Черногорская музыка
До кон. 19 в. Проф. Муз. Иск-во в Черногории почти не развивалось. Ч. М. Была представлена лишь муз. Фольклором и любительским или полупроф. Исполнительством. Благодаря своим природным особенностям (изолированности, трудной доступности) Черногория сохраняла культурную автономию, несмотря на то, что в 1499 была включена в состав Османской империи. Изоляция, с одной стороны, способствовала сохранению самобытности нац. Муз. Фольклора, с другой - тормозила культурное развитие, мешая проникновению (до кон. 19 в.) влияния зап.-европ. Муз. Иск-ва. До нач. 20 в. Осн. Жанром Ч. М. Оставались нар. Песни, запечатлевшие многовековую освободит. Борьбу против тур. Завоевателей. Сохранились древние нар. Песни - эпические, героические (исполнялись в сопровождении осн.
Нар. Инструмента гусле), лирические (особенно пастушеские "пейзажные") и обрядовые, в т. Ч. Отличающиеся драм. Экспрессией женские песни-плачи (т. Н. Тужбалицы). Распространён нар. Танец оро (разновидность типичного для всей Югославии танца коло). Для мелодий нар. Ч. М. Характерны небольшой диапазон, преобладание архаич. Попевок в натуральных ладах, применение смешанных и переменных размеров. В многоголосии типичны секундовые диссонансы. Осн. Роль в формировании Ч. М. (с кон. 19 в.) сыграли муз.-просвет. Организации, т. Н. Читальни (типа клубов), на основе к-рых позднее возникли самодеят. Коллективы - хор. Об-ва. Первая читальня создана в Цетине (1868), на её базе в 1871 организовано местное хор. Об-во. Среди др. Хор. Об-в - "Бранко" в Подгорице (ныне Титоград, 1892), "Горный венец" в Цетине (1894), "Захумле" в Никитиче (1898), Ремесленное об-во в Цетине (1904), при к-ром имелись хор и оркестр нар.
Инструментов (в 1907 преобразовано в Рабочее об-во. На его основе в 1909 создан Нар. Т-р), "Негош" в Цетине (1908). Позднее в Цетине возникло Рабочее хор. Об-во "Абрашевич" (1927). В кон. 19 в. Особое значение в муз. Культуре Черногории приобрели воен. Оркестры, к-рые, кроме воен. Маршей и произв. Местных композиторов-любителей, исполняли также зап.-европ. Классич. Музыку. Цетинскими оркестрами руководили чеш. Музыканты А. Шульц (с основания 1-го оркестра в 1870) и Ф. Вимер (с основания 2-го оркестра в 1889. Позднее он переведён в Подгорицу). Оба дирижёра были авторами маршей и др. Соч. На нар. Темы. Важную роль в развитии Ч. М. Кон. 19 - нач. 20 вв. Сыграли чех Р. Толлингер и итальянец Д. Де Сарне Сан-Джорджио, опиравшиеся в своих произв. На нар. Мелодии.
В программных соч. Они использовали сюжеты из нац. Истории. В числе нац. Композиторов-любителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. - М. П. Негош, Ш. Огненович. Первый проф. Черногорский композитор и преподаватель композиции - Й. Иванишевич, ученик З. Фибиха (марши и др. Пьесы для оркестра в нар. Духе, соч. Для фп., хоры, романсы, хор. Песни. Музыка нац. Гимна).В Жен. Ин-те (позднее преобразован в Педагогич. Школу, 1869-1913) имелись классы игры на фп., скрипке, муз.-теоретич. Предметов, хор. Пения. Спец. Муз.-уч. Заведения появились лишь в кон. 1920-х гг. Их организаторами были деятели хор. Об-в. Начальные муз. Школы были основаны в Цетине (хор. Об-вом "Негош" в 1932) и в Подгорице (хор. Об-вом "Бранко" в 1937). Школы носили назв. Об-в, при к-рых существовали. Одним из первых муз.
Педагогов был хормейстер А. Иванович (30-е гг.). Среди музыкантов 1-й пол. 20 в. - композитор, фольклорист, хормейстер и муз.-обществ. Деятель Й. Милошевич (выпускник Пражской консерватории). 2-я мировая война 1939-45 прервала развитие муз. Жизни, к-рая значительно оживилась после 1945. Открыты муз. Школы - "Негош" в Цетине (с 1947. В 1948 из начальной преобразована в среднюю), в Титограде (им. М. Милянова, 1950), Которе (1951), позднее в Херцегнови и др. Городах. Было создано много новых хор. Об-в и др. Культ.-просвет. Организаций и разл. Художественных проф. И самодеят. Коллективов, возобновили работу существовавшие ранее муз. Об-ва, в т. Ч. Хор. Об-во "Негош" в Цетине, хор. Об-ва "Никола Джуркович" в Которе и "Станко Драгоевич" в Титограде (оба с 1960).
Созданы симф. Оркестр и смешанный хор Радио в Титограде (1949), гос. Ансамбль нар. Песни и танца "Oро". В 50-60-е гг. Организованы об-во композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художеств. Об-в. Среди совр. Композиторов - Б. Таминджич.Литература. А. Р., Muzicki zivot u Crnoj Gori, "Stvaranje", 1947. Soc P., Prvi crnogorski muzicari, там же, 1952, No 11. Его же, Muzicka kultura u Crnoj Gori, там же, 1952, No 12. Rogacar A., Muzicka nastojanja u Crnoj Gori krajem XIX i pocetkom XX vjeka, Kotor, 1957.E. И. Гордина..
Дополнительный поиск Черногорская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Черногорская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черногорская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 19 символа