Уругвайская музыка

191

О музыке аборигенов Уругвая - индейцев чарруа и гуарани можно судить лишь по отд. Свидетельствам эпохи конкисты (16 в.). Эти племена, находившиеся на разных ступенях первобытнообщинного строя, были в значит. Степени уничтожены или подчинены испан. Влиянию. Главными формами музыки индейцев были трудовые, воен. И обрядовые песни и танцы. Нек-рое представление о характере музыки индейцев дают их муз. Инструменты. Осн. Муз. Инструментом индейцев чарруа был горизонтальный цилиндрич. Барабан, выдолбленный из ствола дерева. Воинственные танцы чарруа сопровождались игрой на трубе (изготавливавшейся из рогов или костей животных), тростниковой флейте пинкильо, морской раковине. Из ударно-шумовых инструментов с доколумбовых времён в Уругвае существует погремушка, состоящая из двух полых цилиндров с камешками внутри (разновидность марака).

Употребляется также маримба (инструмент типа ксилофона). Муз. Лук представляет собой деревянный лук с тетивой-струной из конского волоса. При изменении натяжения струны пальцами инструмент издаёт звуки разной высоты (примерно, в объёме октавы), простейшим резонатором является рот исполнителя, прикасающегося губами к струне (резонаторами могут служить также полая тыква, глиняный сосуд). В совр. Уругвае нар. Музыкантами применяется муз. Лук со спец. Резонаторами.Став испан. Колонией в 16 в., Восточный берег (так назывался Уругвай в колониальный период) вошёл в 1776 в состав вице-королевства Ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе и выделился в самостоят. Гос-во в 1830. Поэтому муз. Фольклор Уругвая имеет много общего с фольклором Аргентины (см.

Аргентинская музыка). В нём до сих пор сохраняются нек-рые песенные и танц. Формы испан. Музыки - вильянсико, колыбельные и детские песни, сапатеадо и др. Распространяемые по всей стране нар. Певцами - пайядорами европ. Песни и танцы превращались в нар. Креольские, приобретая черты нац. Своеобразия, специфич. Колорит. Уругв. Нар. Музыка отличается яркой эмоциональностью. Преобладают размеры 3/4 и 6/8. Часто встречаются синкопы, переменный ритм, контрастные смены темпов. Распространённые песенные жанры - тристе, видала, эстило, милонга. Танцы - гато, сьелито, перикон, куандо, ранчера и др. В 1-й четв. 19 в. Возникли патриотич. Песни, вызванные к жизни борьбой за независимость Уругвая.Проф. Музыка начала развиваться в Уругвае в 1-й пол.

17 в. И была связана прежде всего с деятельностью церкви, придававшей важное значение музыке как одному из средств обращения индейцев в христианство. На территории Уругвая (в его совр. Границах) были основаны Вост. Миссии иезуитов с центром в Монтевидео. Служители церкви обучали индейцев игре на европ. Муз. Инструментах (диатонич. Арфе с неизменным строем, виуэле, гитаре, скрипке), сопровождавших в то время службу, а также пению, сочинению духовной музыки (индейцы исполняли даже мотеты).Высокого уровня достигла муз. Школа монаха-иезуита Обиспо, организованная в 1779 в Сорьяно. С изгнанием иезуитов в кон. 18 в. И становлением католич. Церкви в Уругвае появились григорианское пение и орган. Известными органистами были Т. Ортега, музыканты-негры В.

Барралес, Тио Бенито. В нач. 19 в. Церк. Музыка достигла расцвета в творчестве М. Убеды. Наиболее видный представитель церк. Музыки кон. 19 в. - К. Кальво.Светская музыка до кон. 18 в. Развивалась преим. В русле домашнего любительского музицирования. Исполнялись песни и арии из испан. Тонадилий, сарсуэл, итал. Арии, танцы - контрданс, менуэт, гавот, вальс, полька, мазурка. В кон. 19 в. На смену салонным танцам пришло танго.В 1793 был открыт первый муз. Т-р в Монтевидео (Дом комедии). Вплоть до 1825 в репертуаре т-ра господствовали испан. Тонадилья и мелодрама. Среди авторов мелодрам и сарсуэл - X. Ф. Мартинес, В. Идальго, М. Де Араучо.Музыкальная культура в 19 в. Стала развиваться более активно, но ведущую роль в музыкальной жизни страны играли иностранцы.

В репертуар муз. Т-ра проникают итал. Оперы (в т. Ч. В 1830 была исполнена "Семирамида" Россини), на протяжении всего этого столетия пользовавшиеся громадной популярностью. Первую уругв. Оперу создал композитор и пианист Т. Хирибальди ("Парижанка", 1878). Оживляется конц. Жизнь. В 1827-53 возникло 6 филармонич. Об-в. В 1856 открыт т-р "Солис" (ныне Т-р нац. Комедии), ставший центром оперного иск-ва в стране. Среди уругв. Композиторов 1-й пол. 19 в. - X. X. Де Состоа, Ф. X. Дебали (по национальности венгр, автор Нац. Гимна Уругвая), К. Луна, X. Фарриоль. Во 2-й пол. 19 в. Появились пианисты высокого проф. Уровня Д. Коста, П. Фагет, европ. Известность получил пианист О. Пфейфер, скрипачи С. Масони, С. Васини. Большое влияние на рост муз. Культуры в кон. 19 в. Оказал композитор, дирижёр и скрипач Л.

Самбусети (ученик Ж. Массне и Л. Делиба), автор первой уругв. Симфонии. По его инициативе осн. Ин-т Верди (1890), Бетховенское об-во и при нём симф. Оркестр (1897), в 1908 - Нац. Симф. Оркестр. Среди соч. Самбусети, написанных в традиц. Романтич. Стиле, - 2 оперетты, сарсуэла, симф. Поэма "Франциск Ассизский" (1910).К нач. 20 в. Уругвай располагал развитой сетью культурных учреждений. В Монтевидео было 15 т-ров, неск. Консерваторий (типа уч-щ), Муниципальный дух. Оркестр (1907), Нац. Ассоциация камерной музыки (1913), Хор. Ассоциация Монтевидео (1917), Нац. Ассоциация симф. Оркестров (1920). Большое значение имеет созданная в 1929 Гос. Служба радиопередач и публич. Концертов (ныне Гос. Служба радиовещания и телевидения - SODRE), при к-рой работают Нац.

Дискотека, симф. И дух. Оркестры, ансамбль камерной музыки, хор. Школа, школа танца, вок. Школа, консерватория. В 30-50-е гг. Возникло большое количество хор. Коллективов - "Монтевидео", "Гуарда и Паса" и др. С 1953 проводятся нац. Хор. Фестивали. В 1954 при Респ. Ун-те образована Нац. Консерватория. Существует система гор. Муз. Школ.Уругв. Композиторская школа (тесно связана с нац. Фольклором сформировалась в нач. 20 в. Её основоположником, наряду с Л. Самбусети, был Э. Фабини. В 1907 Фабини явился одним из основателей консерватории в Монтевидео, в 1910 - Ассоциации камерной музыки. Наиболее известные соч. Фабини - симф. Поэмы "В полях" (1921), "Остров Сейбос" (1926), увертюра для оркестра, хора и чтеца "Старая Родина" (1925), балеты "Мбурукуйя" (1933) и "Утро волхвов" (1937).

Сподвижниками Фабини были также А. Брокуа - автор оперы "Табаре" (1910), лирич. Драмы "Крест господень" (1918), симф. Триптиха "Поэма холмов" (1910), Л. Клюзо Морте - композитор, пианист и скрипач, автор симф. Поэм "Равнины" (1944), "Ранчо" (1947), симфонии "Артигас", посв. Вождю уругв. Народа в борьбе за независимость в 1811-30. В качестве продолжателей нац. Традиций музыки выступили В. Асконе ("Вечерние песни", для оркестра, 1932. Первый креольский квартет, 1948. 3 симфонии) и профессор гармонии и муз. Эстетики в Ин-те высшего образования Г. Санторсола (концерт для фп. С оркестром, 1939. 1-я симфония, 1957). Творчество А. Сорьяно отмечено прогрессивной гражд. Позицией, гармонич. Сочетанием фольклорных элементов с совр. Композиторской техникой.

Среди его соч. "Четыре симфонических ритуала" (1953), "Симфонические песнопения Кубинской революции" (1961), "Симфонический момент в память погибших в Бухенвальде" (1962), "Три симфонические схемы о жизни Артигаса" (1964). Выдающуюся роль в муз. Жизни Уругвая и Лат. Америки сыграла организаторская и просветительская деятельность музыковеда Ф. К. Ланге, приехавшего в Уругвай в 1923. По его инициативе основаны Кооперативное межамериканское изд-во композиторов, Межамериканский ин-т музыкознания в Монтевидео (с 1938 в Боготе). В течение неск. Лет Ланге руководил периодич. Изданием "Бюллетень латиноамериканской музыки", способствовал объединению движения "Музыкальный американизм" в Лат. Америке, в 1930-49 был директором дискотеки SODRE.

Виднейший уругв. Музыковед Л. Айестаран - автор трудов по истории и теории уругв. Фольклора. Уругв. Композиторы продолжают развивать традиции нац. Школы, не впадая в крайности авангардистских экспериментов. Модернистские тенденции проявились в сочинениях ген. Секретаря Ассоциации композиторов Уругвая П. Ипуче Ривы - "Первая серия химических продуктов" для камерного ансамбля (1965) и др. Среди совр. Уругв. Композиторов наиболее известен за пределами страны Э. Тосар - автор таких произв., как симфония No 2 для струн. Оркестра (1950), Те Deum (для баса, хора и оркестра, 1960). К этим композиторам примыкают Л. Бириоти (симфония No 3 памяти Л. Айестарана, 1968. Симфония "Анна Франк", 1964), Р. Шторм (опера "Возвращение", 1958), К. Эстрада (выступавший в СССР в качестве дирижёра), X.

Серебриер, С. Сервети, А. Мастроджованни. Исполнители - дирижёр X. Протаси, пианисты У. Бальцо, Н. Мариньо, Л. Б. Ибаньес, О. Франсес, органист А. Туррициани, гитарист X. М. Оянгурен, певица В. Кастро.Литература. Lange F. С., Organizasion musical en el Uruguay. La OSSODRE, "Boletin Latino-Americano de mъsica", t. 1, Montevideo, 1935. Ayestarбn L., Fuentes para el estudio de la mъsica colonial uruguaya, Montevideo, 1947. Его же, La mъsica indнgena en el Uruguay, Montevideo, 1949. Eго жe, La mъsica en el Uruguay, v. 1, Montevideo, 1953. Eго жe, Luis Sambucetti, vida y obra, Montevideo, 1956. Eго жe, El centenario del Teatro Solнs, Montevideo, 1956. Lagarmilla R. E., Eduardo Fabini, mъsico nacional uruguayo, Montevideo, 1953. Salgadо S., Breve historia de la musica culta en el Uruguay, Montevideo, 1971.В.

P. Доценко..

Значения в других словарях
Урмули

Старинная груз. Аробная песня. Исполняется возницей, едущим на арбе. Для У. Типичны лирич. Характер, чередование речитатива с широко развитой и богато орнаментированной мелодией. Начинается в высоком регистре, затем нисходящее мелодич. Движение приводит к половинной или полной каденции на осн. Устое.При переходе к следующей строфе в мелодии образуется восходящий скачок, обычно на малую или большую септиму. У. Отличается свободной ритмич. Организацией, отвечающей тексту, гл. Обр. Импровизационном..

Урсуляк В.

(Ursuleac) Виорика (р. 26 III 1899, Черновцы) - рум. Певица (сопрано). Муз. Образование получила в Венской академии музыки и сценич. Иск-ва, совершенствовалась в Берлине у Л. Леман. В 1924 дебютировала в оперном т-ре во Франкфурте-на-Майне. Здесь познакомилась с дирижёром и пианистом К. Краусом (впоследствии её муж), с к-рым часто выступала на конц. Эстраде. С 1929 солистка Венской гос. Оперы, в 1934-37 - Берлинской гос. Оперы, в 1937-44 пела на сцене Мюнхенского нац. Т-ра. Регулярно участвовала..

Усатов Д. А.

Дмитрий Андреевич (10 (22) II 1847 - 10 (23) VIII 1913, Ялта) - рус. Певец (тенор), педагог. Род. В семье крепостного, дворового графа Н. Д. Шереметева. В 1873 окончил Петерб. Консерваторию по классу пения у К. Эверарди. В 1873-80 выступал в частных оперных антрепризах в разл. Провинциальных городах России, неск. Сезонов в труппе П. М. Медведева в Казани (1875-78), где приобрёл широкую известность. В 1880-89 солист Большого т-ра в Москве (успешно дебютировал в операх "Фауст" и "Аида"). Был первы..

Усиода М.

Масуко (р. 4 IV 1942, Токио) - япон. Скрипачка. Училась у А. Оно, Д. Айнард и X. Саито. В 1957 окончила Высшую муз. Школу Тохо в Токио. Совершенствовалась у М. И. Ваймана в Ленингр. Консерватории (1961-64), у Й. Сигети в Швейцарии (1964-66). В 1955 дебютировала с Токийским симф. Оркестром. Гастролировала за рубежом (в СССР в 1966, 1967). 1-я пр. На конкурсе музыкантов-инструменталистов (1957, Токио), 2-я пр. На Междунар. Конкурсе им. П. И. Чайковского (1966, Москва.. ..

Дополнительный поиск Уругвайская музыка Уругвайская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Уругвайская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уругвайская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 18 символа