Альцест

554

АЛЬЦЕСТ (фр. Alceste) - герой комедии Мольера «Мизантроп» (1666). А.- один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, протекшие со дня премьеры комедии, критики спорят о природе этого образа. То объявляют мизантропа «развлекательным персонажем» (П.Бенишу), то усматривают в нем сходство с самим Мольером, находя у обоих неврастению (Р.Ясински), то, наконец, обнаруживают нечто трагедийное (Г.Н.Бояджиев, С.С.Мокульский, Д.Обломиев-ский).А.- несомненно, «интеллектуальный герой». Его легко было бы посчитать «рупором идей», если бы не особая пристрастность, с которой автор размышляет о своем мизантропе, так благородно настроенном и так нелепо и неразумно действующем. Пьесу «пронизывает» философский диспут о природе человека и законах общества, который ведет А.

Со своим другом Филинтом. Мольеровский протагонист исповедует моральный ригоризм и «жажду абсолюта», его приятелю ближе позиция терпимости к людскому несовершенству, коренящаяся в смирении перед непререкаемыми законами естества. В этом извечном споре, восходящем еще к античной древности (см. Трактат Сенеки «De ira»), нет правых и ошибающихся, как нет человека, способного превозмочь свою природу, и нет индивида, хоть изредка не жаждущего «справедливости».Не питающий иллюзий относительно людской породы, суровый судья общественной нравственности, ригорист и идеалист, А. Мучительно влюблен в кокетливую Селимену, грациозное воплощение «модного порока» лицемерия. Девушка ведет нечестную, но весьма изобретательную игру с целой дюжиной воздыхателей, среди которых А.

В салоне Сели-мены, настоящей «школе злословия», аристократическая молодежь упражняется в иро ническом словесном портретировании общих знакомых. Поведенческая стратегия героини, возможно, не более чем следование моде, предписывающей молодой особе высшего аристократического круга изящное злоязычие и «легкость обращения». Однако А. Ополчается на неискренность любимой, находя у двадцатилетней озорницы явные признаки общего нравственного распада. Впрочем, равное негодование вызывают у А. Все проявления двуличия. Вежливость Филинта, изящно орнаментированная «игра в мнения» окружения Сели-мены, «предательство, измены, плутни, льстивость», культивируемые при дворе. Способность жить в воображаемом мире, не желая замечать требований и законов реальности, столь характерное свойство мольеровских персонажей (мнимого рогоносца Сганареля, господина Журдена, Оргона, мнимого рогоносца Аргана), у А.

Превращается в своеобразный аутизм, стремительно развивающийся на наших глазах. Но мрачная экзальтация героя и его бунт против всего, что «при дворе и в свете окружает», имеет двоякую природу. И именно это обстоятельство сообщает образу психологическую объемность и предопределяет его драматизм. Раздражение А. Может быть прочитано и как принципиальное неприятие законов бытия, где ложь цементирует жизнь социума, оказывается своего рода «общественным договором», залогом гражданского согласия. Но оно может быть объяснено и его любовным поражением. Неустанный бичева-тель людских пороков попадает в сети к самому двусмысленному из человеческих существ, и даже его острое зрение не может избавить героя от плена иррациональной страсти.

Мизантроп честен и нетерпим к нарушителям заповеди «не лги», но сам отягощен смертельным грехом - гордыней, мешающей ему обрести гармонию с миром и с самим собой. Он высокомерно требователен к другу, даже груб с ним, бесцеремонен с чувствами добродетельной, любящей его Элианты и эгоистически требователен к Селимене. Он - неизлечимый эгоцентрик, и эта характерологическая особенность героя придает определенную шаткость его позиции. По существу в «высокой комедии» как бы два «трудно сливаемых» А. Один - трибун и протестант, другой - разочарованный любовник, больной черной меланхолией, распространяющий свое плохое настроение на весь свет. Тем не менее перед нами единый образ. Возможно, рисуя ситуацию, проявляющую безнадежность человеческого стремления к идеалу, великий комедиограф по-своему и в соответствии с жанром своего произведения показал двойственную природу этого стремления.

Счастливые - добры и терпимы, неудачник склонен искать причины своего несчастья в «объективных закономерностях» бытия. И тогда история непримиримого обличителя становится комедийной историей человека, утратившего здравый смысл, а вместе с ним и реальный взгляд на вещи. Нонконформизм А. Был смешон для современников Мольера, о чем пишут многие исследователи (П.Бенишу, У.Д.Хауэрт и др.). Сам автор в роли своего героя, по рассказам Буало, выглядел очень комично. Однако со временем в образе А. Отчетливее проступили трагические черты. А.- правдолюбец и мученик - одержал верх над влюбленным меланхоликом. В России А.С.Грибоедовым была создана комедия «Горе от ума», герой которой Чацкий, по мнению многих, является парафразом мольеровского мизантропа.Впервые пьеса была представлена в парижском театре Пале-Рояль в 1666 году.

Роль А. Исполнил сам Мольер. В дальнейшем в роли героя выступил молодой актер лирического и даже трагедийного плана Сарон. В России А. Играли И.А.Дмитревский (1757), П.С.Мочалов (1823), М.М.Петипа (1889).Лит. Jasinski R. Moliere et le Misanthrope. Paris, 1951. Howarth W.D. Moliere. A playwright and his audience. Cambridge, 1982. См. Также Лит. К статьям «Скален» и «Тартюф».Л.Е.Баженова.

Значения в других словарях
Алиса

АЛИСА (англ. Alice) - героиня двух сказок Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» (1865) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье» (1871). Литература, посвященная этим произведениям Кэрролла, по объему в несколько раз превышает тексты самого писателя. Интерпретацией «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» занимались математики, физики, историки, теологи и, конечно, литературоведы. Действительно, сказки Чарлза Лютвиджа Доджсона, оксфордского профессора математики, взя..

Альдемаро

АЛЬДЕМАРО (исп. Aldemaro) - герой комедии Лопе де Вега «Учитель танцев» (1594). В образе А. Драматург сделал попытку разрешить конфликт любви и чести. Обнищавший аристократ берет себе другое имя и нанимается учителем танцев в богатый дом, поскольку не видит иного способа увидеться с прекрасной Фл орел ой. Двоюродный брат А., Рикаре-до, приходит в ужас от этого замысла и тщетно старается доказать, что подобное ремесло унижает старинный род. Даже слуги - и те порицают А., ибо рыцарю Наварры подоба..

Амур

АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) - герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. Н.э.). Образы А. И П. Представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. - в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.- в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда от..

Амфитрион

АМФИТРИOН1.герой комедии Плавта «Амфитрион» (ок.214 г. До н.э.).Миф о том, как Зевс (Юпитер), влюбившись в жену фиванского полководца Амфитриона Алкмену, явился к ней в обличьи мужа, провел с ней ночь и стал отцом одного из рожденных ею близнецов, Геракла, не раз становился у греков сюжетом драматических произведений. К этому мифу обращались Эсхил, Софокл, Ев-рипид и другие, но эти произведения были утрачены. Считается, что Плавт использовал для своей комедии некоторые уцелевшие отрывки, в частн..

Дополнительный поиск Альцест Альцест

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Альцест" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Альцест, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа