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Aktion, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "A". Общая длина 6 символа