Enjambement
ENJAMBEMENT (французское - перенос) - несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в следующий ритмический отрезок. Например:«В ней вкус был образованный - онаЧитала сочиненья Эмина...» (Пушкин)или«Никто мне не скажет. Куда тыПоехал, куда загадал?» (Фет).Основным признаком E. Является несовпадение смысловой (синтаксической) и ритмической (произвольной, т. Е. Не предуказанной грамматически) пауз, благодаря чему интонация в конце ритмического отрезка (стиха) теряет обычный для нас характер законченности и характеризуется повышением голоса.Различают два основных типа переноса. 1. Фраза занимает всю первую строку и частью переходит во вторую («rejet») и 2.
Фраза кончается до конца строки, и уже новая, начавшаяся фраза переходит во вторую строку («contre-rejet»), напр.:«Ожиданье и обереганье (rejet)Лунного очарованья, лишь (contre-rejet)Первое, неверное мерцаньеЛьющего на дремлющий камыш» (В. Брюсов).Существует целый ряд различных видов E. Наиболее слабым видом его можно считать случай, когда фраза, перенесенная из первой строки во вторую, занимает всю ее, а в шестистопном ямбе доходит до цезуры.«Пред ним пустынные равниныЛежат пустынной пеленой» (Пушкин).Этот вид допускался даже в классическом французском александрийском стихе, вообще почти не допускавшем Е., напр.:«Mechant, ceest bien a vous d’oser ainsi nommerUn Dieu que votre bouche enseigne a blasphemer» (Расин).Наиболее резким видом E.
Является совпадение обоих его типов, напр.:«Ребят дворовая семьяСбежалась шумно. Не без дракиМальчишки разогнали псов» (Пушкин).Очень резким видом E. Является также перенос на служебных частях речи:«Смутились абиссинцы, ноТут выступил Ато-Гано» (Гумилев).Между этими крайними видами существуют различные по силе модификации Е., которые зависят от степени синтаксической и смысловой связанности разрываемых слов, силы пауз и т. П.E. Часто служит для выделения значимых слов в стихе, которые особенно подчеркиваются его своеобразным интонированием, иногда выполняет чисто ритмические функции, создавая своеобразные ритмические ходы, наконец часто употребляется в драматическом стихе, где облегчает создание разговорной интонации.
Различные функции Е. Зависят от общестилевой установки.E. Был известен и античной метрике (Siobos transgressio). Еврипид и Софокл употребляли его очень часто. В связи с античным Е. Можно поставить так наз. Синафию (continuatio), т. Е. Тесную связь между отдельными стихами строфы, выражавшуюся например в элизии (иначе - тмесис) между концом первого и началом второго стиха и даже в разрыве слова на две части:«Thracio bacchante magis sub inter -- lunia vento»,в перев. В. Брюсова:«Фракийский когда буйствует подноволунием месяц».Вообще E. Является очень распространенным приемом. Во Франции развитие его связано с А. Шенье и затем с романтиками (в особенности В. Гюго), нарушившими классическую традицию, отрицательно относившуюся к E.
В Германии его впервые широко развил Лессинг (вслед за английскими поэтами - Шекспиром, Мильтоном и др.) в пятистопном белом ямбе, к-рый вообще является размером, где больше всего применяется Е. В России Е. Был очень распространен в силлабическом стихе (Кантемир), с самого начала (хотя и редко) применялся в силлабо-тоническом стихе (Ломоносов), позднее он получил большое распространение (Пушкин, Медный всадник).Помимо основного вида E. (строчного) можно говорить еще об E. Цезурном (обычно в шестистопном ямбе), напр. «Я гибну, множество народа погубя» - и строфическом, когда интонация не заканчивается в конце строфы, а переходит в следующую строфу (строфич. E. Встречалось и встречается очень редко):«Очертания звезд, как заученный лозунг знакомы,Календарь похудел, значит нынче зима и ноябрь.Мухи мрут по углам, закупают дрова управдомы,И метели грустят, как поэты.
Но я бНикогда не сказал, что смешны эти зимние песни,И с поэтами сравнивать их безусловно нельзя.Зажигают огни. В помещеньях становится тесно.Говорят о стихах и друзей вспоминают друзья» (Гусев).Русский народный стих E. Не знает, но в германском героическом и куртуазном эпосе E. - огромное количество. Стихосложение (там же указана и библиография).
Дополнительный поиск Enjambement
На нашем сайте Вы найдете значение "Enjambement" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Enjambement, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "E". Общая длина 11 символа