"Ла Скала"

299

(La Scala, полн. Назв. - Teatro alla Scala) - оперный т-р в Милане, один из крупнейших центров мировой оперной культуры. Открыт 3 авг. 1778 специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери "Признанная Европа". Здание построено в 1776-78 на месте церкви "Санта-Мария делла Скала" откуда театр получил своё пазв. Строгое, в неоклассическом стиле театр, здание с безукоризненной акустикой (арх. Дж. Пьермарини) было одним из красивейших в мире. Неоднократно реставрировалось Во время 2-й мировой войны 1939-45 было разрушено-восстановлено в первоначальном виде инж. Л. Секки и вновь открыто в 1946.До кон. 18 в. На сцене "Ла С." ставились также драм. Спектакли, выступали популярные в то время труппы Т-ра марионеток и др., но оперные сезоны ("карнавальные", "осенние", "весенние", "летние") сразу же стали регулярными.

В период "карнавального" сезона ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время гл. Обр. - оперы-буффа. В кон. 18 - нач. 19 вв. В репертуаре "Ла С." - произв. Итал. Композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Н. А. Цингарелли, С. Майра. В 1812 на сцене т-ра прошла премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень", положившая начало т.н. Россиниевскому периоду. "Ла С." первым пост. Его оперы "Аурельяно в Пальмире" (1813), "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817), "Бьянка и Фальеро" (1819). Одноврем. Т-р ставил и др. Уже широко известные произв. Россини. Также впервые были пост. Оперы Дж. Мейербера "Маргарита Анжуйская" (1820) и "Изгнанник из Гренады" (1822) и наиболее значит. Произв. С. Меркаданте - "Элиза и Клаудио" (1821) и "Клятва" (1837).Начиная с 30-х гг.

19 в. История "Ла С." связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, мн. Произв. К-рых были пост. Здесь впервые, в т.ч. "Пират" (1827) и "Норма" (1831) Беллини, "Лукреция Борджа" (1833). "Оберто" (1839), "Навуходоносор" (1842), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Мадам Баттерфляй" (1904) и "Турандот" (1926) Пуччини. Во 2-й пол. 19 в. И в 20 в. Основу репертуара по-прежнему составляют произв. Итал. Композиторов, в т.ч. Впервые исполнены "Мефистофель" Бойто (1868) "Джоконда" (1876), "Марион Делорм" (1885) Понкьелли, "Валли" Каталани (1892), "Андре Шенье" Джордано (1896), а также мн. Оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казеллы, Дж. Ф. Малипьеро и др. Всё чаще на сцене "Ла С." осуществляются пост.

Произв. Мировой классики и совр. Композиторов. Впервые в Италии т-р ставит оперы "Фауст" (1862), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1889), "Зигфрид" (1899), "Парсифаль" и "Золото Рейна" (1903), "Евгений Онегин" (1900), "Пиковая дама" (1906). "Саломея" (1906), "Электра" (1909) и "Кавалер роз" (1911) Р. Штрауса, "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси (1908), "Борис Годунов" (1909) и "Хованщина" (1926). "Короткая жизнь" де Фалья (1934), "Питер Граймс" Бриттена (1947), "Лисичка-плутовка" Яначека (1958), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1947), "Катерина Измайлова" (1964) и др. Здесь прошли первые пост. Опер "Триумф Афродиты" Орфа (1953), "Давид" Мийо (1955), "Диалоги кармелиток" (1957) и "Человеческий голос" (1959) Пуленка, "Атлантида" де Фалья (1962).В "Ла С." выступали выдающиеся итал.

И иностр. Певцы. В кон. 18 - нач. 19 вв. - К. Габриелли, А. Каталани, Ф. М. Феста, И. Кольбран, Дж. Б. Рубини, Л. Лаблаш, А. Тамбурини. С 30-х гг. 19 в. - Джудитта Гризи, Дж. Паста, Джулия Гризи, М. Малибран, Дж. Стреппони, А. Котоньи. В 70-90-е гг. 19 в. - Т. Штольц, И. Кампанини, С. X. Гайярре, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Э. Кальве, X. Даркле, Н. Мелба, Р. Сторкьо, А. Бончи, Э. Джиральдони, Э. Карелли. С нач. 20 в. - Э. Карузо, Титта Руффо, Де Лука, Р. Страччари, Н. Де Анджелис, М. Баррьентос. В 10-20-е гг. 20 в. - Л. Бори, К. Галеффи, К. Муцио, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Безанцони, Т. Даль Монте, А. Пертиле. С 40-х гг. 20 в. - М. Канилья, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Дж. Гуэльфи, Б. Христов, Г. Шутти, Г. Туччи, Ф. Корелли и мн. Др. Здесь пели рус. Артисты - Ф. Литвин, Ф. И. Шаляпин, Л.

В. Собинов, укр. Певица С. А. Крушельницкая.В 19 в. В т-ре работали крупнейшие дирижёры - Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Маскерони, Р. Феррари. В 1898-1903 и 1921-29 гл. Дирижёром "Ла С." был А. Тосканини, с деятельностью к-рого связан наивысший расцвет т-ра. Преемниками Тосканини стали А. Гуарньери и В. Де Сабата. В 40-60-е гг. 20 в. Здесь регулярно выступали дирижёры В. Гуи, А. Вотто, Г. Сантини, К. М. Джулини, Дж. Гаваццени, Н. Сандзоньо, Ф. Молинари-Праделли и др. С 1968 гл. Дирижёр т-ра - К. Аббадо.Театр. Сезон в "Ла С." продолжается с декабря по июнь. Осенью в т-ре проводятся симф. Концерты. Наиболее значит. Постановки 60-70-х гг. - "Богема" (1963), "Кольцо нибелунга" (1963). "Макбет" Верди (1964), "Хованщина" (1967 и 1971), "Борис Годунов" (1967). "Дочь полка" Доницетти (1968), "Осада Коринфа" (1969.

Впервые в 20 в.) и "Севильский цирюльник" (1969) Россини, "Норма" (1972).В труппе т-ра (1975). Певицы - Ф. Барбьери, Ф. Коссотто, И. Лигабуэ, Л. Маральяно, Р. Орланди-Маласпина, М. Ринальди, А. М. Рота, М. Сигеле, Р. Скотто, М. Френи. Певцы - К. Бергонци, И. Винко, В. Ганцаролли, Дж. Гуэльфи, Н. Гяуров, К. Кава, Р. Капекки, П. Каппуччилли, Л. Паваротти, Б. Преведи, Дж. Раймонди, М. Серени, Д. Чеккеле и др. В т-ре также выступают известные заруб. Певцы - Т. Берганса, П. Глоссоп, Р. Креспен, П. Лоренгар, М. Кабалье, Б. Силе, П. Доминго, Р. Массар, Б. Нильсон, Л. Прайс, Дж. Сатерленд, М. Тальвела, С. Юринац и др. Дирижёры - Г. Караян, А. Клюитенс, В. Заваллиш, Ж. Претр и др. Первой сов. Певицей, выступившей в "Ла С.", была Т. А. Милашкина ("Битва при Леньяно" Верди, 1961). В спектаклях "Ла С." участвовали также В.-К.

Л. Норейка ("Мадам Баттерфляй", 1966), И. К. Архипова ("Хованщина", 1967, 1971. "Борис Годунов", 1967, 1973), М. С. Решетин ("Хованщина", 1967), Л. А. Никитина ("Борис Годунов", 1967), В. А. Атлантов ("Тоска", 1975), E. В. Образцова ("Вертер", 1976). С 60-х гг. В "Ла С." стажируются молодые сов. Певцы.Т-р периодически выезжает на гастроли (Австрия, Германия, Великобритания, Зап. Берлин, ФРГ, Бельгия, Канада). Осенью 1964 состоялись обменные гастроли - "Ла С." в Москве и Большого т-ра в Милане, послужившие началу творч. Сотрудничества двух коллективов. В 1974 "Ла С." вновь гастролировал в Москве.26 дек. 1955 спектаклем "Тайный брак" Чимарозы был открыт филиал "Ла С." - "Пиккола Скала". Здесь, на малой сцене (зал на 500 мест), ставятся произв.

Композиторов 17-18 и нач. 19 вв., оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также соч. Молодых авторов. Среди опер, поставленных в 60 - нач. 70-х гг. На сцене "Пиккола Скала". "Язык цветов" Росселини (премьера, 1963), "Несчастный Орфей" Мийо, "Груди Терезии" Пуленка, "Дидона и Эней" Пёрселла, "Возвращение Улисса" Монтеверди, "На дне" Тести (по М. Горькому. Премьера, 1966), "Герои Бонавентуры" Малипьеро (премьера, 1969), "Поворот винта" Бриттена.Литература. Театр Ла Скала (Милан). Гастроли в СССР, (M., 1964). Tимохин В. В., Театр "Ла Скала" в Москве, "МЖ", 1964, No 20-21. Грошева E. A., Кузнецова И., После гастролей "Ла Скала", "СМ", 1965, No 1. Калитин Н., Главное - музыка. Заметки о режиссуре театра "Ла Скала", "Театр", 1965, No 2, с.

135-43. Cambiasi P., La Scala. 1778-1906, Mil., (1906). La Scala. 3 Agosto 1778-11 Maggio 1946, (Mil.), 1946. La Scala, 1946-1956, (Mil.), 1957. La nostra Scala, (Mil.), 1961. La Scala. Cronache 1778-1960, (Mil.), 1960 (текст на итал., франц., англ. И нем. Яз.). La Scala, nuove ed., Mil., 1966. Barblan G., Toscanini e La Scala, Mil., 1972.В. В. Тимохин..

Значения в других словарях
Кюсле

Струнный щипковый муз. Инструмент, тождественный псалтиревидным (шлемовидным) гуслям. До недавнего времени был широко распространён у народов Поволжья (чуваш, назв. - кусл, кесле, м арийское - кюсле, удмуртское - кырез, крезь, татарское - гусля). Корпус К. Склеен из тонких дощечек, чаще еловых или пихтовых. Струны (17-25 и более) металлические, в прошлом кишечные. Дл. Корпуса 100-120 см. Звукоряд диатонический.На К. Играют мужчины и женщины. Используется как сольный инструмент и в ансамбле (напр..

Кяманча

См. Кеманча.. ..

Л'аббе Ж. Б.

(L'Abbe) Жозеф Барнабе Сен-Севен (11 VI 1727, Ажен - 6 VIII 1802, Париж) - франц. Скрипач, педагог и композитор. Сын и ученик виолончелиста П. Ф. Аббе (ум. 1777). Занимался в Париже у Ж. М. Леклера. С 1731 скрипач в оркестре т-ра "Комеди Франсез", в 1742 (1743?)-62 - Корол. Академии музыки. В 1741-1755 участвовал в "Духовных концертах". Вёл пед. Деятельность.Значительная работа Л'А. - "Принципы скрипки для изучения аппликатуры этого инструмента..." ("Principes du violon pour apprendre le doigtй ..

Ла Лоранси М. Б. Л. Ж.

(La Laurencie) Мари Бертран Лионель Жюль, де (24 VII 1861, Нант-21 XI 1933, Париж) - франц. Музыковед. Игре на скрипке учился у Л. Ренье, теории музыки у А. Вейнгартнера. В 1891-92 изучал историю музыки под рук. Л. Бурго-Дюкудре в Парижской консерватории. После окончания в 1883 Нац. Ин-та вод и лесов в Нанси находился на гос. Службе. С 1898 занялся исследованиями в области музыки, став одним из крупнейших франц. Музыковедов. Основатель (1917) и президент (с 1927 почётный президент) Франц. Об-ва ..

Дополнительный поиск "Ла Скала" "Ла Скала"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Ла Скала"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Ла Скала", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 10 символа