Удмуртская музыка
В течение длительного историч. Периода У. М. Развивалась в рамках устного нар. Творчества. Песенное иск-во ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмич. Структуре сближают его с музыкой коми. Удм. Нар. Музыка основана на диатонич. Ладах, в ней широко используется пентатоника. Тематика нар. Песен определяется датами нар. Календаря (посевные, сенокосные, жатвенные, молотьбы, обработки льна, беления холстов, сбора ягод и грибов, проводов осени - пцртмаськон, охоты). В семейном цикле большое место занимают свадебные и поминальные песни, песни встреч (куно пумитан) и проводов гостей (куно келян), а также плясовые. Мелодика наиболее ранних из дошедших до нас песен - декламационная, носит суровый, сдержанный характер, диапазон напевов небольшой (в объёме терции), песни исполняются в низком регистре.
В удм. Песенном фольклоре имеется ряд местных разновидностей. Южноудмуртская короткая песня, сев. Удм. Песня-импровизация и др. После соединения Удмуртии с Рус. Гос-вом в 16 в. Удм. Фольклор впитывает в себя новые черты. Появляются историч. (о взятии Казани, о Пугачёве), рекрутские, батрацкие, разбойничьи песни. В период зарождения капитализма, роста крупной промышленности, а также под влиянием политич. Ссыльных в удм. Нар. Иск-ве распространяются вольнолюбивые мотивы.Удмуртская народная песня "Кылёд ук". Запись И. К. Травиной (1957).Нар. Муз. Инструменты удмуртов отчасти сходны с инструментами финно-угорских народов. К струнно-смычковой группе относится скрипка (крезь кубыз). К струнно-щипковым - домра (домро крезь), балалайка (балай), гитара, бандурка и наиболее древний инструмент крезь - гусли, существовавшие в 2 разновидностях.
Простые (покчи крезь) и ритуальные "великие" гусли (быдзым крезь). К группе духовых - чипчирган (тростниковая трубка длиной ок. 100 см, звуки извлекаются путём втягивания воздуха), тутэктон (пастуший рожок), узьы-гумы (типа продольной флейты), шулан (типа глиняной свистульки), быз, - все древнего происхождения. Среди многочисл. Ударных инструментов - трещотки ( такыртон), чугунные заслонки, деревянные ложки и колокольчики (чингыли). Формы бытования инструментов меняются. Нек-рые инструменты, такие как шулан, такыртон, применяются ныне только как детская игрушка, большое распространение получили гармонь (арган), баян, гитара, балалайка.Муз. Жизнь городов и заводских посёлков дореволюц. Удмуртии начиная с 19 в.
Проходила в рамках любительского музицирования. До этого она сосредоточивалась в церк. Уч. Заведениях и монастырях. После Oкт. Революции 1917 нар. Песня обогащается новыми образами. Большой вклад в развитие удм. Муз. Культуры внесли руководители хор. Коллективов - M. Г. Романов, Е. В. Молоткова, К. П. Герд, М. А. Курочкин. На основе собств. Записей они составили первые сб-ки удм. Нар. Песен.В 30-е гг. Появляются первые образцы проф. Муз. Творчества. Массовые песни Д. С. Васильева-Буглая, Н. М. Греховодова, М. В. Коробова и музыка к спектаклям драм. Т-ров - Н. А. Голубева ("Иго содрогается" и "Италмас" М. П. Петрова, 1936 и 1938), Н. М. Греховодова ("Камит Усманов" И. Г. Гаврилова, 1941). Организуется конц. Жизнь. Создаются хор Удм. Радио (1932), хор и ансамбль пляски удм. Филармонии (1936), удм.
Оперный т-р (1934).В 40-50-е гг. Массовые песни пишут Н. М. Греховодов, Г. А. Корепанов, Г. М. Корепанов-Камский, Н. Е. Шкляев, Г. Н. Матвеев, Г. А. Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хор. Соч. Г. А. Корепанова (кантаты "Солнце Октября", "Славная молодость", сюиты "Родные поля", "Наша молодость"). Большим событием в театр. Иск-ве явилось создание и постановка первой удм. Муз. Комедии "Сюан" ("Свадьба") Греховодова (1946).В 60-70-е гг. Появляются крупные муз.-сценич. Произв., среди к-рых оперы "Наталь" Г. А. Корепанова (1961), "Россиянка" Г. М. Корепанова-Камского (1967), "Надежда" (1975) Л. В. Васильева, балеты "Италмас" (1961), "Чипчирган" (опера-балет, 1964) Г. М. Корепанова-Камского, оперетты "Любушка", "Когда поют соловьи" Г. М. Корепанова-Камского.
Среди крупных соч. Для оркестра. Симфония Г. А. Корепанова (1964), "Тыловайская сюита" (1969), Поэма для струн. Оркестра и фп. (1972), концерт для скрипки с оркестром (1969) Г. М. Корепанова-Камского, концерт для многотембрового баяна и оркестра Л. В. Васильева (1973), сюита для камерного оркестра "Ижевск" Ю. В. Болденкова (1975), симф. Каприччио "Свадебные мелодии" Ю. Л. Толкача (1976). Написаны и камерно-инстр. Произв. (Г. М. Корепанов-Камский, Г. А. Корепанов, Ю. В. Болденков, А. М. Руденко, А. Г. Корепанов). В 60-70-е гг. Хор. Сочинения, сольные песни, обработки нар. Песен представлены в творчестве Г. А. Корепанова, Г. М. Корепанова-Камского, Н. Е. Шкляева, Л. В. Васильева, Ю. В. Болденкова, Ю. Л. Толкача, Г. Н. Матвеева, Г. А. Шеклеина.Среди деятелей муз. Иск-ва. Дирижёры - нар. Арт. Удм. АССР А.
В. Мамонтов, засл. Деят. Иск-в Удм. АССР Г. Н. Бехтерев, Р. А. Анкудинова. Певцы - нар. Арт. РСФСР К. А. Ложкин, засл. Арт. РСФСР Г. И. Титов, Н. С. Зубков, Е. С. Пахомова, нар. Арт. Удм. АССР Г. М. Корепанов-Камский, В. К. Виноградова, засл. Арт. Удм. АССР Н. Д. Вахрушев. Пианисты - засл. Деят. Иск-в Удм. АССР О. С. Фарфель, Е. С. Валов. В Удмуртии работают (1980). Ансамбль песни и танца "Италмас" (1936), хор Удм. Радио и телевидения (1933), Муз. Уч-ще им. Д. С. Васильева-Буглая (1933), Пед. Ин-т с муз. Ф-том, Культ.-просвет. Уч-ще, 42 муз. Школы, Дом нар. Творчества (1936), CK Удм. АССР (1973).Литература. Васильев-Буглай Д. С, Удмуртские песни, в сб. Труды Удмуртского научно-исследовательского института, сб. 1, Ижевск, 1935. Гиппиус Е. В. И Эвальд З. В., К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, в кн.
Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, языка, литературы и фольклора, вып. 10, Ижевск, 1941. Греховодов Н., Корепанов Г., Юшкова В., Музыкальная культура Удмуртской АССР, в сб. Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957. Травина И. К., Удмуртские народные песни, Ижевск, 1964. Путь к удмуртской опере, сб., сост. А. Н. Голубкова, Ижевск, 1969. Поздеев П. К., Фольклористика, в сб. Об исследованиях культуры удмуртского народа, Ижевск, 1970. Голубкова А. Н., У истоков удмуртской музыкальной культуры, в кн. Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, экономики, литературы и языка, вып. 21, Ижевск, 1970. Её же, Удмуртская народная песня в календарном обрядовом цикле, в сб. Вопросы искусства Удмуртии, Ижевск, 1976.
Её же, Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967), сб., Ижевск, 1978.А. Н. Голубкова..
Дополнительный поиск Удмуртская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Удмуртская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Удмуртская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 17 символа