Арбенин

877

АРБЕНИН - герой драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836. Под настоящим названием первая публикация - 1842. В рукописи - «Маскерад»). Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы «Странный человек» (1831) - Владимир Арбенин, в отрывке «Я хочу вам рассказать» фигурирует Александр Арбенин. У героя «Маскарада» имя пушкинского Онегина - Евгений. Онегин и Германн Пушкина, Чацкий Грибоедова, Ижорский Кюхельбекера - такова литературная генеалогия А. В этом образе запечатлелись черты героя популярной на русской сцене мелодрамы Дюканжа «Жизнь игрока» - Жоржа Жермани. Бесспорно влияние героев Байрона - Каина, Манфреда, Чайяьд-Гарольда.В основе образа А., как справедливо заметил Б.Эйхенбаум, не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского начал.

Деятельное стремление А. К добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Отделение «высокого зла», мстящего за поругание добра (А.), от обыденного, пошлого, бытового порока (обман, сплетня, предательство, интрига - Казарин, Шприх, Звездич, Штраль) необходимо Лермонтову для превращения мелодраматической фабулы в сюжет социально-философской романтической драмы. Отношения А. С миром не бытовые, он решает вечные проблемы бытия. Богоборческие мотивы, традиционные для романтиков (персонажи Байрона - Манфред, Каин, лермонтовский Демон), в герое «Маскарада» получили своеобразное преломление. А.- не нигилист, не релятивист, он верит в существование справе дливого Бога, но «там» - за гробом, в вечности. Здесь же, на земле, где «всюду зло - везде обман», мир - хаос.

Герой ощущает на своей судьбе «печать проклятья», его жизнь - бесконечное страдание и одиночество. Познав ад существования, А. Перед злом не преклонился. Больше того - потенциально А. Открыт для добра. Женившись на Нине случайно, он сознательно порывает с прошлым. Нина возрождает в нем надежду на возможность божественной гармонии здесь, на земле, веру в справедливость миропорядка. Любовь А.- это возможность преодоления ситуации разлада с миром, залог примирения с Богом. И потому так трагично для А. Прозрение (мнимое). Герой мстит не только за обманутые иллюзии, оскверненную честь, разрушенное счастье. А. Желает отомстить за поруганную веру, красоту, гармонию. Теперь для него «преграда рушена между добром и злом», ему «все дозволено».

Он возлагает на себя миссию сверхчеловека, право высшего суда и наказания. Признание собственного избранничества приводит А. К трагической ошибке. Стремление очистить Нину от греха и смертью возвратить ей божественную чистоту оборачивается преступлением, убийством невинной жены. В этой связи чрезвычайно важен образ Неизвестного. С одной стороны, он имеет черты реального человека, с другой - олицетворяет мистические силы зла. Он, как режиссер, ведет А. К убийству, являя собой месть тьмы за стремление А. К свету. Гипотетически можно утверждать, что именно Неизвестный (черт под маской) является символическим организатором светской интриги (например, характерно, что на балу, когда Неизвестный видит, как А. Всыпает яд в мороженое, он не предотвращает убийство).

Однако абсолютно ясно, что возмездие настигает А. Не в «наслаждении пороком», а в момент покоя и счастья. Именно поэтому для Лермонтова так важен «прием двойного сострадания». Мировое зло делает А. И жертвой, и преступником. В финале, узнав, что Нина невинна, А., раздираемый мучительными страданиями, сходит с ума («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Нет спасения романтическому герою, но нет и возврата под власть тьмы. Таким образом, коллизия А. Перенесена автором из сферы индивидуальной морали и психологии в план общечеловеческого бытия. Необходимо отметить, что не только логика демонического героя ведет А. К преступлению. «Мне ль быть супругом и отцом семейства//...который испытал//Все сладости порока и злодейства?» В структуре «Маскарада» месть гордой души, как черта «негативного, разрушительного воодушевления» (Р.Гальце-ва), есть протест против социального порядка.

А., уставший от «борьбы с самим собой», познавший боль, страдания и страсти, навсегда остался изгоем, обреченным на вечное одиночество. В прошлом игрок, презревший «закон людей, закон природы», А. Не приемлет пошлости света. Мир масок, шулеров и подлецов, мир интриги, сплетни и обмана,- бесконечно враждебен герою. Он здесь чужой, и общество мстит ему за это.Н.С.Пивоварова.

Значения в других словарях
Анфиса

АНФИСА - героиня драмы Л.Н.Андреева «Анфиса» (1909, название пьесы в рукописи - «Господин»). «Инфернальная женщина» в духе Достоевского, «распутница», «сильная, властная, богато одаренная натура», «робкая, беспомощная, жалкая, самая обыкновенная» - так по-разному оценивали современники новый психологический тип женщины, описанный Андреевым в его драме «на сюжет из современной жизни». Она живет среди ординарных присяжных поверенных и старой неведомой Бабушки (Рока, Судьбы), неустанно перебирающей..

Апломбов

АПЛОМБОВ - герой «сцены» А.П.Чехова «Свадьба» (1890). Тот же образ появляется и в более раннем рассказе Чехова - «Брак по расчету» (1884), который вместе с другим рассказом 1884 г. «Свадьба с генералом», стал основой для этой пьесы. Образ А. - это гротескное изображение тех людей, чьи слова и мнение о себе расходятся с их делами и реальной сущностью. Слова, которые А. Произносит в самом начале пьесы, обращаясь к своей теще, точно характеризуют подобный тип. «Я вашу дочь осчастливил, и если вы мн..

Аркадий Долгорукий

АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ - герой романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А.Д. Вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я. Лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Баро..

Аркадина

АРКАДИНА - героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). «Обворожительная пошлячка», «обаятельная каботинка», «самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость» - такова А. В оценке театральной критики. Основа характера А. - «воля к самоутверждению и славе» (слова Н.Е.Эфроса о Л.Б.Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.).Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она «скупа». Не любит сына, присутствие которого напоминает ей, что она уже «немолода». Ведет ..

Дополнительный поиск Арбенин Арбенин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арбенин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арбенин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа