Алеко

563

АЛЕКО - герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. - прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. Связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. В повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов.

Цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. Обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. С цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.В дальнейшем изгнанник А. Появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина».

Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. Может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. Не удалась. Оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для А. Полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. Оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести.

Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость А. Неотвратимо идет к преступлению - убийству Земфиры. В любви А. Проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т.е. Те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. В том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие - то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание - на сей раз из цыганского табора - и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.Жизненное кредо А.

Проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. Защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. Не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря,//От прав моих не откажусь,//Или хоть мщеньем наслажусь»,- заявляет он.Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта.

В сущности А. Символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. В несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе.

А. Трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.Лис. Белинский В.Г. Статья седьмая. Поэмы. «Цыга-ны», «Полтава», «Граф Пулин»//Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. Достоевский Ф.М. Пушкин//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т.26. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С.Пушкина. М., 1980. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.Л.М.Ельницкая.

Значения в других словарях
Аким

АКИМ - герой драмы Л.Н.Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1886). А.Чиликин - отец Никиты, 50-ти лет, «мужик невзрачный, богобоязненный». Фамилию Чиликин носит также 3-й мужик в комедии «Плоды просвещения» (1890).Несмотря на невзрачность и неречистость, даже косноязычие (не находя слов, Аким постоянно повторяет «тае, тае» или «тае, значит»), А. - яростный защитник правды, справедливости, обличитель зла. Это он уговаривает сына покаяться в преступлении - отравлении ста..

Аксинья

АКСИНЬЯ - героиня романа М.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Астахова А. - сначала любовница, потом незаконная жена героя романа Григория Мелехова, сопровождающая его от первых до последних страниц романа. Это коренная казачка-крестьянка, привычная к тяжелому крестьянскому труду и подверженная всем предрассудкам своего сословия. А. - сильная, цельная натура, обладающая прямым, эмоциональным характером, способная на решительные поступки, но не способная на обман и «легкие отношения». Главное в ее..

Алексей Иванович

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ - герой романа Ф.М.Достоевского «Игрок» (1866), 25-летний дворянин без средств, домашний учитель, живущий с семьей русского генерала (падчерицей Полиной и малолетними детьми) в отеле на немецком курорте Рулетенбурге. Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки». Тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А.И. Влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением.Неожи..

Алёша

АЛЁША - герой волшебной повести для детей А.Погорельского (А.А.Перовского) «Черная курица, или Подземные жители» (1825-1826). Существует версия (Е.П.Званцева), что это «мемуары в виде волшебной сказки» о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка была написана, - Алеши, его родного племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. Из жизни взят эпизод, связанный с большой дружбой Алеши Толстого с курочками в поместье..

Дополнительный поиск Алеко Алеко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алеко" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алеко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа