Черни К.

122

(Czernэ) Карл (Карел) (20 или 21 II 1791, Вена - 15 VII 1857, там же) - австр. Пианист, педагог и композитор. По национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Ч. (1750-1832). Учился игре на фп. У Л. Бетховена (1800-03). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Ч. Как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога - М. Клементи. За исключением кратковременных конц. Поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Ч. Создал одну из крупнейших пианистич. Школ 1-й пол. 19 в. Среди учеников - Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий. Написал много произв. Для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. Ч. Духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), соч.

Для оркестра, камерно-инстр. Ансамбли, хоры, песни для одного и неск. Голосов и муз. Номера для спектаклей драм. Т-ра. Наиболее известны произв. Ч. Для фп. В нек-рых из них использованы чеш. Нар. Мелодии ("Вариации на оригинальную чешскую тему" - "Variations sur un thиme original de Bohиme". "Чешская народная песня с вариациями" - "Bцhmisches Volkslied mit Variationen"). Мн. Произв. Ч. Остались в рукописи (хранятся в архиве "Об-ва друзей музыки" в Вене). Особенно значителен вклад Ч. В инструктивно-педагогич. Лит-ру для фп. Ему принадлежат многочисл. Этюды и упражнения, из к-рых им составлены сборники, школы, включающие соч. Разной степени трудности, направленные на систематич. Овладение разл. Приёмами фп. Игры и способствующие беглости и укреплению пальцев.

Его сб. "Большая фортепьянная школа" ор. 500 содержит ряд ценных методич. Указаний и развёрнутое дополнение, посв. Вопросам исполнения старых и новых фп. Соч. - "Die Kunst des Vortrags der дlteren und neueren Klavierkompositionen" (ок. 1846). Ч. Принадлежат редакции мн. Фп. Произв., в т. Ч. "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фп. Переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фп. Издано св. 1000 его сочинений.Сочинения. 100 Ьbungsstьcke, op. 139. Schule der Gelдufigkeit, op. 299. Schule des Legato und Staccato, op. 335. 40 tдgliche Studien, op. 337. Schule der Verzierungen, op. 355. Schule des Virtuosen, op. 365. Schule fьr die linken Hand, op. 399. Grosse Pianoforte-Schule, op.

500. Schule des Fugenspiels, op. 400. Vorschule der Fingerfertigkeit, op. 636. Schule der Fingerfertigkeit, op. 740. 160 achttaktige Ьbungen, op. 821.Литературные сочинения. Briefe ьber den Unterricht auf dem Pianoforte, W., (ca 1840) (рус. Пер. Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано..., СПБ, 1842). Vollstдndige theoretisch-praktische Kompositionslehre, op. 600 (1849). Umriss der ganzen Musik-Geschichte, op. 815, Mainz, 1851. Erinnerungen aus meinem Leben, hrsg. Von W. Kolneder, Strasbourg, 1968 (со списком соч., опубликованных до 1860). Czernys Erinnerungen an Beethoven, "Neues Beethoven-Jahrbuch", Jahrg. 9, 1939.Литература. Терентьева H., Карл Черни и его этюды, Л., 1978. Steger H., Beitrдge zu C. Czernys Leben und Schaffen (со списком соч.), Mьnch., 1925 (Diss.).

Hasenцhrl F., К. Czernys solistische Klavierwerke, W., 1927 (Diss.). Giocondo Fino D., Carlo Czerny un grande pedagogo del pianoforte, "Il Monumento", 1927, v. 2. Haas R., Carl Czerny, "Musica", 1957, Jahrg. 11, H. 7-8. Maс Ardle D. W., Beethoven and the Czernys, "Monthly musical record", 1958, v. 88, No 988. Gardavskэ C., Liszt und seine tschechischen Lehrer, "Studia musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae", 1963, t. 5.Я. И. Мильштейн..

Значения в других словарях
Черней Е.

(Cernei) Елена (р. 1 III 1924, коммуна Байрамча, уезд Четатя-Алба, ныне г. Белгород-Днестровский, УССР) - рум. Певица (меццо-сопрано). Засл. Арт. СРР (1962). В 1955 окончила Бухарестскую консерваторию по классу пения у К. Строеску. С 1951 солистка Бухарестской филармонии, с 1952 - Рум. Т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Маддалены в опере "Риголетто"). Обладает гибким насыщенного тембра голосом с густым низким регистром и звонким верхним, ярким драм. Дарованием. Её исполнению присуща выра..

Чернецкий С. А.

Семён Александрович (12 (24) X 1881, Одесса - 13 IV 1950, Москва) - сов. Воен. Дирижёр, композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1936). Генерал-майор (1944). С 1903 капельмейстер воен. Оркестров. В 1917 окончил Петерб. Консерваторию по классу дирижирования у H. H. Черепнина. Инспектор оркестров Петрогр. Воен. Округа (1918-24), Сов. Армии (1924-49). Организатор и руководитель первых сов. Воен. Оркестров, в т. Ч. Образцового дух. Оркестра Моск. Воен. Округа (1932), Первого отдельного показат..

Чернобаев В. М.

Виктор Максимович (р. 16 V 1930, Новороссийск) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. БССР (1964). Ученик Г. И. Тица. В 1953-58 солист Ансамбля песни и пляски Моск. Воен. Округа. С 1958 солист Белорус. Т-ра оперы и балета. Партии. Мельник, Галицкий. Агамемнон ("Орестея" Танеева), Лепорелло, Мефистофель. Дон Паскуале ("Дон Паскуале" Доницетти). Филипп II. Рамфис ("Аида"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Уберто ("Служанка-госпожа" Перголези). Нилаканта. 1-й исполнитель ряда партий в операх сов. Компо..

Чернов А. А.

(наст. Фам. - Pэн) Александр Абрамович (25 X (7 XI) 1917, Петроград - 5 V 1971, Ленинград) - сов. Композитор и музыковед. В 1939 окончил химич. Ф-т Ленингр. Ун-та, в 1950 - Ленингр. Консерваторию по классу композиции у В. В. Волошинова. Преподавал муз.-теоретич. Предметы в Муз. Уч-ще при Ленингр. Консерватории (1947-52), в консерватории (с 1950). С 1951 лектор. Автор ряда статей, опубликованных в муз. Журналах.Литературные сочинения. И. Дунаевский, М., 1956. Как слушать музыку, вып. 1-2, Л., 196..

Дополнительный поиск Черни К. Черни К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Черни К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черни К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа