Гийом

209

ГИЙОМ (Guillaume) Гюстав (1883-1960) - французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка. Преподавал в Школе Высшего образования в Париже (1938-1960). Основные сочинения. "Проблема артикля и ее разрешение во французском языке" (1919), "Время и глагол" (1929), "Архитектоника времени в классических языках", "Лекции по лингвистике Гюстава Гийома" (издание их продолжается по сей день), "Принципы теоретической лингвистики" (опубликованы посмертно, 1973) и др. Является создателем теории лингвистического ментализма, которую иначе еще называют феноменологией языка. Свои первые очертания теория Г. Стала обретать в то время, когда в лингвистике стал распространяться структурализм как теория и метод анализа языковых явлений.

Из школ структурализма (пражской, французской), а также русского формализма, Г. Ближе всего была версия Соссюра. Однако тот вариант структурализма, который был предложен Г. В 1919, далеко выходит за рамки структурализма 20-х и может быть признан одной из первых попыток создания постструктуралистской концепции языка. Основанием для подобной трактовки идеи Г. Может служить как то, что он достаточно строго различал понятия структуры и системы (системы и не-системы), так и то, что он стал вводить в лингвистику на целых 30 лет раньше, чем постструктурализм Лакана и Делеза, понятия из области психологии. Так же, как и Соссюр, Г. Различает речевую деятельность, язык и речь. Однако в уравнение Соссюра. "Речевая деятельность = язык + речь", Г.

Вносит существенное дополнение - фактор времени, который принципиально меняет представления о том, что есть речевая деятельность. У Г., как и у Соссюра, содержится идея целостности рассматриваемого феномена. Язык и речь рассматриваются не отдельно, а представляют особое целое - речевую деятельность. Во-вторых, речевая деятельность, по Г., есть не просто целое, а есть последовательность, а также параллельность языка и речи. Языка, присутствующего в нас постоянно в состоянии возможности, и речи, присутствующей в нас время от времени в состоянии действительности. Г. Уходит от замкнутого на самого себя языка в структурализме (что впоследствии в постструктурализме выразилось в таких понятиях как контекстуализм и универсальная текстуальность), обосновывая ту гипотезу, что в основе и языка и речи лежат психомеханизмы.

Это означает, что Г. Соединяет в одной "языковой игре" семиотические коды психологии и лингвистики. На первый взгляд кажется, что между введением временности в исходную для понимания речевой деятельности формулу и соединением психологических и лингвистических семиотических кодов нет ничего общего. Однако именно понятие времени позволяет снять лингвоцентризм и осуществить выход к феноменологической проблематике. К миру "психических сущностей". Г. Различал те мыслительные операции, из которых следует построение речи, и те, из которых следует построение языка. По аналогии с различием речи и языка Г. Различает "факт речи" и "факт языка". И если с пониманием первого проблем не возникает - "факт речи" тождественен акту речи, который протекает в определенный момент времени и ограничен временными рамками, то "факт языка" - это совсем другое дело в силу его иного положения в сознании.

По Г., он представляет собой психический процесс, который произошел в нас в неопределенном прошлом, о чем в нас нет ни малейшего воспоминания. Очень важную функцию в теории Г. Несет на себе различие между психосистематикой языка и психомеханикой языка. Данное различие описывает отношение Г. К проблеме соотношения языка и мышления. Г. Отходит от традиционной постановки вопроса, которая проявляется повсеместно - тождественны или нет мышление и язык, и если нет, то где и как они пересекаются. Г. Прибегает к совершенно иной постановке вопроса - он различает собственно мышление и возможность мысленного самослежения. По Г., язык есть механизм мышления для перехвата своей собственной деятельности. Поэтому то, что мы открываем, изучая язык - это и есть, по Г., "механизмы перехвата", схватывания мышлением самого себя.

По Г., психосистематика исследует не отношение языка и мышления, а определенные и готовые механизмы, которыми располагает мышление для перехвата самого себя. И если язык представляет собой систему средств, которые "порождены" мышлением для мгновенного перехвата своей собственной деятельности, то изучение языка опосредованно приводит нас к познанию мышления вербального. Что означает в контексте теории Г. Понятие "механический". Оно означает, что речевая деятельность в своей основе имеет реально протекающие психические процессы. "Психосистематикой" Г. Называет науку, изучающую психомеханизмы мышления. По Г., она представляет собой новую область лингвистики. Г. Говорил о том, что лингвист-структуралист должен уметь преобразовывать возможность физического словесного высказывания в возможность мысленного словесного высказывания, а возможность мысленного словесного высказывания в начальную возможность мысленного видения.

Интерпретация идей Г. Ставит вопрос о существовании в прежнем виде современных парадигм философии и лингвистики. Интерпретация касается не только одной из базовых для философии 20 столетия бинарных оппозиций гуманитарного и научного методов познания в духе дильтеевского разграничения "наук о духе" и "наук о природе", но и менее фундаментальных проблем, например, демаркации между методами аналитической философии и феноменологии. Именно в рассмотрении этих вопросов состоит значимость концепции Г. Для современной философии. На всем протяжении 20 в. Очевиден непрекращающийся спор о методе. Суть его можно свести к следующему. Метод "наук о природе" - экспериментальный, метод "наук о духе" - интроспективный или, предположительно, феноменологический.

Различие между ними поклонники подобного взгляда на мир видят в разной направленности этих методов. Один направлен на "внешний" мир, другой на "внутренний". Построения Г. Показывают несостоятельность подобного разграничения и обращают внимание на структуру любого "усмотрения" - экспериментального или интроспективного, на то, что в какую бы сторону они не были "направлены", они формируются прежде всего в "возможности мысленного видения" и заканчиваются "действительной речью". Тем самым снимается "разнонаправлен-ность" методов и приходит понимание того, что любой экспериментальный метод в своей основе является глубоко феноменологическим или интроспективным. В 1964 (официально открыт в 1973) в Университете имени Лаваля (Квебек, Канада) был создан Фонд Г.

Аналогичный Фонд открыт в Савойском университете (Франция). В 1968 создана Международная ассоциация психомеханики языка..

Значения в других словарях
Гийом

ГИЙОМ (Guillaume) Карл Эдуард (1861-1938), шведский физик, который в 1920 г. Был удостоен Нобелевской премии по физике за открытие инвара- - сплава железа с никелем, обладающего очень малым коэффициентом теплового линейного расширения. Открыл также другой сплав - платинит, тугоплавкий и химически инертный, который увеличивается в объеме с такой же скоростью, что и стекло.. ..

Гештальт-терапия

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - одно из современных и постоянно развивающихся и совершенствующихся психотерапевтических направлений. Основатель Г. Фредерик (Фриц) Соломон Перле (1893-1970). Благодаря таким его личностным качествам, как неукротимый темперамент, страсть к постоянному экспериментированию и совершенствованию технологии, широкая эрудиция и т.д. Г. Стала самобытной и эффективной психотерапевтической системой. Г. Появилась как своеобразная антитеза психоанализу (в особенности его концептуальному ап..

Гидденс

ГИДДЕНС (Giddens) Энтони (р. 1938) - британский социолог и политолог. С 1961 - преподаватель социологии в университете Лестера, с 1970 - старший преподаватель социологии в Кембриджском университете, с 1985 по настоящее время - профессор социологии в Кинге Колледже, Кембридж (Великобритания). Автор многочисленных работ по социальной теории, исторической социологии. Известен как создатель социальной теории структуризиции. Г. Начал свою научную деятельность с пересмотра работ классиков социальной т..

Гилеоморфизм

ГИЛЕОМОРФИЗМ (греч. Hile - материя, morphe - форма) - новоевропейское обозначение (окончательно утвердилось в литературе в 19 в. Применительно к Аристотелю) осевой семантической конструкции, фундирующей собою античную натурфилософию и заключающейся в трактовке кос-могенеза (как и любого становления) в качестве оформления исходного субстрата. Досократическая натурфилософия основана на идее последовательной трансформации первоначала (arche) в серию сменяющих друг друга миров (версий Космоса), кажд..

Гилозоизм

ГИЛОЗОИЗМ (греч. Hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. Снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. Был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа-лес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. Уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных общес..

Дополнительный поиск Гийом Гийом

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гийом" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гийом, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа