Адриан Леверкюн

542

АДРИАН ЛЕВЕРКЮН (нем. Adrian Lewerkun) - герой романа Т.Манна «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (1947). В написанном в 1949 г. Без малого двухсотстраничном труде «История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа» Т.Манн с протокольной точностью воспроизводит ситуацию создания романа, фиксирует источники сюжета. По признанию автора, никого из своих героев он не любил так нежно, тревожно и преданно, как А.Л. Сходным образом относится к герою вымышленный биограф - Серенус Цейтблом, преданный ему с детства единственный друг.А.Л. - любимое создание Т.Манна, «дитя его старости», самый сложный в контексте его творчества, может быть, самый трагический из его героев.

В противоположность «прозрачности» Ганса Касторпа, наблюдателя, но прежде всего ученика, А.Л. Смутен и загадочен. Он сам «продуцирует» реальность. В отличие от Иосифа с его судьбой-мифом, четко определенной принципом вечного повторения изначального узора, А.Л. Пленник индивидуальной трагедии.Образ А.Л. Относится к разряду ключевых для современной культуры не только как «художественная модель», но и как модель художника XX века. В этом герое культура «цитирует себя самое». А.Л. - художественный гомункулус, созданный путем организации «цитат», деталей биографий реальных прототипов (Ф.Ницше, композитора Гуго Вольфа) и того, что сам Т.Манн называл «пародией» - художественных, смысловых заимствований (разговор с чертом Ивана Карамазова, «фаустовский сюжет», коллизия стивенсоновских Хайда нДжекиля).

Образ героя структурируется и откровенными литературными параллелями. Прежде всего это, конечно, различные вариации мифа о докторе Фаусте - очевидна перекличка с героями народной книги «История доктора Иоганна Фауста, прославленного волшебника и чернокнижника», «Трагической истории доктора Фауста» К.Марло, Фаустом Гете. А.Л. Отчетливо сознает эту связь. Не случайно последнее свое произведение он называет «Плач доктора Фаустуса».А.Л. И сам «цитирует» искусство, превращая художественный опыт в повод для жизни. Знаменитый мотив сватовства (АЛ. Посылает Руди Швердтфегера сделать предложение Мари Годо, результатом чего стала помолвка Руди и Годо), заимствованный у Шекспира (по сюжету комедии «Бесплодные усилия любви» А.Л.

Пишет оперу), придает демоническое звучание поступкам героя, который «знает», чем все закончится (влюбленная в Руди Инеса Инститорис убивает его), то есть по собственной воле организует сюжет, гибельный для дорогих людей. При этом сам А.Л. Остается сторонним наблюдателем. Правда, окончательно определить меру «игры» А.Л. В жизнь сложно, как и понять, чего больше в его решении «процитировать» Шекспира - сознательного желания разрушить то, что больше всего дорого (герой не случайно выбирает в качестве посредника Руди Швердтфегера, к которому он питает особую привязанность), или невозможность отказаться от искушения воплотить прихоть нечаянной фантазии - воплотить, несмотря на неясное предчувствие финала.

Сама идея жизни для А.Л. Дискредитирована трагической возможностью воплощения освоенного искусством сюжета. Один из принципиальных мотивов романа - смех героя, неестественность, странность которого была очевидна для его преданного друга Цейтблома уже в детстве. Это смех «постороннего», смех наблюдателя, памятная деталь, акцентирующая главное свойство натуры А.Л. - холодность. «Мотив холода» устойчиво характеризует героя, связанного с дьяволом узами духовной сделки. За дар гениального творца он лишается права на любовь. Но уже в детстве А.Л. Странно отстранен от своих близких. Сверходаренный ребенок и юноша, А.Л. Эмоционально от природы холоден, его позиция - «не тронь меня» - «noli me tangere». В отличие от других Фаустов он сторонится телесного аспекта жизни, большую ее часть проживая отшельником.

В этом смысле .условие его контракта с дьяволом - запрет на любовь («Любовь тебе запрещена, поскольку она согревает. Твоя жизнь должна быть холодной, а посему не возлюби!») - только формальное закрепление уже существующего. Инфернальный собеседник А.Л. Саммаил (Ангел ада) не зря цитирует Аристотеля. «Всякие действия обращаются на того, кто заранее расположен их претерпеть». У А.Л. И без сговора с дьяволом был дар, но не случайно сговор произошел именно с ним. Он уже от рождения принадлежит ему, дьяволу. «Обручение» посредством Эсмеральды, hetaera esmeralda (аналогия с фактом биографии Ницше, заразившегося сифилисом после посещения публичного дома), разговор с чертом лишь способ легализации в материальном, вещном воплощении того, к чему он приговорен от века особым даром, признаки которого - унаследованные от отца головные боли (болезнь у Т.Манна всегда знак, печать избранности) и смех.

Тем драматичнее его готовность любить после сделки. Но всем своим «избранникам» он несет горе или смерть - «обаятельному вертопраху» Руди Швердтфегеру, единственной женщине, Мари Годо, любимому племяннику Непомуку Шнейдевейну. К финальному безумию, «Плачу доктора Фаустуса», он приходит уже иным, преображенным опытом «человеческого» страдания и боли.Трудно определить, что есть его «сцена с чертом» - плод фантазии или тот действительно явился молодому композитору в обличье пошлого остряка («Но ведь мы-то натасканы в литературе, мы сразу замечаем, что экспромт не нов...»). Черт А.Л. - его возможный двойник - сниженный парафраз, плут, трикстер, позволяет обнаружить связь с традицией литературного двойничества (Гофман, Гоголь, Достоевский, Стивенсон).

В декларативной двусмысленности, в ернической лексике, а также в способности прямо на глазах трансформироваться есть явное сходство со свитой Воланда.Двойственность природы личности и дара А.Л. Обнаруживается и в его творчестве, особенно в «Апокалипсисе», в котором «биографом» отмечается «субстанционное тождество между беспримерно блаженным и беспримерно ужасным, внутренняя однородность детского хора ангелов и адского хохота». Он - избранник, призванный воплотить демонизи-рованность своей эпохи, обреченный быть ее художественным выразителем. Его музыка «бесчеловечна», сознательно и полемически дегуманизирована, но она и не может быть другой, если ее создает гениальный композитор XX века. И все же демоническое в А.Л.

Сочетается с гуманистическим, а не противостоит ему. Немецкий композитор XX века оказывается вынужденным - как художник - «взять на себя» вершение зла, фокусируя зло, пронизывающее современную культуру. Поэтому так важно, что он - немецкий композитор, виновный очевиднее других, но прежде всего выразивший болезнь цивилизации в целом. Отвергавший теории двух Германий - доброй и злой, Т.Манн писал в письме Вальтеру фон Моло 7 сентября 1945 г. О том, что «злая Германия - это добрая на ложном пути, добрая в беде, в преступлениях и в гибели». Особый контекст трагедии А.Л. Придает переплетение в романе двух временных пластов. Времени повествования (1885-1930), совпадающего с годами жизни героя, и времени повествователя, приходящегося на годы создания романа самим Т.Манном - период его вынужденной эмиграции.

Атмосфера хроники событий второй мировой войны только усиливает драматизм переживаний героя - провозвестника духовного коллапса культуры. Трагедия А.Л. - трагедия гибели гуманистической традиции. Культура оказалась исчерпанной, бессильной в условиях общего ценностного краха. Сговор с дьяволом - или отказ от иллюзий - попытка для А.Л. Искупить собой вину современного человечества, он - трагическая жертва своего художественного призвания.Лит. Паси И. Талант и время. Т.Манн «Доктор Фаустус»//Паси И. Литературно-философские этюды. М., 1974. С. 181-226. Русакова А.В. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». М., 1976. Саго Е.Е. Music and Thomas Mann. Stanford, 1959. Hirschbach F.D. The airow and the lyre. A study of the role of love in the works of T.Mann.

Hague, Nijhoff, 1955.Т.Н.Суханова.

Значения в других словарях
Агнеса Бернауэр

АГНЕСА БЕРНАУЭР (нем. Agnes Bernauer) - героиня трагедии Ф.Геббеля «Агнеса Бер-науэр» (1851). Образ А.Б. Исторический, в основу сюжета положены события хроники, относящиеся к первой трети XV века. Судьбе А.Б. Посвящены народные легенды, драматургические и прозаические произведения. По свидетельству Геббеля, при написании трагедии его вдохновляли такие женские образы, как Эмилия Галотти и Антигона. А.Б. - дочь цирюльника из баварского города Аугсбурга, за красоту, кроткий нрав и благочестие прозв..

Адольф

АДОЛЬФ (фр. Adolphe) - герой романа Б.Констана «Адольф» (1806-1810. Изд. 1816). А.- персонаж во многом автобиографический. История его любви к польке Элленоре, любовнице некоего графа П.,- это, при всех несовпадениях конкретных ситуаций, история любви самого Констана и Жермены де Сталь. Их связь длилась более 15 лет (с 1794 по 1811), зная и ссоры и разрывы. Дневники Констана свидетельствуют о том, как много психологических наблюдений над собственными переживаниями вложил он затем в уста А., от л..

Адриенна Лекуврер

АДРИЕННА ЛЕКУВРЕР (фр. Adrienne Lecouvreur) - героиня комедии-драмы Э.Скриба «Адриенна Лекуврер (1849). Героиня Скриба - историческое лицо, примадонна Комеди Франсез (годы жизни. 1692-1730), великая трагическая актриса, которая, по словам Вольтера, «изобрела искусство разговора сердцем» на сцене, где прежде царила холодная декламация. Ранняя и внезапная смерть А.Л. (она почувствовала себя плохо во время спектакля и скончалась тем же вечером дома) дала повод к различным слухам. Говорили, будто он..

Айболит

АЙБОЛИТ - герой сказки в стихах «Айболит» (1929) и прозаического произведения «Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)» К.И.Чуковского. Тревожный вскрик больного «Ай. Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете. А. - сказочный доктор, очень добрый, потому что лечит шоколадом и гого-лем-моголем. Он мчится на помощь сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, приговаривая только одно. «О, если я не дойду,//Если в пути пропаду,//Что станется с ними, с больными,//С моими зверями лес..

Дополнительный поиск Адриан Леверкюн Адриан Леверкюн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адриан Леверкюн" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адриан Леверкюн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 15 символа