Гессен

193

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ, педагог, правовед. Учился в Гейдельбергском (у В. Вин-дельбанда, Б. Ласка, М. Контора, Г. Еллинека) и во Фрей-бургском (у Г. Риккерта и И. Кона) университетах. В 1909 защитил докторскую диссертацию ("Об индивидуальной причинности"). По возвращению в Россию с 1910 по 1914 входил (вместе с Ф.А. Степуном, Б.В. Яковенко (с 1911), В.Е. Се-земаном (с 1913), в редакцию журнала "Логос". Регулярно выезжал по делам журнала в Германию, кроме того слушал курсы у Когена, Наторпа, Н.Гартмана, познакомился с М. Ве-бером. С 1914 по 1917 - приват-доцент Петербургского университета (где среди его студентов был Гурвич). Поддерживал отношения с Петражицким и Кистяковским. С 1917 по 1921 заведует кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского университета.

В 1921 вернулся в Петроград. Эммигрировал. Занимал кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге. В 1931 P.O. Якобсон привлек его к сотрудничеству в Славистском обществе, образовавшемся при Немецком университете в Праге, и Пражском лингвистическом кружке. С 1923 по 1929 - один из руководителей журнала "Русская школа за рубежом". С 1935 преподавал в Варшаве, принял польское гражданство. После войны - профессор педагогики в университете Лодзи (ректор - Котарбиньский). Архив и рукописи Г. (в том числе и две работы, излагавшие его собственную версию современного общества, и подробная разработка "Философии воспитания") погибли во время Варшавского восстания. Основные опубликованные работы. "Философия наказания" ("Логос", 1912-1913).

"Основы педагогики. Введение в прикладную философию" (1923). Статья "Монизм и плюрализм в системе понятий" (1928), "Трагедия добродетели в "Братьях Карамазовых" Достоевского (1928). "Проблема конституционного социализма" ("Современные записки", 1924-1928) и др. Г. Защищал принципы трансцендентализма, пытался соединить их с диалектическим методом, позволяющим принять "плюрализм в систематике понятий" (достаточную независимость различных "групп понятий"). Задача философии - обнаружить за плюрализмом понятий скрытую в нем иерархию, позволяющую синтезировать монистическое и плюралистическое видение, придать понятиям конкретность. Такой синтез осуществим на основе "метода полноты". Выявленная иерархия понятий дает картину "умаления конкретности".

Центральное понятие для Г. - личность. Отсюда возникает проблема применения принципов трансцендентализма в сфере антропологии (а не только этики). Зеньковский указывает, что Г. Дал наиболее удовлетворительное в неокантианстве решение этой проблемы. Своеобразие личности заключено в ее духовности, которая задает человеческую индивидуальность. Она обретается в работе над сверхличными задачами и соизмеряется сотворенным. Мир и личность не исчерпываются физической и психической действительностью. Есть еще и царство ценностей и смыслов (которое не трансцендентно, но трансцендентально). Есть ценности, содержащие цели в себе и в этом смысле абсолютные. Эти цели - суть задачи, которые не могут быть разрешены ни в какой конкретной деятельности (не в силу их мнимости, а из-за их неисчерпаемости).

Цели-задания (абсолютные ценности) просвечивают сквозь реализуемые цели - данности (относительные ценности), задают полноту бытия личности, являясь ценностями культуры. Последняя есть деятельность, направленная на осуществление безусловных целей - заданий. Их выявление - задача философской рефлексии, реализуются же они в конкретных человеческих практиках через свое предварительное нормирование. Личность, таким образом, всегда созидается через приобщение к миру "сверхличных" ценностей культуры. "Созидание" личности полагает своим условием свободу. "Начало свободы" в человеке трансцендентально, вытекает из потенциально живущей в нем силы автономии духа, заставляет исходить из должного. Свободное действие предполагает свою безусловную новизну в силу своей проективности.

Свобода не есть факт - но цель, не данность - но задание, хотя она, указывает Г., "не нарушает законов природы" (она не вне, а внутри). Механизмы реализации свободы задаются через этику и право, посредством которых осуществляется практическая волевая интуиция ("волезрение"). В этом ключе Г. Специально анализируется проблема преступления как нарушения закона ответственным субъектом (формальный анализ) и как симптома дисгармонизации между законностью и жизнью (содержательный анализ). Г. Приходит к выводу о том, что высшая мера наказания противоречит концепции правосудия, так как наказание перестает быть выражением справедливости, уничтожается (с уничтожением субъекта права) сама возможность реализации права.

В этом же ключе дан и анализ этической проблематики романа Достоевского "Братья Карамазовы", в котором все основные герои рассматриваются как носители разных стадий добродетели (как естественная основа нравственности, как объект размышления, как любовь ("из-за ничего") и т.д.). Однако основное внимание Г. На протяжении всей его жизни было сосредоточено на исследовании процессов образования и воспитания, которые наряду с процессами созидания гражданственности (право и государственность) и цивилизации (хозяйство и техника) задают культуру общества. Образование - область реализации дисциплины через свободу, а свободы - через закон долга. Свобода здесь - не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода.

Она - основа взаимоотношений учителя и ученика. Она же требует акцента на методе и его самостоятельном применении (задача обучения - овладение методом). За сказанным всегда должен быть план несказанного, подразумеваемого, в знании должно просвечивать другое знание. Реализация этих максим требует постоянной про-блематизации обучения, созидания себя как нравственной, свободной и ответственной личности через приобщение к ценностям (целям - заданиям) культуры как цели образования. Отсюда основополагающее убеждение Г. В том, что даже самые конкретные вопросы педагогики выводятся в последних своих основах из чисто философских проблем. И обратно - самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое значение и могут быть (через "метод полноты") доведены до уровня реализации.

Педагогика при этом пони мается Г. Двояко. С одной стороны, как практическая, а не теоретическая наука (направлена не на сущее, а на должное, не на бытие, а на установление правил и норм деятельности). С другой стороны, как прикладная философия. Как прикладную философию трактовал педагогику и Наторп, но он не выводил ее на уровень конкретной применимости (работа "Социальная педагогика"). Таким образом, Г. Можно рассматривать как одного из основоположников философии (и социологии) образования..

Значения в других словарях
Гессен

IГе́ссен Иосиф Владимирович [2(14).4.1866—1943], русский буржуазный публицист, юрист, один из основателей (1905) и лидеров партии кадетов (См. Кадеты), член её ЦК. Родился в Одессе. В 1889 окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1904 присяжный поверенный. Депутат 2-й Государственной думы от Петербурга (1907). Совместно с П. Н. Милюковым редактировал газету «Народная свобода» (декабрь 1905), а затем «Речь» (февраль 1906) — органы кадетской партии. После Октябрьской социалисти..

Гессен

ГЕССЕН Иосиф Владимирович (1865-1943), один из лидеров партии кадетов, адвокат, публицист. Депутат 2-й Государственной думы. Редактор газеты "Речь". С 1919 в эмиграции. В 1921-37 издавал в Берлине сборник документальных материалов "Архив русской революции" (т. 1-22).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Гессен

I(история). Эту страну в I в. До Р. X. Населяло германское племя хаттов, а позднее родственные им гессы. Они постепенно слились с франками и вошли в состав их государства. Г. В то время был разделен на графства, из которых особенно выдвинулось графство Гуденсберг в Нижнем Г., перешедшее в 1137 г. К Людвигу I Тюрингенскому. После войны за тюрингенское наследство (1247), Г. Перешел к Генриху Дитяти (см.) и стал называться ландграфством. При преемниках Генриха пределы Г. Постоянно расширялась. В XV..

Гессен

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Гессен

Гессен - адвокат, один из выдающихся руководителей кадетской партии. До последних лет был единомышленником Милюкова и соредактором последнего по "Речи". После Октябрьской революции возглавлял правое крыло эмигрантов-кадетов, редактируя белогвардейскую берлинскую газету "Руль".. ..

Гессен

(Hessen) — федеральная земля, расположенная в центре Германии (см. Германия). На севере и северо-западе граничит с Нижней Саксонией (см. Нижняя Саксония) и Северным Рейном — Вестфалией (см. Северный Рейн-Вестфалия), на западе — с Рейнальд-Пфальцем (см. Рейнланд-Пфальц), на юге — с Баден-Вюртембергом, на востоке — с Баварией (см. Бавария) и Тюрингией (см. Тюрингия). Столица — город Висбаден. Население а — 6,045 миллионов человек (2003). Территория — 21114 кв. Км.В прошлом не был единой землей. По..

Гессен

Земля, Германия. Истор. Обл. Гессен (Hessen) получила название по жившему на ее территории крупному герм, племени, упоминаемому в латин. Источниках как хатты (chatti), в раннем Средневековье как хаосы или хессы.. ..

Гессен

- член президиума Цектрана. В 1920 г. Был начальником Петрополитпути. /Т. 15/. ..

Гессен

1.Иосиф Владимирович (1866-1943) - один из основателей и член ЦК партии кадетов. Деп. 2-й Гос. Думы от Петербурга. Редактор журн. "Право", соредактор (вместе с П. Н. Милюковым) газ. "Речь". Белоэмигрант. Враг Сов. Власти. С 1920 в Берлине издавал белогвард. Газ. "Руль", с 1922 - журн. "Архив русской революции".2.Юлий Исидорович (8.III.1871 - 22.VIII.1939) - сов. Историк, автор св. 300 науч. Работ. До Окт. Революции занимался гл. Обр. Историей евреев в России. Один из инициаторов издания "Евр. Эн..

Гершензон

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - русский историк, культуролог, философ. В 1887 поступил в политехникум в Берлине, но проучился лишь два курса. В 1889-1894 - на историческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. Занимался журналистикой. Работал в журналах "Критическое обозрение" и "Вестник Европы", сотрудничал с газетами "Русская молва" и "Биржевые ведомости", издательством "Путь". Составитель 6-ти томного собрания документов и материалов по истории русско..

Гессе

• ГЕССЕ - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.• ГЕССЕ (Hesse) Герман (1877-1962) - швейцарско-германский (отказался от немецкого подданства в 1923) писатель, лауреат Нобелевской премии (1946). Основные произведения. "Романтические песни" (сборник стихов, 1899), "Посмертно изданные записи и стихотворения Германа Лаушера" (1901), "Петер Каменцинд" (1904), "Под колесом" (1906), "Гертруда" (1910), "Из Индии" (сборник, 1913), "Росхальде" (1914), "Кнульп" (1915), "Душа ребенка" (1918), "Сказки" (1919), "Взгляд в хаос" (сб..

Гете

ГЕТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. Насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Г., пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Г. Я..

Гештальт-психология

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ - одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. В Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. Взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее составляющих. Это ключевое положение было зафиксировано в активном использовании понятия "гештальт" (немец. Gestalt - образ, структура, целостная форма, которое также близко к понятиям "паттерн" и "конфигурация"). Впервые феномен "гешт..

Дополнительный поиск Гессен Гессен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гессен" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гессен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа