Удмуртская музыка

217

В течение длительного историч. Периода У. М. Развивалась в рамках устного нар. Творчества. Песенное иск-во ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмич. Структуре сближают его с музыкой коми. Удм. Нар. Музыка основана на диатонич. Ладах, в ней широко используется пентатоника. Тематика нар. Песен определяется датами нар. Календаря (посевные, сенокосные, жатвенные, молотьбы, обработки льна, беления холстов, сбора ягод и грибов, проводов осени - пцртмаськон, охоты). В семейном цикле большое место занимают свадебные и поминальные песни, песни встреч (куно пумитан) и проводов гостей (куно келян), а также плясовые. Мелодика наиболее ранних из дошедших до нас песен - декламационная, носит суровый, сдержанный характер, диапазон напевов небольшой (в объёме терции), песни исполняются в низком регистре.

В удм. Песенном фольклоре имеется ряд местных разновидностей. Южноудмуртская короткая песня, сев. Удм. Песня-импровизация и др. После соединения Удмуртии с Рус. Гос-вом в 16 в. Удм. Фольклор впитывает в себя новые черты. Появляются историч. (о взятии Казани, о Пугачёве), рекрутские, батрацкие, разбойничьи песни. В период зарождения капитализма, роста крупной промышленности, а также под влиянием политич. Ссыльных в удм. Нар. Иск-ве распространяются вольнолюбивые мотивы.Удмуртская народная песня "Кылёд ук". Запись И. К. Травиной (1957).Нар. Муз. Инструменты удмуртов отчасти сходны с инструментами финно-угорских народов. К струнно-смычковой группе относится скрипка (крезь кубыз). К струнно-щипковым - домра (домро крезь), балалайка (балай), гитара, бандурка и наиболее древний инструмент крезь - гусли, существовавшие в 2 разновидностях.

Простые (покчи крезь) и ритуальные "великие" гусли (быдзым крезь). К группе духовых - чипчирган (тростниковая трубка длиной ок. 100 см, звуки извлекаются путём втягивания воздуха), тутэктон (пастуший рожок), узьы-гумы (типа продольной флейты), шулан (типа глиняной свистульки), быз, - все древнего происхождения. Среди многочисл. Ударных инструментов - трещотки ( такыртон), чугунные заслонки, деревянные ложки и колокольчики (чингыли). Формы бытования инструментов меняются. Нек-рые инструменты, такие как шулан, такыртон, применяются ныне только как детская игрушка, большое распространение получили гармонь (арган), баян, гитара, балалайка.Муз. Жизнь городов и заводских посёлков дореволюц. Удмуртии начиная с 19 в.

Проходила в рамках любительского музицирования. До этого она сосредоточивалась в церк. Уч. Заведениях и монастырях. После Oкт. Революции 1917 нар. Песня обогащается новыми образами. Большой вклад в развитие удм. Муз. Культуры внесли руководители хор. Коллективов - M. Г. Романов, Е. В. Молоткова, К. П. Герд, М. А. Курочкин. На основе собств. Записей они составили первые сб-ки удм. Нар. Песен.В 30-е гг. Появляются первые образцы проф. Муз. Творчества. Массовые песни Д. С. Васильева-Буглая, Н. М. Греховодова, М. В. Коробова и музыка к спектаклям драм. Т-ров - Н. А. Голубева ("Иго содрогается" и "Италмас" М. П. Петрова, 1936 и 1938), Н. М. Греховодова ("Камит Усманов" И. Г. Гаврилова, 1941). Организуется конц. Жизнь. Создаются хор Удм. Радио (1932), хор и ансамбль пляски удм. Филармонии (1936), удм.

Оперный т-р (1934).В 40-50-е гг. Массовые песни пишут Н. М. Греховодов, Г. А. Корепанов, Г. М. Корепанов-Камский, Н. Е. Шкляев, Г. Н. Матвеев, Г. А. Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хор. Соч. Г. А. Корепанова (кантаты "Солнце Октября", "Славная молодость", сюиты "Родные поля", "Наша молодость"). Большим событием в театр. Иск-ве явилось создание и постановка первой удм. Муз. Комедии "Сюан" ("Свадьба") Греховодова (1946).В 60-70-е гг. Появляются крупные муз.-сценич. Произв., среди к-рых оперы "Наталь" Г. А. Корепанова (1961), "Россиянка" Г. М. Корепанова-Камского (1967), "Надежда" (1975) Л. В. Васильева, балеты "Италмас" (1961), "Чипчирган" (опера-балет, 1964) Г. М. Корепанова-Камского, оперетты "Любушка", "Когда поют соловьи" Г. М. Корепанова-Камского.

Среди крупных соч. Для оркестра. Симфония Г. А. Корепанова (1964), "Тыловайская сюита" (1969), Поэма для струн. Оркестра и фп. (1972), концерт для скрипки с оркестром (1969) Г. М. Корепанова-Камского, концерт для многотембрового баяна и оркестра Л. В. Васильева (1973), сюита для камерного оркестра "Ижевск" Ю. В. Болденкова (1975), симф. Каприччио "Свадебные мелодии" Ю. Л. Толкача (1976). Написаны и камерно-инстр. Произв. (Г. М. Корепанов-Камский, Г. А. Корепанов, Ю. В. Болденков, А. М. Руденко, А. Г. Корепанов). В 60-70-е гг. Хор. Сочинения, сольные песни, обработки нар. Песен представлены в творчестве Г. А. Корепанова, Г. М. Корепанова-Камского, Н. Е. Шкляева, Л. В. Васильева, Ю. В. Болденкова, Ю. Л. Толкача, Г. Н. Матвеева, Г. А. Шеклеина.Среди деятелей муз. Иск-ва. Дирижёры - нар. Арт. Удм. АССР А.

В. Мамонтов, засл. Деят. Иск-в Удм. АССР Г. Н. Бехтерев, Р. А. Анкудинова. Певцы - нар. Арт. РСФСР К. А. Ложкин, засл. Арт. РСФСР Г. И. Титов, Н. С. Зубков, Е. С. Пахомова, нар. Арт. Удм. АССР Г. М. Корепанов-Камский, В. К. Виноградова, засл. Арт. Удм. АССР Н. Д. Вахрушев. Пианисты - засл. Деят. Иск-в Удм. АССР О. С. Фарфель, Е. С. Валов. В Удмуртии работают (1980). Ансамбль песни и танца "Италмас" (1936), хор Удм. Радио и телевидения (1933), Муз. Уч-ще им. Д. С. Васильева-Буглая (1933), Пед. Ин-т с муз. Ф-том, Культ.-просвет. Уч-ще, 42 муз. Школы, Дом нар. Творчества (1936), CK Удм. АССР (1973).Литература. Васильев-Буглай Д. С, Удмуртские песни, в сб. Труды Удмуртского научно-исследовательского института, сб. 1, Ижевск, 1935. Гиппиус Е. В. И Эвальд З. В., К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, в кн.

Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, языка, литературы и фольклора, вып. 10, Ижевск, 1941. Греховодов Н., Корепанов Г., Юшкова В., Музыкальная культура Удмуртской АССР, в сб. Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957. Травина И. К., Удмуртские народные песни, Ижевск, 1964. Путь к удмуртской опере, сб., сост. А. Н. Голубкова, Ижевск, 1969. Поздеев П. К., Фольклористика, в сб. Об исследованиях культуры удмуртского народа, Ижевск, 1970. Голубкова А. Н., У истоков удмуртской музыкальной культуры, в кн. Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, экономики, литературы и языка, вып. 21, Ижевск, 1970. Её же, Удмуртская народная песня в календарном обрядовом цикле, в сб. Вопросы искусства Удмуртии, Ижевск, 1976.

Её же, Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967), сб., Ижевск, 1978.А. Н. Голубкова..

Значения в других словарях
Уд

Азерб., арм., узб., тадж., араб., перс, турецкий струн. Нар. Муз. Инструмент. Известен с 9 в., один из наиболее древних инструментов, распространенных на Кавказе, в странах Ср. Азии и на Ближнем Востоке. У разных народов имеет разл. Историю возникновения, исполнит. Традиции и нек-рые особенности конструкции и использования. У. - предшественник европ. Лютни. Имеет выпуклый грушевидный корпус (дл. 480-500 мм, шир. 350-360 мм, глубина ок. 200 мм) из сандалового, орехового или грушевого дерева, а та..

Удж

Кабард. Нар. Парный танец. Распространён также в Карачаево-Черкесской авт. Области. Существует два вида танца - У.-пух (величественный, плавный) и У.-хешт (более подвижный, динамичный). Муз. Размер - 2/4 или 6/8.Литература. Авраамов А., Музыка и танец Кабарды, "Народное творчество", 1937, No 6.. ..

Удовенко А. И.

Александр Иванович (1(14) I 1906, с. Александровка, ныне Запорожской обл. - 6 I 1972, Киев) - сов. Тубист. Чл. КПСС с 1950. В 1931-35 обучался в Харьковской консерватории у И. И. Углицкого. С 1929 артист оркестра Харьковского, в 1943-64 - Укр. Т-ров оперы и балета. 3-я пр. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935.. ..

Удэгейская музыка

Муз. Фольклор небольшой тунгусо-манчьжурской народности удэ (или удэге), населяющей верховья рек Большая Уссурка, Бикин, Самарга (Приморский край), Хор и Анюй (Хабаровский край). В У. М. Существуют 5 жанровых традиций. 1) звукоподражания зверям и птицам, к к-рым относятсяИгровое переинтонирование "голоса" лесного голубя.Охотничье подражание крику изюбря (манок-бунингку).применяемые охотниками имитации, а также обрядовое или игровое переинтонирование криков, свистов, пощёлкиваний и др., для чего ..

Дополнительный поиск Удмуртская музыка Удмуртская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Удмуртская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Удмуртская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 17 символа