Черногорская музыка

125

До кон. 19 в. Проф. Муз. Иск-во в Черногории почти не развивалось. Ч. М. Была представлена лишь муз. Фольклором и любительским или полупроф. Исполнительством. Благодаря своим природным особенностям (изолированности, трудной доступности) Черногория сохраняла культурную автономию, несмотря на то, что в 1499 была включена в состав Османской империи. Изоляция, с одной стороны, способствовала сохранению самобытности нац. Муз. Фольклора, с другой - тормозила культурное развитие, мешая проникновению (до кон. 19 в.) влияния зап.-европ. Муз. Иск-ва. До нач. 20 в. Осн. Жанром Ч. М. Оставались нар. Песни, запечатлевшие многовековую освободит. Борьбу против тур. Завоевателей. Сохранились древние нар. Песни - эпические, героические (исполнялись в сопровождении осн.

Нар. Инструмента гусле), лирические (особенно пастушеские "пейзажные") и обрядовые, в т. Ч. Отличающиеся драм. Экспрессией женские песни-плачи (т. Н. Тужбалицы). Распространён нар. Танец оро (разновидность типичного для всей Югославии танца коло). Для мелодий нар. Ч. М. Характерны небольшой диапазон, преобладание архаич. Попевок в натуральных ладах, применение смешанных и переменных размеров. В многоголосии типичны секундовые диссонансы. Осн. Роль в формировании Ч. М. (с кон. 19 в.) сыграли муз.-просвет. Организации, т. Н. Читальни (типа клубов), на основе к-рых позднее возникли самодеят. Коллективы - хор. Об-ва. Первая читальня создана в Цетине (1868), на её базе в 1871 организовано местное хор. Об-во. Среди др. Хор. Об-в - "Бранко" в Подгорице (ныне Титоград, 1892), "Горный венец" в Цетине (1894), "Захумле" в Никитиче (1898), Ремесленное об-во в Цетине (1904), при к-ром имелись хор и оркестр нар.

Инструментов (в 1907 преобразовано в Рабочее об-во. На его основе в 1909 создан Нар. Т-р), "Негош" в Цетине (1908). Позднее в Цетине возникло Рабочее хор. Об-во "Абрашевич" (1927). В кон. 19 в. Особое значение в муз. Культуре Черногории приобрели воен. Оркестры, к-рые, кроме воен. Маршей и произв. Местных композиторов-любителей, исполняли также зап.-европ. Классич. Музыку. Цетинскими оркестрами руководили чеш. Музыканты А. Шульц (с основания 1-го оркестра в 1870) и Ф. Вимер (с основания 2-го оркестра в 1889. Позднее он переведён в Подгорицу). Оба дирижёра были авторами маршей и др. Соч. На нар. Темы. Важную роль в развитии Ч. М. Кон. 19 - нач. 20 вв. Сыграли чех Р. Толлингер и итальянец Д. Де Сарне Сан-Джорджио, опиравшиеся в своих произв. На нар. Мелодии.

В программных соч. Они использовали сюжеты из нац. Истории. В числе нац. Композиторов-любителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. - М. П. Негош, Ш. Огненович. Первый проф. Черногорский композитор и преподаватель композиции - Й. Иванишевич, ученик З. Фибиха (марши и др. Пьесы для оркестра в нар. Духе, соч. Для фп., хоры, романсы, хор. Песни. Музыка нац. Гимна).В Жен. Ин-те (позднее преобразован в Педагогич. Школу, 1869-1913) имелись классы игры на фп., скрипке, муз.-теоретич. Предметов, хор. Пения. Спец. Муз.-уч. Заведения появились лишь в кон. 1920-х гг. Их организаторами были деятели хор. Об-в. Начальные муз. Школы были основаны в Цетине (хор. Об-вом "Негош" в 1932) и в Подгорице (хор. Об-вом "Бранко" в 1937). Школы носили назв. Об-в, при к-рых существовали. Одним из первых муз.

Педагогов был хормейстер А. Иванович (30-е гг.). Среди музыкантов 1-й пол. 20 в. - композитор, фольклорист, хормейстер и муз.-обществ. Деятель Й. Милошевич (выпускник Пражской консерватории). 2-я мировая война 1939-45 прервала развитие муз. Жизни, к-рая значительно оживилась после 1945. Открыты муз. Школы - "Негош" в Цетине (с 1947. В 1948 из начальной преобразована в среднюю), в Титограде (им. М. Милянова, 1950), Которе (1951), позднее в Херцегнови и др. Городах. Было создано много новых хор. Об-в и др. Культ.-просвет. Организаций и разл. Художественных проф. И самодеят. Коллективов, возобновили работу существовавшие ранее муз. Об-ва, в т. Ч. Хор. Об-во "Негош" в Цетине, хор. Об-ва "Никола Джуркович" в Которе и "Станко Драгоевич" в Титограде (оба с 1960).

Созданы симф. Оркестр и смешанный хор Радио в Титограде (1949), гос. Ансамбль нар. Песни и танца "Oро". В 50-60-е гг. Организованы об-во композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художеств. Об-в. Среди совр. Композиторов - Б. Таминджич.Литература. А. Р., Muzicki zivot u Crnoj Gori, "Stvaranje", 1947. Soc P., Prvi crnogorski muzicari, там же, 1952, No 11. Его же, Muzicka kultura u Crnoj Gori, там же, 1952, No 12. Rogacar A., Muzicka nastojanja u Crnoj Gori krajem XIX i pocetkom XX vjeka, Kotor, 1957.E. И. Гордина..

Значения в других словарях
Чернов К. Н.

Константин Николаевич (22 X (3 XI) 1865, имение Заречье, близ ст. Елизаветино, ныне с. Б. Заречье Ленинградской обл. - 26 IV 1937, Ленинград) - сов. Композитор, пианист, муз. Писатель и литератор. В детстве обучался игре на фп. С 1894 жил в Петербурге. Брал частные уроки по муз.-теоретич. Предметам у А. А. Петрова. Был дружен с М. А. Балакиревым. Выполнял заказы фирм В. В. Бесселя и П. И. Юргенсона (позднее музсектора Госиздата) на аранжировки и переложения. Ч. Принадлежат фп. Переложения Вступл..

Чернов М. М.

Михаил Михайлович (10 (22) IV 1879, Кронштадт - 1 VIII 1938, Ленинград) - сов. Композитор и педагог. Доктор искусствоведения (1938). В 1903 окончил физико-математич. Ф-т Петерб. Ун-та, в 1906 - Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (ранее занимался у А. К. Лядова). В 1910-38 преподавал теорию композиции и инструментовку в Петерб. (затем Петрогр. И Ленингр.) консерватории (с 1918 профессор, в 1930-1937 зав. Кафедрой инструментовки). Среди учеников Ч. - А. В. Гаук, ..

Черногорский Б. М.

(Cernohorskэ, Czernohorskэ, Czernohorskэ) Богуслав Матей (16 II 1684, Нимбурк, Чехия - 1 VII 1742, Грац, Австрия) - чеш. Композитор и органист. Начальное муз. Образование получил под рук. Отца - кантора и органиста Самуэля Ч. Окончив Карлов ун-т в Праге (1702), стал в 1703 послушником монастыря св. Якуба (один из центров проф. Муз. Культуры Праги), где, помимо теологии, изучал композицию под рук. Ф. Б. Артофеуса и игру на органе под рук. И. Антона. Одноврем. Преподавал там и был помощником орган..

Черномордиков Д. А.

Давид Аронович (5 (17) VII 1869, Баку - 31 I 1947, Москва) - сов. Муз. Писатель, композитор и обществ. Деятель. Брал уроки у пианиста В. А. Войцеховского в Баку. В 1887-90 учился у Ж. ОКелли (фп.) и П. Видаля (гармония) в Париже. В 1901 окончил Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. Ф. Соловьёва. Ч. Принадлежат симфония, увертюра, струн. Квартет, фп. Пьесы, хоры, поэма-кантата "Северная легенда". В 1898 начал муз.-лит. Деятельность. Статьи печатал в газетах ("Сын отечества", "Новости" и..

Дополнительный поиск Черногорская музыка Черногорская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Черногорская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черногорская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 19 символа