Иконография музыкальная
(от греч. Eixon - изображение и grapo - пишу) - описание, изучение и систематизация художеств. Изображений и фотоснимков музыкантов (композиторов, исполнителей) и муз. Инструментов, а также воплощений муз. Сюжетов в произв. Живописи, графики, в художеств, миниатюре, скульптуре, керамике и т.п. И. М. - вспомогат. Отрасль музыковедения. Различают персональную и общую И. М. Персональная И. М. Ставит своей задачей критич. Отбор и систематизацию изобразит. Материала, относящегося к биографии данного композитора или исполнителя, с целью восстановления обстановки жизни, быта, в к-рых протекало и формировалось его творчество. Общая И. М. Занимается собиранием и описанием изобразит. Материала, относящегося к муз.-исполнительской практике разл.
История, эпох и связанной с ней историей муз. Быта и муз. Инструментария. Этот вид И. М. Играет особо важную роль в муз. Инструментоведении, сравнит. Музыковедении и муз. Этнографии. И. М. Нередко представляет единств. Надёжный документальный источник, позволяющий восстановить общую картину и особенности обстановки, в к-рой протекало сольное и ансамблевое музицирование в условиях разд. Историч. Эпох, даёт возможность установить типич. Особенности внешнего вида, конструкции и способа держания муз. Инструментов. Большой изобразит. Материал подобного рода содержится в старинных теоретич. Трактатах, муз. Руководствах, инстр. Школах, на титульных листах старинных нотных изданий. Одним из ценных источников И. М. Является карикатура. Именно на карикатурах, хотя и в преувеличенном, а порой и в гротесковом виде, запечатлены наиболее характерные, бросавшиеся в глаза черты личности музыканта, особенности обстановки музицирования, способов звукоизвлечения на инструменте или типич.
Манеры дирижирования и т.п. При изучении муз. Культуры отдалённых эпох важным источником И. М. Являются наскальные рисунки, относящиеся ещё к временам первобытной культуры, и обнаруженные во время археологич. Раскопок предметы быта с изображением муз. Инструментов, ритуальных церемоний с участием музыкантов. Богатые иконографич. Материалы для изучения др.-рус. Муз. Культуры представляют миниатюры в летописных сводах, церк. Фрески, нар. Лубочные картинки. Задача И. М. Как вспомогат. Отрасли музыковедения заключается в систематизации и каталогизации источников И. М., исследовании и анализе изобразит. Материала, в определении, на основе критич. Сопоставления разл. Источников, степени его достоверности, в описании собраний и коллекций муз.
Инструментов. Одновременно разрабатывается методика "изобразительной" истории муз. Иск-ва (т.н. "История музыки в изображениях"). В этом аспекте И. М. Близко соприкасается с общей историей художеств. Культуры. Один из видов изданий, относящихся к И. М., - альбомы, в к-рых воспроизводится и аннотируется иконографич. Материал по той или иной музыкально-историч. Теме. Осуществляются и издания подобного типа, воспроизводящие иконографический материал по всей истории муз. Иск-ва. Первым опытом И. М. Явился труд нем. Лексикографа Э. Л. Гербера, опубликовавшего в 1783 в журн. "Magazine der Musik" иконографию музыкантов. Позднее с дополнениями он издал её в виде аннотированного каталога гравюр, картин, рисунков и скульптур известных музыкантов (композиторов, теоретиков, исполнителей), составившего приложение к его словарю "Историко-биографический лексикон музыкантов" "Historisch-biographisches Lexikon der Tonkьnstler", TI 1-2, Lpz., 1790-92).
Значит. Развитие И. М. Получила с нач. 20 в. В зарубежном, особенно нем., музыковедении. В России первые работы в области И. М. Принадлежат H. P. Финдейзену. Ряд важных публикаций по И. М. Осуществлён в СССР. Однако в современной И. М. Детально разработаны лишь отдельные её области.Литература. Финдейзен Н., Глинка в Испании и записанные им народные напевы (с иконографией, относящейся к его испан. Поездке), СПБ, 1896. Его же, Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки, СПБ, 1898. Алексеевская Л., Лира из Керчи, П., 1915. Детинов С., Портретные изображения Мусоргского, в кн. М. П. Мусоргский. Статьи и материалы, под ред. Вас. Яковлева и Ю. Келдыша, М., 1932. Рудакова Е., Прижизненные изображения Глинки. Портреты и зарисовки. Альбом "М. И. Глинка в карикатурах" Н.
Степанова (1850-1854), в кн. М. И. Глинка. Сборник статей, под ред. Е. М. Гордеевой, М., 1958. Цицикян A., Ценная находка (сосуд из Двин с изображением древнего смычкового муз. Инструмента), "Коммунист", Ер., 1960, 17 апр. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, рук. К. А. Вертков, М., 1963. Сергей Прокофьев (альбом), сост. С. И. Шлифштейн, М., 1965. Buhle E., Die musikalische Instrumente in den Miniaturen des frьhen Mittelalters, Blasinstrumente, Lpz., 1903 (Inaugural-Diss.). Leichtentritt H., Was lehren uns die Bildwerke der 14-17, Jahrhunderten ьber die Instrumentalmusik ihrer Zeit?, "SIMG", Jahrg. VII, 1905/06, H. 3, S. 315-364. Stоrek K., Musik und Musiker in Karikatur und Satire, Oldenburg, 1910. Deutsch О. Е., F. Schubert. Sein Leben in Bildern, Mьnch., 1913.
Его же, Mozart und seine Welt in zeitgenцssischen Bildern, W. A. Mozart, Neue Gesamtausgabe, Serie X, Bd 32, Kassel, 1961. Seiifert M., Bildzeugnisse des 16. Jahrhunderts, "AfM", I, 1918-19. Sauerlandt M., Die Musik in fьnf Jahrhunderten der europдischen Malerei, Kцnigstein - Lpz., 1922. Moreck C., Die Musik in der Malerei, Mьnch., 1924. Musik und bildende Kunst in Rahmen der allgemeinen Kunstgeschichte. Festschrift J. Schlosser, W., 1926. Kinski S., Haas R., Sсhnoor H., Geschichte der Musik in Bildern, Lpz., 1929. Marle R. Von, Iconographie de l'art profane au moyen-вge et а la Renaissance, v. 1-2, Den Haag, 1931-32. Reuter F., Les reprйsantations de la musique dans la sculpture romane en France, P., 1938. Della Cоrte A., Gli strumenti musicali nei dipinti della Galleria degli Uffizi, Torino, 1952.
Вanaсh J., Tematy muzyczne w plastyce polskiej, kn. 1-2, Kr., 1956-60. Musikgeschichte in Bildern, hrsg. Von H. Besseler und M. Schneider, Bd 1-4, Lpz., 1962-67. Murimoude A. P. De, Remarques sur l'iconographie musicale, "Revue de Musicologie", LI, 1965, No 1. Duleba W., Henryk Wieniawski. Kronika zycia, Kr., 1967.И. M. Ямпольский..
Дополнительный поиск Иконография музыкальная
На нашем сайте Вы найдете значение "Иконография музыкальная" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконография музыкальная, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 23 символа