Натуральные лады

117

Термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. Ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. Ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. Л. Обычно подразумеваются соответствующие лады нар. Европ. И внеевроп. Музыки, лады ср.-век. Монодии, др.-рус. Культового пения, диатонич. Лады в зап.-европ. И рус. Музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. Музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. В песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский.

К Н. Л. Относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. Л. (по И. В. Способину):Н. Л. Обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. Д. В музыке 19-20 вв. Композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. Л. В колористич. Звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. Л. В качестве специального выразит. Средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова. Сопоставление Н. Л. И насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. Речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы.Н.

А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.Однако понятие Н. Л. В значит. Мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. Противопоставление. "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. Л. Натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. Миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. Л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ.

Муз. Культуры. Восточные лады с увелич. Секундой по существу столь же "природны", т. Е. Натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. Л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. Нар. Музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. Е. Не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки.

Привело меня. К совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. К. Это противоречило бы смыслу слова "диатоника".Литература. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25. Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925. Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957. Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958. Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63. Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970. Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971.

Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб. Проблемы лада, М., 1972.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Нат И. Ф.

(Nat) Ив Филипп (28 XII 1890, Безье - 1 IX 1956, Париж) - франц. Пианист, композитор и педагог. Окончил Парижскую консерваторию по классу фп. У Л. Дьемера, там же преподавал с 1934. Концертировал гл. Обр. Во Франции (наиболее интенсивный период конц. Деятельности - 1908-38), в США (1911 и 1914), где также преподавал в Техасском жен. Колледже (Форт Уорт. 1914-15). Выступал как ансамблист (в дуэте с Э. Изаи, Дж. Энеску, Ж. Тибо). Гастролировал в Москве в 1928. В репертуаре Н. - произв. Л. Бетховен..

Натансон В. А.

Владимир Александрович (р. 16 II (1 III) 1909, м. Гуляйполе, ныне Запорожской обл.) - сов. Пианист и педагог. Кандидат искусствоведения (1958). В 1931 окончил Моск. Консерваторию по классу фп. У С. Е. Фейнберга, в 1935 под его рук. - аспирантуру. С 1935 преподаватель этой консерватории по классу спец. Фп. (с 1967 профессор). Автор ряда работ по истории рус. Муз. Культуры и методике обучения игре на фп.Сочинения. Из музыкального прошлого Московского университета, М., 1955. Прошлое русского пианиз..

Натуральный звукоряд

Натуральный гармонический звукоряд, - ряд расположенных в восходящем порядке частичных тонов, т. Е. Осн. Тона и обертонов, призвуков осн. Тона, возникающих в связи с тем, что звучащее тело (струна, столб воздуха и т. П.) колеблется не только как целое, но и по частям (1/3, 1/3, 1/4 и т. Д.). Обертоны не воспринимаются как самостоят. Звуки. Они звучат слитно с осн. Тоном, причём зависящее от характера источника звука и пространства инструмента преобладание тех или иных обертонов обусловливает окр..

Науман И. Г.

(Naumann) Иоганн Готлиб (17 IV 1741, Блазевиц, близ Дрездена - 23 X 1801, Дрезден) - нем. Композитор. Учился пению в дрезденской церковной школе, с 1757 брал уроки у Дж. Тартини в Падуе, с 1762 - у падре Мартини в Болонье (контрапункт) и Й. А. Хассе в Венеции, где поставлено его интермеццо "Оберегаемое сокровище" ("Il Tesoro insidiato", 1763, Венеция). Работал в разных городах Италии, Дрездене, Копенгагене, Стокгольме. С 1764 был церк. Композитором при Дрезденском дворе, с 1765 придв. Камерным к..

Дополнительный поиск Натуральные лады Натуральные лады

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Натуральные лады" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Натуральные лады, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 16 символа