Адольф

619

АДОЛЬФ (фр. Adolphe) - герой романа Б.Констана «Адольф» (1806-1810. Изд. 1816). А.- персонаж во многом автобиографический. История его любви к польке Элленоре, любовнице некоего графа П.,- это, при всех несовпадениях конкретных ситуаций, история любви самого Констана и Жермены де Сталь. Их связь длилась более 15 лет (с 1794 по 1811), зная и ссоры и разрывы. Дневники Констана свидетельствуют о том, как много психологических наблюдений над собственными переживаниями вложил он затем в уста А., от лица которого ведется повествование в основной части романа. Однако между романом и жизнью есть среди прочих одно важное различие. Констан за годы своего «романа» с г-жой де Сталь успел влюбиться в нескольких других женщин и даже вступить в брак с Шарлоттой Гарденберг, которую знал еще до встречи с Жерменой.

В романе ситуация проще и потому трагичнее. Любви Адольфа и Элленоры мешают лишь они сами, их собственные характеры. А., сын министра одного немецкого курфюрста, рано потерял мать и рос под наблюдением отца, который был застенчив с собственным сыном и не умел высказать ему свою нежность. Поэтому А. Привык к одиночеству. Он прячет свои подлинные мысли за светским злословием, живет без цели и думает, что цели, которая была бы достойна хоть малейшего усилия, вообще не существует. Рассказы приятелей о любви и связях с женщинами пробуждают в нем любопытство, он ищет, в кого бы ему влюбиться, и начинает домогаться любви Элленоры скорее из тщеславия, чем из страсти. Поначалу он встречает сопротивление, но это лишь распаляет его чувство, а Элленора отвечает ему взаимностью.

Несколько месяцев любовники наслаждаются своим счастьем втайне, затем их связь становится известной всем. Элленора порывает с графом П., чтобы посвятить А. Всю свою жизнь, А. Начинает уже тяготиться необходимостью соизмерять каждый свой шаг с ее желаниями, но не может бросить возлюбленную. Отец А., недовольный тем, что его сын открыто содержит любовницу, собирается выслать Элленору из города. Чтобы спасти ее от этого позора, А. Уезжает вместе с ней, и любовники поселяются в небольшом богемском городке, а затем переезжают в Польшу, где Элленора получила наследство. А. Уже давно не любит Элленору так страстно, как прежде. Им движет не столько любовь, сколько жалость, ему неприятно слушать жалобы Элленоры, которая, чувствуя его охлаждение, осыпает его упреками.

В душе А. И сам соглашается с тем, о чем предупреждал его отец. Жизнь с Элленорой обрекает его на безвестность, лишает возможности проявить себя на каком бы то ни было поприще. Но характер А. Таков, что расстаться с Элленорой, причинить ей боль ему тяжело, и он постоянно откладывает расставание. Конец этой неразрешимой ситуации кладет смертельная болезнь Элленоры, которая, узнав о том, что А. Дал другу своего отца обещание порвать с нею, начинает чахнуть и умирает. А. Обретает долгожданную свободу, но она ему уже не мила, ибо одиночество оказывается еще страшнее.Самое замечательное в констановском изображении А.- анализ психологических механизмов, которые движут поступками героя. А. Действует то искренне, то по воле тщеславия, он жаждет независимости и одновременно нуждается в привязанностях, он страстно желает чего-то, но лишь только желание это исполняется, охладевает к предмету своей страсти, он стремится скрыть сам от себя истинные мотивы своих действий, он разрывается между велениями эгоизма и голосом сострадания.

Причем характер А. Раскрывается в истории его любви к Элленоре так полно, что, как замечает автор, по этому эпизоду можно судить обо всех других этапах его жизни, можно сказать наверняка, что он «не подвизался с пользой ни на каком поприще, что он растратил свои способности, руководствуясь единственно своей прихотью, черпая силы единственно в своем озлоблении». (Переводчик «Адольфа» на русский язык П.А.Вяземский подтверждал. «автор так верно обозначил нам с одной точки зрения характеристические черты А., что, применяя их к другим обстоятельствам, к другому возрасту, мы легко выкладываем мысленно весь жребий его, на какую сцену действия ни был бы он кинут».) В отличие от г-жи де Сталь, которая в романе «Коринна», создававшемся одновременно с «Адольфом», объясняет трагедию своих героев несходством их национальностей, Констана интересуют общечеловеческие свойства характера.

А., по меткому выражению того же П.А.Вяземского, «не француз, не немец, не англичанин. Он воспитанник века своего», и, более того, он представитель определенного типа людей, не исчезнувшего вместе с этим «веком», - чувствительных эгоистов, непоследовательных, нерешительных и безвольных. Современники, однако, видели в А. Прежде всего «сына века», наследника Рене и Чайльд-Гаролъда. В России одним из самых внимательных и восторженных читателей «Адольфа» был Пушкин, сообщивший некоторые черты А. Евгению Онегину, Валериану Волоцкому (герою незавершенного отрывка «На углу маленькой площади...») и даже Дон Гуану из «Каменного гостя».Лит. Вяземский П.А. Предисловие к переводу «Адольфа»//Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика.

М, 1984. С.122-129. Ахматова А.А. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина//Ахматова А.А. О Пушкине. М., 1989. С.51-89. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С.276-280. Benichou P. La genese d' «Adolphe»//L'Ecrivain et ses travaux. P., 1967. Blanchot M. «Adolphe ou le malheur des sentiments vrais»//Blanchot M. La part du feu.P, 1949.В.А.Мильчина.

Значения в других словарях
Агасфер

АГАСФЕР (франц. Agasfer) - герой романа французского писателя Эжена Сю «Вечный жид» (1844-1845. В русских переводах - «Агасфер»). Легендарным прототипом образа А. Послужил персонаж христианской легенды, возникшей в позднее средневековье. Согласно легенде, когда Христа вели на Голгофу, он, утомленный тяжестью креста, хотел присесть у дома одного еврейского ремесленника, но тот, озлобленный и измученный работой, оттолкнул его, сказав. «Иди, не останавливайся». «Я пойду,- сказал Христос,- но и ты б..

Агнеса Бернауэр

АГНЕСА БЕРНАУЭР (нем. Agnes Bernauer) - героиня трагедии Ф.Геббеля «Агнеса Бер-науэр» (1851). Образ А.Б. Исторический, в основу сюжета положены события хроники, относящиеся к первой трети XV века. Судьбе А.Б. Посвящены народные легенды, драматургические и прозаические произведения. По свидетельству Геббеля, при написании трагедии его вдохновляли такие женские образы, как Эмилия Галотти и Антигона. А.Б. - дочь цирюльника из баварского города Аугсбурга, за красоту, кроткий нрав и благочестие прозв..

Адриан Леверкюн

АДРИАН ЛЕВЕРКЮН (нем. Adrian Lewerkun) - герой романа Т.Манна «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (1947). В написанном в 1949 г. Без малого двухсотстраничном труде «История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа» Т.Манн с протокольной точностью воспроизводит ситуацию создания романа, фиксирует источники сюжета. По признанию автора, никого из своих героев он не любил так нежно, тревожно и преданно, как А.Л. Сходным образом относится к герою вы..

Адриенна Лекуврер

АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР (фр. Adrienne Lecouvreur) - героиня комедии-драмы Э.Скриба «Адриенна Лекуврер (1849). Героиня Скриба - историческое лицо, примадонна Комеди Франсез (годы жизни. 1692-1730), великая трагическая актриса, которая, по словам Вольтера, «изобрела искусство разговора сердцем» на сцене, где прежде царила холодная декламация. Ранняя и внезапная смерть А.Л. (она почувствовала себя плохо во время спектакля и скончалась тем же вечером дома) дала повод к различным слухам. Говорили, будто он..

Дополнительный поиск Адольф Адольф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адольф" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адольф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа