Авторханов

405

АВТОРХАНОВ Абдурахман (1908-1997) - вайнахский ученый, бывший сотрудник ЦК ВКП (б), эмигрировавший из СССР в 1943 после пятилетнего пребывания в тюрьмах НКВД (1937-1942). Позже - житель ФРГ, доктор политических наук, профессор. Один из организаторов радиостанции "Свобода" (1951). Главной темой многочисленных книг А. Стал анализ большевизма как "преступного политического режима, установленного уголовной кликой". Основные сочинения. "К основным вопросам истории Чечни" (1930), "Революция и контрреволюция в Чечне" (1933), "Покорение партии" (1950), "Народоубийство в СССР" (1952), "Сталин и советская коммунистическая партия" (1959), "Аппарат коммунистической партии" (1966), "Происхождение партократии" (1973) и др.

Труды А. Приобрели большую известность и вызвали немало подражаний. Первоначальный абрис собственной социально-философской парадигмы и политологической концепции А. Изложил в работе "Сталин у власти" (1951), за которую по личному распоряжению главного фигуранта книги был заочно приговорен к смертной казни. Анализируя и критикуя сталинизм как "политизированную уголовщину", А. Пришел к выводу, что в СССР никогда не существовали ни "диктатура пролетариата", ни "диктатура коммунистической партии", ни "советская власть". По мысли А., эти и другие самообозначения политического режима сталинского типа носят откровенно пропагандистский характер и предназначены лишь для маскировки природы и сути бесчеловечной власти.

Оспаривая суждения западных политологов, согласно которым господство и власть в СССР делят партия и военная клика, А. Утверждал, что "генералитет Советской армии является пленником своего политического опекуна - института политических работников". Но и военные политработники, по А., в свою очередь, являются только посредниками подлинной силы. Сама же сила сосредоточена даже не в Политбюро ЦК ВКП (б), как, согласно А., думают очень многие. В действительности, "за всех думает, действует и диктует одна абсолютная сила. Имя этой силы - НКВД-МВД-МГБ. Сталинский режим держится не организацией Советов, не идеалами партии, не властью Политбюро, не личностью Сталина, а организацией и техникой советской политической полиции, в которой самому Сталину принадлежит роль первого полицейского".

В более общем плане, в условиях, когда, по А., "народ учат не думать", подлинно властвующая сила одна - "универсальный чекизм. Чекизм государственный, чекизм партийный, чекизм коллективный, чекизм индивидуальный. Чекизм в идеологии, чекизм на практике. Чекизм сверху донизу. Чекизм от всемогущего Сталина до ничтожного сексота". В более поздних работах А. Несколько уточнил свою концепцию и значительно расширил ее. В общем плане, отрицая достоверность и научность гипотезы общественно-экономических формаций К. Маркса, А. Пришел к мысли, что некоторые тенденции исторического развития Западной Европы и сопряженной с этим процессом эволюции идей социализма более точно были угаданы оппонентом Маркса и его последователей, основоположником исторически первой систематической формы марксистского ревизионизма - Э.

Бернштейном. Одновременно отрицая утопический "демократический социализм" Плеханова - Мартова и утопический "революционный социализм" Ленина - Сталина, А. Последовательно выступал против всех форм "революционного деспотизма". Не уставая бороться против Сталина как "глобального уголовника номер один во всей писаной истории человечества", А. Довольно подробно исследовал технологию "сталинизации" и функционирование коммунистических режимов. Основные выводы этих изысканий составили основу его социолого-политологи-ческой концепции партократии (партовластия) - как особой разновидности деспотических политических режимов 20 в., основанных на отчуждении народа от власти и подавлении всех прав и свобод людей. По мысли А., формирование нового типа тирании "тоталитарной партократии" стало возможно в результате использования особой технологии власти - "синтеза политики с уголовщиной".

На этой основе сформировался "треугольник" верховной власти - партаппарат, военный аппарат и КГБ. После же "чекизации", по А., властных структур формально единая и единственная политическая партия неофициально была разделена на две партии. "открытую" (доступную для вступления специально отбираемых масс людей) и "закрытую" ("партию в партии", "партийную элиту"), доступ в которую имели только избранные. Диктатура закрытой партии ("партолигархии", "коммунистической партократии" и т.д.), о чьей деятельности знал лишь ограниченный круг лиц, сумела установить по-своему уникальный "партийно-полицейский и тоталитарно-террористический" режим. По мнению А., этот режим превратил всех советских людей в собственность "монопартийного государства", которое нещадно эксплуатирует их.

Однако, как отметил А. В книге "Дела и дни Кремля. От Андропова к Горбачеву" (1986), с течением времени трудовая повинность, эксплуатация, нищенский жизненный уровень и усталость народа породили "стихийный, но всеобщий саботаж труда", который является "неизвестной Марксу новой феноменальной формой классовой борьбы при социализме". Эта борьба потенциально способна содействовать освобождению людей от государственного угнетения и установлению ими демократической зависимости государства от себя. Социолого-полито-логическое творчество А. В известном смысле являло собой определенный поворот в традиционалистской "советологии" середины 20 ст. Был осуществлен явный переход от идей и концепций теоретических "соавторов" и практических "подельников" коммунистического эксперимента в России (Троцкий, например) к модели "включенного наблюдения", предполагающей не только импликативные объяснения сути происходящих в стране процессов, но и разработку эвристически значимых моделей эволюции советского строя, основанных на достоверном и пригодном для интерпретаций эмпирическом материале..

Значения в других словарях
Авторханов

АВТОРХАНОВ Абдурахман Геназович (1908-97), историк и писатель. До 1943 в СССР (в 1937 репрессирован), затем депортирован с оккупированного немецкими войсками Северного Кавказа в Германию, где остался после войны. Соч. "История культа личности в СССР" (курс лекций по радио), "Технология власти" (1959, опубликована в России в 1991), "Загадка смерти Сталина (заговор Берия)" (1976, опубликована в России в 1992), "Империя Кремля. Советский тип колониализма" (1988, Вильнюс, 1990). "Мемуары" (1983).Ист..

Авторханов

АВТОРХАНОВ Абдурахман Геназович (1908 - 1997), историк и писатель. До 1943 в СССР (в 1937 репрессирован), затем депортирован с оккупированного немецкими войсками Северного Кавказа в Германию, где остался после войны. Труды о тоталитарной системе в СССР. "История культа личности в СССР" (курс лекций по радио>), "Технология власти" (1959, опубликован в России 1991), "Загадка смерти Сталина (заговор Берия>)" (1976, опубликован в России 1992), "Империя Кремля. Советский тип колониализма" (1988. Виль..

Авторитарная Религия

АВТОРИТАРНАЯ РЕЛИГИЯ (лат. Auctoritas - власть, влияние) - по Фромму, один из типов теистической и нетеистической (в том числе - светской) религии, отличительным признаком которой является признание человеком некой высшей невидимой силы, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения. В А.Р. Бог есть символ власти и силы, владычествующей над бессильными отчужденными людьми, имеющими доступ к самим себе только через посредство Бога. Главная добродетель А.Р. - послушание, х..

Авторитет

АВТОРИТЕТ (лат. Auctoritas - власть, влияние) - значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А.. ..

Агапе

АГАПЕ (греч. Agape - любовь к ближнему. Лат. - caritas) - понятие, которым в дохристианском миропонимании обозначалась деятельная одаряющая любовь в отличие от эроса, или "страстной любви". Важное место понятие А. Занимало и в философии Плотина. Впоследствии, в границах раннехристианской обрядности таинство евхаристии совершалось вечером (отсюда А. - "вечеря любви", или схожее - "тайная вечеря"). Эти собрания первых христиан именовались также "вечери Господни", полагавшие возможность общения с Г..

Агни Йога

АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни - религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. Изложена в книгах Учения, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е.И. И Н.К. Рерихами (см. РЕРИХИ, СЕМЬЯ), записанными в 20-40-е 20 ст. Во время странствий и жизни семьи Рерихов в Индии, Тибете, других восточных странах. Учение А.И. Состоит из следующих кни..

Дополнительный поиск Авторханов Авторханов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авторханов" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авторханов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа