"Интернационал"

272

(франц. L'Internationale, от лат. Inter - между и natio - нация, народ) - междунар. Пролетарский гимн, партийный гимн КПСС и др. Коммунистич. И рабочих партий.Автор текста "И." - Э. Потье, франц. Поэт-песенник, социалист, член 1-го Интернационала. "Знаменитая песня "Интернационал" написана им в июне 1871 года, на другой день, можно сказать, после кровавого майского поражения..." (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 22, с. 274), под впечатлением героич. Обороны Коммуны, за к-рую он сражался на баррикадах.В окончат. Авторской ред. "И." был издан впервые в последнем сб. Стихов Э. Потье "Chants rйvolutionnaires" в Париже (1887). Первонач. Авторская ред. Опубл. В журн. "Вопросы истории КПСС" (1968, No 3).Весной 1888 сборник Э. Потье был передан членом Франц.

Социалистич. Партии Г. Делори участнику организованного незадолго до того хор. Об-ва лилльских рабочих "Лира трудящихся" рабочему-мебельщику и композитору-любителю П. Дегейтеру, автору мн. Рабочих песен. 23 июня 1888 лилльский хор рабочих впервые исполнил "И." в концерте, посвященном местному празднику продавцов газет. В том же году слова и музыка "И." были изданы в Лилле отдельной листовкой в 6000 экз. М. Больдодюком. Затем в 1889 "И." издаётся П. Лагранжем в Лилле. Фамилия Дегейтера печаталась во всех ранних франц. Изд. "И." без упоминания его имени, что послужило поводом для утверждений, что автором музыки "И." был не он, а его брат Адольф, и многолетнего судебного процесса, закончившегося в пользу П. Дегейтера в 1922. С нач.

1890-х гг. "И." быстро распространился среди рабочих промышленных округов Сев. Франции и Бельгии. Во время 1-го конгресса 2-го Интернационала в Париже делегаты, распевавшие "И.", познакомили с ним иностр. Делегатов. С этого времени "И." стал известен и за пределами Франции и Бельгии в качестве междунар. Гимна революционной борьбы пролетариата. В 1894 франц. Социалист А. Госелен был приговорён к тюремному заключению за издание "И." (поводом для репрессий послужила 5-я строфа "И.", созвучная антимилитаристич. Кампании, к-рая велась 1-м Интернационалом).Первые переводы текста "И." появились в 1890-х гг. (на испан. Яз. - в 1890. На мн. Европ. Яз. Текст "И." был переведён после начала празднования 1 Мая и 1-го конгресса всех франц.

Социалистич. Организаций в 1899). Начало всемирному распространению "И." и переводу его на яз. Почти всех народов мира положила Великая Oкт. Социалистич. Революция. Музыка "И." получила вторую историч. Жизнь в новой хор. Редакции и слегка изменённой мелодии, сложившейся на рус. Почве в первые годы Сов. Власти и в период междунар. Конгрессов 3-го Интернационала.Помимо П. Дегейтера, франц. Текст "И." был положен на музыку др. Композитором-любителем - франц. Социалистом П. Форе. Его мелодия "И.", мало известная во Франции, была распространена в 1903-06 среди чеш. Рабочих.Первые сведения об "И." на рус. Яз. И текст припева опубликованы в No 1 ленинской "Искры" (декабрь 1900). Общепринятый рус. Текст "И." создан в 1902 одним из зачинателей рус.

Пролетарской поэзии сов. Поэтом А. Я. Коцем и впервые напечатан (не полностью) в лондонско-женевском журн. "Жизнь" (1902, No 5). Из 6 строф подлинника взяты 1-я, 2-я и 6-я. Сохраняя дух оригинала, рус. Текст, под воздействием ленинских идей, приобрёл самобытный характер, созвучный боевым задачам нового этапа рус. Революц. Движения.В. И. Ленин и его соратники сыграли решающую роль в распространении "И." в России начиная с 1905-1907. Наряду с популяризацией текста "И." в нелег. Большевистских газетах и журн., сборниках революц. Песен, открытках, "И." цитировался более чем в полумиллионе дооктябрьских листовок и прокламаций. В статье В. И. Ленина "Евгений Потье" охарактеризовано всемирно-историч. Значение "И.". Автор "И." назван "...одним из самых великих пропагандистов посредством песни" (там же).

Начиная с 4-го съезда РСДРП (1906) "И." становится общепризнанным партийным гимном рус. Революц. Социал-демократии.В противовес "Марсельезе", к-рую бурж. Временное правительство объявило гос. Гимном, большевики в 1917 пропагандируют "И." как песенное знамя пролетарской революции. С пением "И." революц. Массы штурмуют Зимний дворец. На открытии 3-го Всероссийского съезда Советов (10(23) января 1918) "И." исполняется как Гос. Гимн Республики. После Великой Oкт. Социалистич. Революции слова "И." "Это будет последний и решительный бой" заменены словами. "Это есть наш последний...". Страной "Интернационала" назвал СССР П. Дегейтер, приезжавший в 1928 в Москву. В 1944, в связи с утверждением нового Гос. Гимна Советского Союза, пленум ЦК ВКП(б) постановил.

"...сохранить гимн,,Интернационал", как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 6, 1971, с. 105).На основе рус. Редакции гимна текст "И." переведён на все яз. Народов СССР и на мн. Языки зарубежных стран.Впервые ноты "И." с рус. Текстом были изданы в болг. Сб-ке "Червенъ народенъ календарь за 1905 г." (София, 1904), а в России - мелодия "И." с рус. Текстом публикуется впервые в нелегальных гектографиров. Изданиях РСДРП ("Песни", "Сборник революционных песен", М., 1905). В 1906 появляется первая рус. Аранжировка "И." для голоса с фп., принадлежащая Д. А. Черномордикову (А. Д. Ч., "Первый сборник русских революционных песен", СПБ), а в 1907-обработка "И." для хора и фп. В сб. "Песни борцов" (вып.

1, СПБ, автор не установлен). В те же годы мелодия "И." была аранжирована Ю. Д. Энгелем, В. Н. Гартевельдом, в 1918 - А. Д. Кастальским и Д. С. Васильевым-Буглаем, в 1920 - В. И. Суком. В 1923 была утверждена единая редакция "И.", выработанная гос. Комиссией (Д. С. Васильев-Буглай, А. Ф. Гедике, Л. В. Шульгин и др.). В 1937 "И." обработан для симф. Оркестра Д. Д. Шостаковичем. Муз. Темы "И." использованы в симф. И оперных произв. Многих сов. Композиторов.Литература. Ленин В. И., Евгений Потье. Полн. Собр. Соч., 5 изд,, т. 22, с. 273-274. Зэваэс A., Интернационал и его авторы, "СМ", 1933, No 2. Потье 9., "Интернационал", М., 1939. Соxop A., "Интернационал" и его авторы, М., 1960. Дрейден Сим., "Интернационал", в сб. Биографии песен, М., 1965, с. 14-52. Его же, Песнь песней революции, в кн.

Музыка - революции, М., 1970, с. 7-207. Эжен Потье - создатель гимна "Интернационал", М., 1966. Гиппиус Е., Зверев Р., К истории текста гимна "Интернационал" и его переводов, "Вопросы истории КПСС", 1968, No 3, с. 103-107. Gel Fr., Internationбla a Marseillaisa. Dve viteznй pisne, Praha, 1952. Rottier E., OEuvres complиtes, rassemblйes, prйsentйes et annotйes par Pierre Brochon, P., 1966 (подробная библ. На всех языках).E. В. Гиппиус, С. Д. Дрейден.

Значения в других словарях
Зюванов М. А.

Михаил Акимович (11(24)11 1906, Грозный - 29 IV 1977, Минск) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. БССР (1954). В 1951 окончил Белорус. Консерваторию. В 1949-61 солист Белорус. Т-ра оперы и балета. Среди партий - Борис Годунов, Кончак, Сусанин, Мельник, Гремин, Кочубей. Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель. Кецал ("Проданная невеста" Сметаны), Дуров ("Надежда Дурова" Богатырёва), Данила и Анишук ("Девушка из Полесья" и "Михась Подгорный" Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Годлевский ("Ясн..

Зюсмайр Ф. К.

Зюсмайер (Susmayr, Sussmayer) Франц Ксавер (1766, Шваненштадт, Верх. Австрия - 17 IX 1803, Вена) - австр. Композитор и дирижёр. Музыке учился вначале в монастыре Кремсмюнстера, затем в Вене у А. Сальери и В. А. Моцарта, с к-рым был в дружбе. В 1792-94 капельмейстер Нац. Т-ра, с 1794 композитор и дирижёр "Кернтнертортеатра". По последним указаниям Моцарта З. После смерти композитора завершил работу над его Реквиемом. З. Также автор речитативов к опере Моцарта "Милосердие Тита" ("La Clemenza di Ti..

И Сан Юн

Юн И Сан (р. 17 IX 1917, Тхонъён, Юж. Корея) - кор. Композитор. Изучал нац. Музыку, знакомился с европ. Муз. Классикой. Переехав в ФРГ (1955), изучал совр. Композиторскую технику. Создал самостоят. Стиль, сочетающий новейшие приёмы европ. Музыки с нац. Основами муз. Языка. Первый корейский музыкант, произв. К-рого исполнялись в Европе. И. С. Ю. Принадлежат неск. Опер, для к-рых характерна философско-этич. Проблематика ("Сон Лю Туна"). Среди соч. Композитора выделяется квартет "Образы" ("Images",..

Ибер Ж.

(Ibert) Жак (15 VIII 1890, Париж - 5 II 1962, там же) - франц. Композитор. Член Ин-та Франции (1956). В 1911-14 занимался в Парижской консерватории у Э. Пессара (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Во время 1-й мировой войны 1914-18 около трёх лет находился на фронте. В 1919 окончил Парижскую консерваторию. Получил Рим. Пр. (за кантату "Поэт и фея"). В 1920-23 жил в Италии, путешествовал по Испании, Тунису. Уже первые крупные соч., в т.ч. 3 симф. Картин..

Дополнительный поиск "Интернационал" "Интернационал"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Интернационал"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Интернационал", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 15 символа