Башмачкин

546

БАШМАЧКИН - герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» (1839-1842. Первоначальная черновая редакция под названием «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). Литературные прототипы образа Б. Отец Горио, полковник Шабер О.Бальзака (подобно Б., они робки, смиренны, косноязычны), Квазимодо из романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери», Ев-сей Лиров («Бедовик» В.Даля), Кузьма Миро-шев («Кузьма Петрович Мирошев» М.Загоскина), Ансельм («Золотой горшок» Гофмана). Страсть к переписыванию у Б. Напоминает пристрастие самого Гоголя. Мифологический источник образа Б. «Житие 40 Севастийских мучеников», в число которых входил святой Акакий. В 320 г. В Армении они добровольно приняли мученичество за исповедание Христа, совлекши с себя одежды и замерзнув во льду Севастийского озера.

Б., наряду с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель»), открывает тип так называемого маленького человека. Позднее гоголевскую типологию ярко продолжил Ф.М.Достоевский, создавая образы Макара Девушкина («Бедные люди») и Семена Мармеладова («Преступление и наказание»). В творчестве Гоголя образ Б. Соотносится, с одной стороны, с образом робкого и косноязычного Ивана Федоровича Шпоньки, с другой - с образом капитана Ко-пейкина (мотив столкновения с генералом и трансформация «маленького человека» в разбойника-мстителя).Фамилия Б., произошедшая от башмака, комически обыгрывается Гоголем. Повествователь якобы пребывает в законном недоумении по поводу столь абсурдной генеалогии Б. «И отец, и дед, и даже шурин (брат жены, но Б., как известно, не женат - замечено М.Вай-скопфом), и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки».

В сочетании с фекальной символикой имени и отчества - Акакий Акакиевич (А.Крученых. Ранкур-Лаферрьер) - фа-' милия Б. Приобретает двусмысленно-пародийное звучание, подчеркивая внешнюю невзрачность облика Б., привыкшего ощущать себя на месте в самом низу социальной иерархической лестницы. Отсюда возможная символическая интерпретация фамилии Б. В качестве знака «низшего телесного плана» (М.Вайскопф) как проявление ущербности, ибо башмак - метафора бренного материального мира или, согласно философу Сковороде, идеи которого, вероятно, оказали влияние на мировоззрение Гоголя, подошва есть фигура праха. Башмак, таким образом, ассоциируется с темой смерти Б. И скрыто предвещает ее фатальную неизбежность.Портрет Б.

Рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовошющенным, иллюзорным. Целостность Б. Должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Б. Выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Б. Только что родившая Б. Мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Б. «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником». Крещение Б., происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца. Отец Б. Тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).Способ существования Б.

Допускает возможность крайне противоположных литературоведческих трактовок. От категоричной оценки Н.Г.Чернышевского («совершенный идиот») до сопоставления Б. С возвышенным образом святого мученика Акакия (В.Маркович).Ключом к образу Б. Является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное. «Я брат твой». В мире вечном Б. - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик.

Уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Б. Обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне. Что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Внутренний мир Б. Метафорически уподобляется книге, а сам Б. - букве, поэтому вместо улиц Б. Видит «ровным почерком выписанные строки». (С.Гончаров) Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Б. Не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Б.

(ср. Евангельские слова Христа. «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» (Матф. 9:16), выступает в роли демона-искусителя. Вместе с тем Петрович также предстает «в двусмысленном амплуа некой могущественной парки, шьющей новый образ и новую жизнь для Акакия Акакиевича» (М.Вайскопф). Новенькая шинель, в которую облачается Б., символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту. Шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Б. Охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Б.

Совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Б., таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям. Б. Становится как все. Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Б. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Б., больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Б. Пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками».

Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть. Грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Б. Теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Так, Б. Кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека», пугает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправляется к частному приставу. Единственный раз в жизни Б. Пропускает присутствие. По совету чиновников Б. Отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Б.

Перестает быть «внутренним» человеком. Генерал, распекающий Б. За бунтарство, ибо тот усомнился в надежности секретарей, символизирует грозный суд Божий. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Б. «вынесли почти без движения». Курьезное происшествие, случившееся с мелким чиновником, обретает у Гоголя черты космического катаклизма, судьба Б. - судьба человека вообще перед лицом Бога, вселенной. Б. Предстает подобным Иову, а его смерть приравнивается к библейскому несчастью, какое «обрушивалось на царей и повелителей мира». Метонимически отделившаяся от Б. Шинель видится ему то «с какими-то западнями для воров», спрятавшихся под кроватью Б. И в его одеяле, то старым капотом. После смерти Б. Меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией.

Б. Является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Б. Только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Б. Словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель, обретя призрачное «поприще» за гробом.Лит. Гончаров С.А. Творчество Н.В.Гоголя и традиции учительной культуры. СП., 1992. См. Также Лит. К статье «ЧИЧИКОВ».А.Б.Галкин.

Значения в других словарях
Барон

БАРОН - герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии. The covetous knight» - литературная мистификация. У английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, - конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, ..

Баушан

БАУШАН (нем. Bauschan) - центральный персонаж рассказа Т. Манна «Хозяин и собака» (1918), короткошерстная немецкая легавая, «если отнестись к такому определению не слишком придирчиво, а принять его с должной крупицей юмора». История Б. Неотделима от истории его хозяина - писателя. Т. Манн, определивший в одном из писем жанр этой истории как «прозаическую идиллию», более чем где-либо в своей художественной прозе, рассказывает здесь о себе самом. Об укладе домашней, рабочей и досужей жизни, о свет..

Беатриче

БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ (англ. Benedick, Beatrice) - центральные персонажи комедии У.Шекспира «Много шума из ничего» (1599-1600), именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. После доблестной победы в Мессине появляется молодой знатный падуанец Б. Вместе со своим другом флорентинцем Клавдио. Б. Отличился на войне, принц ценит его «испытанную смелость и неоспоримой честности ум». Веселый нрав, галантность, неисчислимые достоинства не мешают ему оставаться женоненавистником. Герой уверен, чт..

Бекки Шарп

БЕККИ ШАРП (англ. Becky Sharp) - героиня «романа без героя» У.М.Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847). Б.Ш.- настоящая героиня в мире, существующем в соответствии с неписаными законами «ярмарки тщеславия», образ которой заимствован Теккереем из знаменитого «Пути паломника» (1678-1684) Д. Баньяна. Б.Ш. - из чрева той «ярмарки», где торгуют честью, жизнями, душами. Это ее виртуозное воплощение. Холодная расчетливость - тольо одно из свойств героини, прежде всего артистически одаренной натуры, облада..

Дополнительный поиск Башмачкин Башмачкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Башмачкин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Башмачкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 9 символа