Иконография музыкальная

257

(от греч. Eixon - изображение и grapo - пишу) - описание, изучение и систематизация художеств. Изображений и фотоснимков музыкантов (композиторов, исполнителей) и муз. Инструментов, а также воплощений муз. Сюжетов в произв. Живописи, графики, в художеств, миниатюре, скульптуре, керамике и т.п. И. М. - вспомогат. Отрасль музыковедения. Различают персональную и общую И. М. Персональная И. М. Ставит своей задачей критич. Отбор и систематизацию изобразит. Материала, относящегося к биографии данного композитора или исполнителя, с целью восстановления обстановки жизни, быта, в к-рых протекало и формировалось его творчество. Общая И. М. Занимается собиранием и описанием изобразит. Материала, относящегося к муз.-исполнительской практике разл.

История, эпох и связанной с ней историей муз. Быта и муз. Инструментария. Этот вид И. М. Играет особо важную роль в муз. Инструментоведении, сравнит. Музыковедении и муз. Этнографии. И. М. Нередко представляет единств. Надёжный документальный источник, позволяющий восстановить общую картину и особенности обстановки, в к-рой протекало сольное и ансамблевое музицирование в условиях разд. Историч. Эпох, даёт возможность установить типич. Особенности внешнего вида, конструкции и способа держания муз. Инструментов. Большой изобразит. Материал подобного рода содержится в старинных теоретич. Трактатах, муз. Руководствах, инстр. Школах, на титульных листах старинных нотных изданий. Одним из ценных источников И. М. Является карикатура. Именно на карикатурах, хотя и в преувеличенном, а порой и в гротесковом виде, запечатлены наиболее характерные, бросавшиеся в глаза черты личности музыканта, особенности обстановки музицирования, способов звукоизвлечения на инструменте или типич.

Манеры дирижирования и т.п. При изучении муз. Культуры отдалённых эпох важным источником И. М. Являются наскальные рисунки, относящиеся ещё к временам первобытной культуры, и обнаруженные во время археологич. Раскопок предметы быта с изображением муз. Инструментов, ритуальных церемоний с участием музыкантов. Богатые иконографич. Материалы для изучения др.-рус. Муз. Культуры представляют миниатюры в летописных сводах, церк. Фрески, нар. Лубочные картинки. Задача И. М. Как вспомогат. Отрасли музыковедения заключается в систематизации и каталогизации источников И. М., исследовании и анализе изобразит. Материала, в определении, на основе критич. Сопоставления разл. Источников, степени его достоверности, в описании собраний и коллекций муз.

Инструментов. Одновременно разрабатывается методика "изобразительной" истории муз. Иск-ва (т.н. "История музыки в изображениях"). В этом аспекте И. М. Близко соприкасается с общей историей художеств. Культуры. Один из видов изданий, относящихся к И. М., - альбомы, в к-рых воспроизводится и аннотируется иконографич. Материал по той или иной музыкально-историч. Теме. Осуществляются и издания подобного типа, воспроизводящие иконографический материал по всей истории муз. Иск-ва. Первым опытом И. М. Явился труд нем. Лексикографа Э. Л. Гербера, опубликовавшего в 1783 в журн. "Magazine der Musik" иконографию музыкантов. Позднее с дополнениями он издал её в виде аннотированного каталога гравюр, картин, рисунков и скульптур известных музыкантов (композиторов, теоретиков, исполнителей), составившего приложение к его словарю "Историко-биографический лексикон музыкантов" "Historisch-biographisches Lexikon der Tonkьnstler", TI 1-2, Lpz., 1790-92).

Значит. Развитие И. М. Получила с нач. 20 в. В зарубежном, особенно нем., музыковедении. В России первые работы в области И. М. Принадлежат H. P. Финдейзену. Ряд важных публикаций по И. М. Осуществлён в СССР. Однако в современной И. М. Детально разработаны лишь отдельные её области.Литература. Финдейзен Н., Глинка в Испании и записанные им народные напевы (с иконографией, относящейся к его испан. Поездке), СПБ, 1896. Его же, Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки, СПБ, 1898. Алексеевская Л., Лира из Керчи, П., 1915. Детинов С., Портретные изображения Мусоргского, в кн. М. П. Мусоргский. Статьи и материалы, под ред. Вас. Яковлева и Ю. Келдыша, М., 1932. Рудакова Е., Прижизненные изображения Глинки. Портреты и зарисовки. Альбом "М. И. Глинка в карикатурах" Н.

Степанова (1850-1854), в кн. М. И. Глинка. Сборник статей, под ред. Е. М. Гордеевой, М., 1958. Цицикян A., Ценная находка (сосуд из Двин с изображением древнего смычкового муз. Инструмента), "Коммунист", Ер., 1960, 17 апр. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, рук. К. А. Вертков, М., 1963. Сергей Прокофьев (альбом), сост. С. И. Шлифштейн, М., 1965. Buhle E., Die musikalische Instrumente in den Miniaturen des frьhen Mittelalters, Blasinstrumente, Lpz., 1903 (Inaugural-Diss.). Leichtentritt H., Was lehren uns die Bildwerke der 14-17, Jahrhunderten ьber die Instrumentalmusik ihrer Zeit?, "SIMG", Jahrg. VII, 1905/06, H. 3, S. 315-364. Stоrek K., Musik und Musiker in Karikatur und Satire, Oldenburg, 1910. Deutsch О. Е., F. Schubert. Sein Leben in Bildern, Mьnch., 1913.

Его же, Mozart und seine Welt in zeitgenцssischen Bildern, W. A. Mozart, Neue Gesamtausgabe, Serie X, Bd 32, Kassel, 1961. Seiifert M., Bildzeugnisse des 16. Jahrhunderts, "AfM", I, 1918-19. Sauerlandt M., Die Musik in fьnf Jahrhunderten der europдischen Malerei, Kцnigstein - Lpz., 1922. Moreck C., Die Musik in der Malerei, Mьnch., 1924. Musik und bildende Kunst in Rahmen der allgemeinen Kunstgeschichte. Festschrift J. Schlosser, W., 1926. Kinski S., Haas R., Sсhnoor H., Geschichte der Musik in Bildern, Lpz., 1929. Marle R. Von, Iconographie de l'art profane au moyen-вge et а la Renaissance, v. 1-2, Den Haag, 1931-32. Reuter F., Les reprйsantations de la musique dans la sculpture romane en France, P., 1938. Della Cоrte A., Gli strumenti musicali nei dipinti della Galleria degli Uffizi, Torino, 1952.

Вanaсh J., Tematy muzyczne w plastyce polskiej, kn. 1-2, Kr., 1956-60. Musikgeschichte in Bildern, hrsg. Von H. Besseler und M. Schneider, Bd 1-4, Lpz., 1962-67. Murimoude A. P. De, Remarques sur l'iconographie musicale, "Revue de Musicologie", LI, 1965, No 1. Duleba W., Henryk Wieniawski. Kronika zycia, Kr., 1967.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Изуар Н.

(Isouard) Николо (прозванный Николо из Мальты (Nicolo de Malte)) (16 XII 1775, о. Мальта - 23 III 1818, Париж) - франц. Композитор. Музыке обучался в Италии у М. А. Велла и Ф. Адзопарди, позднее у Н. Сала и П. А. Гульельми. В 1794 во Флоренции была пост. Первая опера И. "Предостережение женатым" ("L'Avviso ai maritari", т-р "Пергола"). С 1795 И. Занимал должность церк. Органиста на Мальте, где ставились его оперы. В 1799 переехал в Париж, познакомился с Р. Крейцером. В сотрудничестве с ним напис..

Иконников А. А.

Алексей Александрович (р. 1 (14) X 1905, пос. Узловая, ныне Тульской обл.) - сов. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1942. Окончил в 1935 радиоотделение историко-теоретич. Ф-та, в 1938 - аспирантуру Моск. Консерватории. В 1934-38 лектор Моск. Филармонии, в 1939-40 зав. Кафедрой композиции, истории и теории музыки Свердловской консерватории, в 1940-46 редактор, инспектор, зам. Нач. Управления муз. Учреждений Комитета по делам иск-в при СНК СССР, в 1946-50 науч. Сотрудник науч..

Икономидис Ф.

(Oikonomidns) Филоктитис (р. 23 X 1889, Афины) - греч. Дирижёр. Учился в Афинской консерватории под рук. А. Марсика, совершенствовался в Вене, Мюнхене, Берлине. С 1910 профессор теории музыки Афинской консерватории, с 1918 вёл в ней классы гармонии и контрапункта, в 1930-39 директор. В 1924-30 был также директором консерватории в Пирее. В 1921 основал Афинский хор, к-рый впервые в Греции исполнил мн. Старинные и совр. Хор. Произв. В 1926-43 дирижёр симф. Орк. Афинской консерватории, с 1943 гл. Д..

Икономов Б. Г.

Боян Георгиев (р. 1 (14) IX 1900, Никопол, Плевенский округ) - болг. Композитор. В юности занимался игрой на скрипке у Т. Торчанова. В 1920-26 брал уроки по теории музыки у Н. Атанасова. В 1928-32 занимался в Париже в "Схола канторум" в классе композиции Г. Де Лионкура и В. Д'Энди (с 1931), контрапункта - А. Бертлена, совершенствовался также в игре на скрипке. После завершения образования продолжал заниматься композицией у Н. Буланже и А. Русселя, летом 1934 посещал дирижёрские курсы Ф. Вейнгарт..

Дополнительный поиск Иконография музыкальная Иконография музыкальная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иконография музыкальная" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконография музыкальная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 23 символа