Dolce stil nuovo

426

DOLCE STIL NUOVO (итальянское - «сладостная новая манера письма») - лит-ое направление, возникающее на грани средних веков и Возрождения в крупных торговых городах Тосканы и Романьи - Флоренции, Ареццо, Сиене, Пизе, Пистойе, Болонье и других. Представленный лирической продукцией многочисленных поэтов XIII-XIV вв. (Гвидо Гвиницелли, Онесто да Болонья, Гвидо Кавальканти, Лапо Джани, Чекко Анджольери, Данте Алигиери, Данте да Майано и др.) D. S. N. Характеризуется совершенно своеобразным разрешением центральной проблемы средневековой лирики - взаимоотношения «земной» и «небесной любви». В то время как религиозная лирика пышно расцветающей в эту эпоху мариолатрии прославляет в терминах земной страсти Мадонну, призывая к отречению от плотского греха, в то время как куртуазная поэзия, восхваляя рыцарское служение даме, воспевает радость физического обладания, - поэзия D.

S. N. Находит разрешение конфликту обоих мировоззрений в сложной символике образов. Образ земной владычицы не устраняется, но превращается в символ - в доступное чувственному восприятию воплощение и откровение божества. Поклоняясь в ней божественной сущности, влюбленный поэт поклоняется самому богу. Так освящается любовь к женщине, - «земная любовь» сливается воедино с «любовью небесной». Этой своеобразной «философией любви» D. S. N. Определяются все особенности его сюжетики и формы. Для него характерен величавый образ возлюбленной, «благородной и пречестной», «одеянной смирением» (Данте), «сияющей паче звезд» (Гвиницелли), «в очах своих несущей любовь» (Данте). В восхвалении ее - всегда под вымышленным аллегорическим именем (возлюбленная Кавальканти называется Весной - Примавера, возлюбленная Данте - Блаженной - Беатриче) - поэты часто прибегают к эпитетам церковных гимнов.

«pia», «gentilissima», «benedetta». He менее типичен и образ возлюбленного - поэта, философа и светского богослова, проникшего во все тонкости хитросплетений любовной схоластики, умеющего уловить и запечатлеть глубочайшие извивы тайной любви. Обсуждение проблем любви в форме обмена сонетами - один из излюбленных приемов D. S. N. Ко «всем, чей дух покорен и благородно сердце», обращает напр. Данте свой загадочный сонет о возлюбленной, вкусившей из рук Любви его пылающее сердце, - и получает ответные сонеты-разгадки от Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя и Данте да Майано. Любовные отношения в D. S. N. Лишены форм вассального служения, столь типичных для куртуазной лирики. Любовь, воплощаемая обычно в образе прекрасного юноши, мыслится поэтами D.

S. N. Как стихийная сила, «проникающая через взоры в сердце» и воспламеняющая его желанием той, «что с небес сошла на землю - явить чудо» (Данте). Но любовь эта в то же время проникнута чисто земным вежеством (Данте прославляет бога, как «sire de la cortesia»), она влечет за собой столь чуждые монашескому аскетизму и мистическим экстазам «добродетели» радости и веселья (allegrezza, leggiadria, gajezza).Сюжетика D. S. N. Определяет его тонику, стиль и язык. Сложная символика образов, порой грозящая перейти в путанный аллегоризм. Однообразие и частая повторяемость ситуаций и символов. Соединение эпитетов и формул светской и религиозной лирики. Введение в патетический высокий стиль философских, богословских и даже юридических терминов.

Игра словами и общая загадочность выражения, - все это соединяется в dolce stil nuovo с глубиной и искренностью лирической эмоции, с поразительной яркостью видения (исследователи называют Гвидо Гвиницелли «un visuale»), с пантеистическим восприятием мира. В сонетах Данте волшебная ладья скользит по морю, унося поэта с его друзьями и возлюбленной, и в миг его скорби камни, сочувствуя «опьянению великого трепета», «кричат. Умри, умри!»Чтобы определить культурно-исторические основы этого своеобразного явления, необходимо вспомнить, что оно зарождается и расцветает в центрах торгового капитала этой эпохи - в городских коммунах средней Италии. «От притязаний церковной власти эти коммуны умели так же хорошо обезопасить себя, как и от покушения императоров.

В них пышно развертывалась жизнь процветающей буржуазии, в них зачиналась та городская культура, из которой позднее должны были почерпнуть свои силы гуманизм и Ренессанс» (Векслер). В то время как только поднимающееся городское сословие северных стран или слепо усваивает формы рыцарской культуры или, борясь с ней, противопоставляет ей возрождающиеся формы церковной идеологии, в частности мистический культ Мадонны, торговая буржуазия итальянских городов, «эти покорные служению любви нотариусы и богатые горожане» (как их остроумно характеризует Фосслер), чувствует себя уже достаточно сильной, чтобы, ассимилировав элементы культуры обоих других сословий, оттолкнуться от них и создать на этой базе новую форму - провозвестницу идеологии Ренессанса .

Новые формы любовных отношений, чуждые реминисценций феодального строя, отсутствие в образе возлюбленной черт знатной дамы - супруги сеньора - и вознесение ее путем иной сложной символики, заимствованной из религиозной лирики. Искренность лирической эмоции, обусловленная свободным выбором героини и отсутствующая в панегириках трубадуров. Меньшее внимание к внешней форме и углубление философского содержания лирики, - все это, как убедительно доказал Векслер (E. Wechsler, Das Kulturproblem des Minnesanges, 1909), вытекает из совершенно отличного экономического положения зависящего от своего сеньора служилого рыцаря-трубадура и материально обеспеченного «торгового патриция» вольных городов Тосканы и Романьи.Библиография.

Обстоятельная библиография у Wechsler E., Das Kulturproblem des Minnesanges, Halle, 1909. См. Также лит-ру к именам, указанным в тексте.

Значения в других словарях
Deus ex machina

DEUS EX MACHINA (собственно - «бог из машины») - в своей основе латинское название драматургического приема древнегреческих трагиков. В тех случаях, когда трагическое действие слишком запутывалось, греческие трагики прибегали к искусственной его развязке. К концу драмы они вводили в действие какое-нибудь божество, которое своим вмешательством быстро приводило сложную интригу к определенному концу. Это божество (или «полубог») спускалось на сцену на особой подъемной машине (отсюда и название) из..

Die Weissen blatter

«DIE WEISSEN BLATTER» (Белые листы) - литературный журнал, издаваемый с 1913 сначала в Лейпциге, с апреля 1916 - в Цюрихе, в 1918 - в Берне, с 1919 - в Мюнхене. В первый год издания редактором «W. B.» был Гуго Геллер, потом Рене Шикеле, к-рый является главным идеологом и руководителем журнала. «W. B.» - один из органов, объединивших вокруг себя представителей нового еще в то время экспрессионизма . Экспрессионизм как в своей идеологии, так и в области художественного творчества был не совсем од..

Dorfgeschichte

DORFGESCHICHTE (буквально «сельская повесть)» - разновидность повести, тематика к-рой взята из крестьянской жизни. Если пользоваться этим термином в том значении, какое вкладывается в него немецким литературоведением, то к Д. Нужно отнести ряд повестей Ауэрбаха, Жорж Санд, «Антона Горемыку» и «Деревню» Григоровича, «Записки охотника» Тургенева, ряд произведений народников и др. Как явствует уже из этих примеров, деревня показана Д. Извне, со стороны, сквозь призму восприятия помещика, буржуа ил..

Enjambement

ENJAMBEMENT (французское - перенос) - несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в следующий ритмический отрезок. Например:«В ней вкус был образованный - онаЧитала сочиненья Эмина...» (Пушкин)или«Никто мне не скажет. Куда тыПоехал, куда загадал?» (Фет).Основным признаком E. Является несовпадение смысловой (синтаксической) и ритмической (произвольной, т. Е. Не предуказанной грамматически) пауз,..

Дополнительный поиск Dolce stil nuovo Dolce stil nuovo

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Dolce stil nuovo" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Dolce stil nuovo, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "D". Общая длина 16 символа