Импрессионизм

172

(франц. Impressionnisme, от impression - впечатление) - художеств. Течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. Во франц. Живописи, а затем проявившееся в музыке, лит-ре, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их иск-ва - в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Муз. И. Возник в конце 80 - нач. 90-х гг. Своё классич. Выражение он нашёл в творчестве К. Дебюсси. Применение термина "И." к музыке во многом условно. Муз. И. Не вполне аналогичен одноим. Течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологич.

Состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает муз. И. С иск-вом поэтов-символистов, для к-рого характерен культ "невыразимого". Термин "И.", применявшийся муз. Критиками конца 19 в. В осуждающем или иронич. Смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг муз. Явлений рубежа 19-20 вв. Как во Франции, так и в др. Странах Европы.Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. Франц. Композиторов проявляются в тяготении к поэтич. Одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академич.

Условностей. Др. Сфера муз. И. - рафинированная фантастика, порождённая антич. Мифологией или ср.-век. Легендами, мир экзотики народов Востока. Новизна художеств. Средств нередко сочеталась у композиторов-импрессионистов с претворением изысканных образов старинного иск-ва (живописи стиля рококо, музыки франц. Клавесинистов).Муз. И. Унаследовал нек-рые черты, присущие позднему романтизму и нац. Школам 19 в. Интерес к поэтизации старины и далёких стран к тембровой и гармонич. Красочности, воскрешению архаич. Ладовых систем. Поэтич. Миниатюризм Ф. Шопена и Р. Шумана, звукопись позднего Ф. Листа, колористич. Находки Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М. П. Мусоргского нашли оригин. Продолжение в творчестве Дебюсси и Равеля.

Талантливо обобщив достижения предшественников, эти франц. Мастера в то же время резко восстали против академизации романтич. Традиций. Патетич. Преувеличениям и звуковой перенасыщенности муз. Драм Р. Вагнера они противопоставляли иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры. В этом сказалось и стремление воскресить специфически франц. Традицию ясности, экономии выразит. Средств, противопоставив их тяжеловесности и глубокомысленности нем. Романтизма.Во мн. Образцах муз. И. Проступает восторженно-гедонистич. Отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Иск-во для них - сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия.В отличие от чёткого рельефа и сугубо материальной палитры Вагнера и его последователей, музыка импрессионистов часто характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов.

"Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется. Лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений" (В. Г. Каратыгин).Эстетика И. Воздействовала на все осн. Жанры музыки. Вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симф. Эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений. В фп. Музыке - столь же сжатые программные миниатюры, осн. На особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности. На смену романтич. Песне пришла вок. Миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инстр.

Фона. В оперном т-ре И. Привёл к созданию муз. Драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вок. Декламации. При некотором углублении психологич. Выразительности в них сказалась статика драматургии ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру муз.-выразит. Средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с её техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен. Импрессионисты заметно расширили совр. Тональную систему, открыв путь многим гармонич. Новшествам 20 в. (хотя и заметно ослабили чёткость функцион. Связей). Усложнение и разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы).

В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают чистые краски, капризные блики. Часто применяются соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и неуловима. Для мелодики характерны не закруглённые построения, но короткие выразит. Фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танц. Жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмич. Элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза.В нач.

20 в. Муз. И. Распространился за пределами Франции, обретая у разл. Народов специфич. Нац. Черты. В Испании М. Де Фалья, в Италии О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творч. Идеи франц. Композиторов-импрессионистов. Своеобразен англ. Муз. И. С его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше муз. И. Представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Др. Востока. Влияние франц. И. Испытали в нач. 20 в. И нек-рые рус. Композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты И. Сочетались с пламенной экстатичностью и бурными волевыми порывами. Слияние традиций музыки Н. А. Римского-Корсакова с самобытно претворёнными воздействиями франц.

И. Заметны в ранних партитурах И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", опера "Соловей"). Вместе с тем Стравинский и С. С. Прокофьев наряду с Б. Бартоком оказались зачинателями нового, "антиимпрессионистского" направления в европ. Музыке кануна 1-й мировой войны.Литература. Каратыгин В., Новейшие течения в западноевропейской музыке, "Северные записки", 1913, декабрь, в кн. В. Г. Каратыгин. Избранные статьи, М.-Л., 1965. Его же. Музыкант-импрессионист. К постановке "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси, "Речь", 1915, 21 октября, в кн. Каратыгин В. Г., Избранные статьи, Л., 1965. Кремлев Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, "СМ", 1934, No 11. Его же, Импрессионизм Дебюсси, там же, 1962, No 12. Landоrmy Р., Le dйclin de l'impressionisme, "RM", II, 1902.

Wartisch О., Studien zur Harmonik des musikalischen Impressionismus, Erlangen, 1921 (Diss.). Danckert W., Liszt als Vorlдufer des musikalischen Impressionismus, "Die Musik", Jahrg. XXI, 1928/29. Его же, Das Wesen des musikalischen Impressionismus, I, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", VII, 1929. Кцlsсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Kцln, 1937 (Diss.). Lyz R., Les musiciens Impressionistes, P., 1938. Schulz H. G., Musikalischer Impressionismus und impressionistischer Klavierstil, Wьrzburg, 1938. Сaprу A., Le origini dell impressionismo musicale, "Rass. Mus.", XI, 1939. Moser R., L'impressionisme franзais..., Gen.-Lille, 1952. Кroher E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.И.

В. Нестьев..

Значения в других словарях
Имитация

(от лат. Imitatio - подражание) - точное или неточное повторение в каком-либо голосе мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Голос, первым излагающий мелодию, называется начальным, или пропостой (итал. Proposta - предложение), повторяющий её - имитирующим, или риспостой (итал. Risposta - ответ, возражение).Если после вступления риспосты в пропосте продолжается мелодически развитое движение, образующее контрапункт к риспосте - т.н. Противосложение, то возникает полифонич..

Императорское русское музыкальное общество

См. Русское музыкальное общество.. ..

Импровизация

(франц. Improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvisus - неожиданный, внезапный) - встречающийся в ряде иск-в (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художеств. Творчества, при к-ром произв. Создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Муз. И. Известна с древнейших времён. Устный характер нар. Творчества - передача песен и инстр. Наигрышей на слух, по памяти - способствовал использованию нар. Музыкантами (певцами и инструменталистами) элементов И. В своей практике И. Он..

Инашвили А. И.

Александр (Сандро) Иович (11 (23) VIII 1889, Тбилиси - 4 VI 1958, там же) - сов. Певец (баритон). Нар. Арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1946. С детских лет пел в груз. Нар. Хоре. С 1912 выступал в спектаклях нар. Т-ра в Тбилиси, там же в 1916 окончил Муз. Уч-ще по классу пения Е. К. Ряднова. В 1923 совершенствовался у Э. Джиральдони (Италия). С 1917 солист, с 1933 зав. Художеств. Частью Груз. Т-ра оперы и балета. Выступал на оперных сценах в Италии и Испании (1923-25).И. - один из основоположников г..

Дополнительный поиск Импрессионизм Импрессионизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Импрессионизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Импрессионизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа