Овидий

153

ОВИДИЙ (полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры - 17 нашей эры) - римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. Родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. Высокой степени своего экономического развития. О. Чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), - в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя.

Произведения О. Отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.О. Дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» - «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы. Иногда элегии О. Получали политическую заостренность. Поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О.

Создал в «Героинях» (Heroides) - сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. Черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической литературы и искусства, но мифологические образы О. Полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта - «учителя любви» - находит свое завершение в дидактических поэмах О. «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима.

Поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся «О средствах красоты лица» - «De medicamine faciei») О. Подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы - о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. П. В «Метаморфозах» О. Развертывает свыше 200 сказаний о чудесных «превращениях» в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого «превращения» хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.В «Фастах» (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях.

Впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста - О. Всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. Был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. Не известен. Вдали от Рима О. Не мог продолжать своих занятий «ученой» поэзией. «Метаморфозы» остались законченными вчерне, а «Фасты» и совсем недоделанными. Творчество О. В ссылке имело по преимуществу лирический характер. «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника. «Ибис» - гневная инвектива в «ученом» стиле против какого-то недоброжелателя. Дидактическая поэма о «рыбной ловле» (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум.

В Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. Высоко ценилась в древности трагедия «Медея». Популярность О. В античности и в средние века была огромна. «Метаморфозы» рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию («Ovide moralise»). Для светской поэзии (трубадуры, «Roman de la Rose») О. Оставался «учителем любви». Вокруг жизни О. Творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. Мифов, а в XVII-XVIII вв. Эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. Литературная действенность О. Ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О.

Несколько стихотворений посвятил О. И Майков.Библиография. I. Русск. Перев. Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902). Ars amatoria, перев. Прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905). Искусство любви и Средство от любви, перев. В стихах, под ред. Проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926. Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874-1876). Тристии, перев. А. Фета, М., 1893. Opera, hrsg. V. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I-III, Lpz., 1915-1924. L’art d’aimer (лат. Текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания. Ibis, ed. By P. Ellis, Oxford, 1882. Heroides, ed. By A. Palmer, L., 1898. De arte amatoria libri tres, erkl. V. P. Brandt, Lpz., 1902. Metamorphosen, erkl. V. O. Korn, 3 Aufl. V.

R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898. Fastorum libri sex, fur die Schule, erkl. V. H. Peter, Lpz., 1907. Id., ed. By J. G. Frazer, 1929. Amorum libri tres, erkl. V. P. Brandt, Lpz., 1911. Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913.II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, «ЖМНП», 1901, кн. VII. Его же, «ЖМНП», 1907, кн. II-IV. Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. Очерк к перев. «Баллад-посланий»). Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915. Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. Очерк к перев. «Средства от любви»), М., 1926. Lafaye G., Les Metamorphoses d’Ovide et leurs modeles grecs, P., 1904. Schrotter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908. Ripert E., Ovide..., P., 1922. Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924.

Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926. Martini E., Ovid u. Seine Bedeutung fur die romische Poesie, в кн. «Epitymbion», v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927. Slater D. A., Towards a Text of the «Metamorphoses» of Ovid, L., 1927.

Значения в других словарях
Овалов

ОВАЛОВ Лев Сергеевич (псевдоним Шаповалова) (1905-) - пролетарский писатель, журналист. Сын учителя. В течение 3 лет с 14-летнего возраста работал в типографии. Во время гражданской войны участвовал в подпольной партийной работе. Член ВКП(б) с 1920.Центральная тема творчества О. - показ производственно-политической жизни завода, быта рядового рабочего, постепенно осознающего себя хозяином производства. В «Болтовне» О. Сумел дать яркое реалистическое изображение производственной жизни типографии..

Ованисьян

ОВАНИСЬЯН ОВАНЕС - см. Иоанниссиани. ..

Овсянико-Куликовский

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1853-1920) - видный русский литературовед и санскритолог. Р. В семье крупного таврического помещика. Высшее образование получил в Петербургском, а потом в Новоросс. Университетах. По окончании Новороссийского университета работал в Петербурге у известного санскритолога, проф. И. П. Минаева, при помощи которого близко познакомился с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. В 1877 О.-К. «был оставлен ..

Огарев

ОГАРЕВ Николай Платонович (1813-1877) - выдающийся деятель русского революционного движения, поэт и писатель. Р. В семье богатого помещика. В 1834 в Москве, будучи уже студентом, О. Одновременно с Герценом был арестован и привлечен к следствию по делу «О лицах, певших пасквильные стихи», и после 8-месячного тюремного заключения, нашедшего впоследствии отражение в стихотворном отрывке «Тюрьма», был выслан на родину в Пензу под наблюдение отца и местного начальства. В 1838 Огарев получил разрешен..

Дополнительный поиск Овидий Овидий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Овидий" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Овидий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа