Изай Э.

145

(Ysaяe) Эжен (16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель) - бельг. Скрипач, композитор, дирижёр, педагог и муз.-общест. Деятель. Род. В семье музыканта. Игре на скрипке учился с 4-летнего возраста под рук. Отца - скрипача и театр. Дирижёра, с 7 лет - в Льежской консерватории у Д. Хейнберга. Играя одновременно в оркестрах, в 1869 был вынужден оставить занятия в консерватории. Спустя неск. Лет, при содействии А. Вьётана, был вновь принят в класс Р. Массара. С 1874 учился в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876-79 - в Париже у А. Вьётана. Уже в эти годы проявились характерные черты исполнит. Иск-ва И. - пламенный темперамент, мощь и красота тона. В 1879-83 концертмейстер симф. Оркестра Б. Бильзе в Берлине, где в 1881 его игру услышал А.

Г. Рубинштейн (познакомился с ним ранее в Париже). Увлёкшись необычайным дарованием И., Рубинштейн совершил с ним конц. Поездку по Норвегии и Швеции и в 1882 приехал с И. В Россию. В Петербурге И. Впервые выступил с самостоят. Сольными концертами, гастролировал в Москве, Киеве, Одессе. Близкое общение с великим рус. Пианистом оказало решающее влияние на формирование артистич. Индивидуальности И., к-рый походил на Рубинштеина не только "львиным" обликом, но и характером исполнит. Дарования. Его он называл своим "подлинным учителем в искусстве интерпретации". Любовь к стране, где он начал артистич. Карьеру, И. Сохранил на всю жизнь. Почти ежегодно он концертировал в России (последний раз в 1912), дружеские отношения связывали его со мн.

Рус. Муз. Деятелями (у И. Учился и ряд рус. Скрипачей. М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. С. Мильштейн и др.). С 1886, после триумфальных выступлений в Париже, начинается наиболее интенсивный период разносторонней муз. Деятельности И. Он сближается с группой франц. Композиторов (С. Франк, Э. Шоссон, К. Дебюсси и др.), становится пропагандистом их творчества. С 1886 И. - профессор Брюссельской консерватории, в 1888 основал свой знаменитый струн. Квартет, с 1895 дирижёр и директор организованных им "Концертов Изаи", имевших громадное значение для развития муз. Культуры Бельгии (существовали до 1940), В 1918-22 И. Жил в США, руководил симф. Оркестром в Цинциннати. Как скрипач выступал до 1928. В последние годы жизни И. Был занят проектом организации Междунар.

Муз. Фонда, междунар. Конкурсов, к-рые должны были, по его мысли, способствовать выдвижению молодых талантливых артистов. Проект И. Был осуществлён лишь после его смерти. В 1937 в Брюсселе состоялся 1-й междунар. Конкурс скрипачей им. Эжена Изаи, в 1938 - 1-й междунар. Конкурс пианистов. И. Принадлежал к триаде великих скрипачей, царивших на конц. Эстраде в конце 19 и нач. 20 вв. Наряду с классич. Величием и патетикой Й. Иоахима, волшебной лёгкостью и вкрадчивой чувствительностью П. Сарасате, иск-во И. Олицетворяло дух свободной поэтич. Импровизации. Последний по времени скрипач романтич. Направления, он захватывал глубокой экспрессией игры, завораживающей силой ритма, выразительностью и блеском техники, яркостью создаваемых им муз.

Образов. Свободное от узкотрактуемого традиционализма, исп. И. Внесло свежую струю в скрипич. Иск-во, оказало сильное влияние на Ф. Крейслера, Ж. Тибо, Дж. Энеску, считавших себя его учениками. Велико значение И. Как камерного исполнителя, утверждавшего в конц. Репертуаре скрипачей сонатный жанр. В содружестве с пианистом Р. Пюньо он дал новое истолкование жанру скрипич. Сонаты от И. С. Баха до С. Франка, ставшее образцом для последующих поколений скрипачей. И. Был вдохновителем и первым исполнителем мн. Произв. Совр. Ему франц. И бельг. Композиторов. Для него написаны и ему посв. "Поэма" для скрипки с оркестром и концерт Э. Шоссона, соната для скрипки и фп. И струн. Квартет С. Франка, струн. Квартет К. Дебюсси, соната Г. Лекё и др. И. Был талантливым композитором, автором скрипич.

Произв. Начав с подражания А. Вьётану, он с годами пришёл к созданию собств. Стиля, в к-ром своеобразно претворены влияния Франка и франц. Импрессионистов. Б. Ч. Сочинений И. Программна и написана в свободной "поэмной" форме, таковы "Зимняя сказка" ("Chant d'hiver"), "Экстаз" ("Extase"), "Элегическая поэма" ("Poиme йlйgiaque") и др. В своих сонатах для скрипки соло И. Применил ряд технич. Упрощений, разносторонне использовал звучание открытых струн, раскрыв с неслыханной до него полнотой и красочностью звучание скрипки. Творч. Принципы И. Были развиты Ф. Крейслером. И. Принадлежит также ряд транскрипций (в т.ч. "Этюд в форме вальса" К. Сен-Санса), редакций классич. Произв., каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Он является автором оперы "Шахтёр Пьер" ("Piйr li Houyeux", 1931, Льеж).Литература.

Ямпольский И., Эжен Изаи (с прилож. "Из высказываний Изаи о музыке и музыкантах"), "СМ", 1958, No 8. Гинзбург Л., Эшен Изаи, М., 1959. Rinсhеrlе М., Eugиne Ysaяe, в его кн. Feuillets d'histoire du violon, P., 1927, 1938. Quitin J., Eugиne Ysaяe. Йtude biographique et critique, Brux., 1938. Jaques-Dalcroze E., Eugиne Ysaяe. Quelques notes et souvenirs, "RM", 1939, No 188. Сhristen Е., Ysaяe, Gen., 1946. Ysaяe A., Eugиne Ysaяe. Sa vie, son oeuvre, son influence. D'aprиs les documents recueillis par son fils, Brux., 1946. Eugиne Ysaяe. Centenaire de la naissance de Eugиne Ysaяe, Liиge, 1958.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Идиофоны

(от греч. Idios - свой, своеобразный, особый и ponn - звук) - муз. Инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). И. Обычно целиком состоят из звучащего материала - металла, дерева, стекла, камня. Иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука И. Разделяются на щипковые - варганы, сансы. Фрикционные - гвоздевая гармоник..

Иероним Моравский

(Hieronymus de Moravia, Hieronymus Moravus) (гг. Рожд. И смерти неизв.) - чеш. Муз. Теоретик 13 в. Монах-доминиканец. По нек-рым сведениям, ок. 1250 был монахом монастыря на улице Сен-Жак в Париже. И. М. - автор "Трактата о музыке" ("Tractatus de Musica"), одного из наиболее ранних памятников западнославянской муз.-теоретич. Науки (написан не ранее 1272 и не позднее 1304). В нём И. М. Даёт свод науч. Данных по муз. Теории, акустике, эстетике, муз. Практике, инструментоведению и др. Трактат осн. ..

Изак Х.

(Isaak, Isac, Ysaac, Yzaac и др. Написания) Хенрик (ок. 1450, Брабант - 26 III 1517, Флоренция) - флам. Композитор. Работал в Италии, Австрии, Саксонии. Служил церк. Органистом, учителем музыки при дворе герцога Лоренцо Медичи во Флоренции, где сблизился с Н. Макиавелли и поэтом А. Полициано. С 1497 придв. Композитор императора Максимилиана I, к-рого сопровождал во время его поездок по Италии. Был чл. Монашеских общин августинцев в Нёйштифте и Констанце. С 1514 жил во Флоренции. И. - один из вид..

Изамов Х.

Хайри (р. 30 XII 1922, Бухара) - сов. Композитор. Засл. Арт. Узб. ССР (1967). Засл. Деят. Иск-в Узб. ССР (1974). В 1952 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. Б. Надеждина. Гл. Редактор муз. Вещания Узб. Радио (с 1950), худ. Рук. Комитета по радиовещанию и телевидению Узб. ССР (1955-60 и 1966-1976). С 1960 гл. Дирижёр оркестра узб. Нар. Инструментов Узб. Радио. В 1964-66 советник по вопросам музыки Афганского радио и Мин-ва информации Афганистана. С 1976 дирижёр оркестра узб. Нар. Инструментов р..

Дополнительный поиск Изай Э. Изай Э.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Изай Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Изай Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа