Знание

205

ЗНАНИЕ - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. Определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев 3. Может быть разделено на два типа по уровню его функционирования. Обыденное 3. Повседневной жизни и специализированное 3. (научное, религиозное, философское и т.д.), а также "перекрывающее" границу уровней профес-сональное и практическое 3. Различных социальных общностей и групп. Можно также говорить о личностном 3. (и структурах личностного 3., присутствующих в иных модификациях 3., в частности, согласно Полани, - научном).

Различают также структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) 3., локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов. Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и в специфическом виде в некоторых случаях - практическом 3. Можно выделять "предметное", направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов), 3. И метазнание (3. О 3. И возможностях работы со 3.). Особые знаниевые практики, проникающие в метазнание, но иногда и в 3. "предметное", презентируют методология (3. О способах, методах, возможностях и целях получения 3., а также о технологиях работы с ним) и рефлексия (философская, методологическая, деятельностная).

Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области. Эпистемология ("учение о 3.") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне - науковедение и различные "метрии" (наукометрия, ак-сиометрия, искусствометрия и т.д.), внутри дисциплинарных 3. - социология 3., например, специально "сконструированные" практики и технологии. На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельност-ной методологии (СМД-методология). Как особые виды сейчас стали рассматриваться мистическое 3., "оккультное" 3., "пара" - 3. И т.д. В компаративистских кросскультурных исследованиях (эмпирический уровень). В работах Леви-Брю-ля, Леви-Строса и др.

(теоретический уровень). В концепциях Шпенглера, Тойнби, Данилевского, Сенгора и др. (на уровне философской рефлексии) была осмыслена ситуация наличия разных типов 3. И разного "удельного веса" его видов, наличия разных типов технологии работы со 3. И его "упаковки" в тех или иных культурах и в те или иные исторические периоды. Более того, была показана (начиная как минимум с неокантианства) неоднородность того же научного 3., к которому постоянно аппелировала европейская традиция. В частности, было специфицировано социогуманитар-ное 3., в котором также была обнаружена его принципиальная плюралистичность (применительно к социологии эту ситуацию хорошо зафиксировал К. Штомпка в девизе. "Много социологии для одного мира").

Тем самым оказалась дискредитированной (под сомнение в иррационалистически и мистически ориентированных концепциях она ставилась и ранее) претензия европейского Разума на его адекватное выражение прежде всего (или даже единственно) в рационалистически или эмпирически трактуемой науке как "подлинном", "незатемненном" и т.д. 3. "Традиционные" представления о 3. Подрываются и социокультурными реалиями "постиндустриального", "информационного" и т.д. Общества, превратившего знаниевые и образовательные практики, наряду с экономическими и политическими, в доминирующие, и поменявшими "режим" их производства и функционирования с академически-университетско-институционали-зированного на коммуникативный, а также поставившими вопрос о "техническом", "искусственном" разуме.

Тем самым возникла необходимость не только отказа от редукции 3. Исключительно к научному и (или) философскому, но и потребность переопределения самого феномена 3. В терминах разных типов "логик" и "рациональностей" с меняющимися реальными доминантами в конкретных исторических и социокультурных ситуациях. К настоящему времени обозначились основные векторы движения в этом направлении. 1) В современных теориях 3. И образовательных (трансляционных) технологиях подвергнут критике принцип предметной фрагментации 3. И его специализации по узким объектным областям. Показательно, что "дробление" 3. Ведет в пределе к утрате целостного видения отображаемых в 3. Областей и объектов, "неулавливанию" глубинных оснований познавательной активности.

Обозначена проблема "границы" допустимой специализации (например, в социологии, коль есть отношение социальных агентов друг к другу или к чему либо, нет принципиального запрета на возможность формирования новых социологических "дисциплин") и компенсирования 3. Как по "горизонтали" (с иными специализированными его сегментами), так и по "вертикали" (надстраивание необходимых уровней концептуализации 3. В социологии, например, известно достаточно много схем уровневой организации 3., в ней же был введен (Мертоном) сам термин "теории среднего ранга (уровня)", наложившие, кроме всего прочего, методологические ограничения на возможность "бесконечного" продуцирования автономных предметных областей 3.). 2) Установлено "стирание" предметной специфики 3.

На более высоких концептуальных уровнях его организации, выраженность на них тенденций к интегрированию знаниевых систем (теорий и т.д.) в объемлющее целое, к междисциплинарному синтезу (появление социобиологии или социопсихолингвистики, например) и к комплексированию разнопредметного 3. В рамках последнего предметная спецификация может быть истолкована как возможность смены точек зрения и преобразования одних форм 3. В другие. Сам же предмет 3. Может тогда пониматься как видение объекта в свете сложившихся исследовательских установок в завис-мости от массива уже накопленного 3. Кроме того, в научном 3. Наработан ряд подходов, позволяющих анализировать внутри их методолого-теоретических установок разные предметные области (семиотический, системный, деятельно-стный, структурно-функциональный и т.д.).

3) Представления о методологической функции 3. И о методологическом значении более концептуализированных уровней 3. По отношению к более низким уровням его организации дополняется (или вытесняется) пониманием методологии как типа вне - и над - предметного 3., формируемого за пределами собственно науки (реже, и философии, если последняя сама при этом не истолковывается как методология). 3. Лишается статуса самоценности как конечной цели познания, актуализируются представления о 3. Как предпосылке (задаваемое видение) и как средстве (методическо-процедурная компонента) познания. Ставится вопрос о релевантности 3. Как продукта проблемным полям и ориентациям действующих субъектов. Содержание 3. Непрерывно проблематизиру-ется, критериально 3.

Нормативизируется и технологизиру-ется. 4) Дискредитируются представления о 3. Как продукте, получаемом в режиме открытия ("изобретения"), что абсолютизировало статичность и замкнутость знаниевых систем. Акцентируются предзаданность ("организованность") продуцируемого 3., его динамичность и открытость в другие практики, возможность переинтерпретации. Наряду с фактическим, теоретическим, методологическим как особый тип начинает рассматриваться 3. Проблемное, а проблематиза-ция исходных онтологических оснований истолковывается как "привычный режим" работы со 3. (СМД-методология и др.). 5) Иными становятся и представления о способах и механизмах изменения знаниевых систем. Пионерскими в этом отношении явились концепции Куна о парадигмальной организации 3.

И различные версии (в том числе и Куна) "научных революций", поставившие под вопрос коммулятив-ную схему "накопления" 3. Важны в этом отношении разработки социологии науки (и наукометрии) о механизмах "запрета на повтор (плагиат)", "приоритетности (первенства)" и "публикации", а также культурологии о механизмах с аналогичными "организующими" изменения функциями в других типах 3. И культурах. В семиотике предложен механизм "сдвига значений". "новый смысл" в системе 3. Понимается как зафиксированный в данном результате сдвиг значения в некоторой группе предшествующих результатов (при этом вероятность признания нового результата тем меньше, чем более инновационно предлагаемое). 6) В социологии культуры, культурологии, педагогике, коммуникативистике и некоторых других дисциплинах разработаны новые способы и технологии трансляции (передачи) 3.

При этом 3. Истолковывается как сокращенная через обобщение и типизацию для целей трансляции запись видов социально необходимой деятельности (Петров). Проблемой в этом случае является фрагментация наличных массивов 3. В конкретные сегменты деятельности и для конкретных субъектов (индивидов), также как и обратный процесс интегрирования "фрагментов" в целостность. Дополнительная задача - институциональное обеспечение этих процессов. 7) Анализ логико-гносеолого-эпистемо-логических форм 3. Дополняется анализом интрасубъективных механизмов обеспечиния присутствия 3. В актуальном опыте (практиках) в мотивационном, операциональном, коммуникационном аспектах. Выявляется зависимость требований к 3. И его параметрам в различных режимах работы с ним (моно-, диа-, полилог.

Режим "Я-Я", "Я-Он", "Я-Ты" типы отношений и т.д.). Специально в разных вариантах разрабатываются концепции 3. Как результата разноорганизован-ных дискурсов. 8) Особый пласт анализов 3. Представляют его трактовки как знаковых, текстовых, языковых, категориально-семантических, праксеологических и т.д. Организо-ванностей, вписывающие знаниевые системы в "смысловую рамку" культуры. Независимо от теоретико-методологических (парадигмальных и дисциплинарных) ориентации и конкретных задач подобных анализов, речь в них (эксплицитно или имплицитно) идет о конституировании 3. Как системы значений или способов кодирования в контекстах форм семан-тизации реальности и в ценностно-символически-смысловых и нормативно-регуляционных системах культуры, образующих ее "язык".

При этом под языком культуры может пониматься система отношений, устанавливающая координацию ценностно-символически-смысловых форм для данного типа мышления. Это такая система отношений, в которой организуются все смысловые конструкции - восприятия, представления, образы понятия и т.д. Таким образом, 3. Анализируется в своих семантических, синтаксических и прагматических модусах. 9) Еще одно направление, проблемати-зирующее сложившиеся представления о 3. И способах работы с ним, - это исследование природы, характера, типов, способов получения 3. В их (не) зависимости от "ментально-стей", организованности мышления, механизмов и форм осоз-нования (неосознания) 3., а также их (не) выраженности и (не) закрепленности в стилях мышления.

И "оборачивание" этих зависимостей - влияние сложившихся знаниевых систем, их типов, способов, уровня (не) структурированности 3. На способы организации мышления, характер и механизмы познавательной деятельности в целом. В этом отношении наработаны схемы влияния 3. На "замыкание мышления на себя", т.е. На утверждение собственной самодостаточности. 10) Сформирована исследовательская установка на работу не только со 3., но и с таким концептом, как "незнание". Если в классических подходах незнание трактовалось как "несовершенство" 3., как то, что требует своего перевода в 3., то в ряде современных концепций обнаружение незнания понимается как необходимое познавательное действие, выявляющее области проблем (основа проблематизации), устанавливающее границы возможной работы с имеющимся 3.

(уровень притязаний), ориентирующее, направляющее и стимулирующее познание (предпосылка 3., задающая видение), обнаруживающее феномены замыкания мышления на себя и требующее открытия знаниевой системы, ее динамизации. Таким образом, будучи направленным на получение нового 3., незнание всегда описывается в терминах существующего 3., являясь его неотъемлемым дестабилизирующим компонентом. 11) Наконец, принципиальные выводы для понимания 3. Следуют из анализов взаимоотношений специализированного (научного) и повседневного (обыденного) уровней 3., проделанного прежде всего феноменологической философией и социологией, и механизмов взаимопонимания между носителями разных знаниевых систем как внутри одной культуры, так и в межкультурных взаимодействиях, всесторонне разрабатываемые в культурной антропологии и этнометодо-логии..

Значения в других словарях
Знание

IЗна́ние проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. Противоположно незнанию, т. Е. Отсутствию проверенной информации о чём-либо. Элементарные З., обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. З. Могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние — эмпирическими и теоретическими. Жите..

Знание

"ЗНАНИЕ" - ежемесячный научный и критико-библиографический журнал демократического направления, 1870-77, Санкт-Петербург. Пропагандировал успехи естествознания и дарвинизм. Закрыт правительством.. ..

Знание

Состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание — понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и красоту, позволяющую восхищаться величием Божьего замысла. Знание выражает прежде всего Премудрость Божью, глубину и бесконечность его созданий. Истинное знание может быть только цельным — содержать неразрывно веру и знание. Кроме высшего знания существуют..

Знание

ЗНАНИЕ, постижение действительности человеком. Знание объективируется знаковыми средствами языка. Процессы получения, обоснования, проверки и распространения знания изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией.. ..

Знание

Самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. Породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии (см. Учение о познании). Термины З. И познание..

Знание

Наши знания есть сумма того, чему мы научились, и того, что мы забыли. Мария Эбнер-Эшенбах Знания бывают двоякого рода. Либо мы что-нибудь знаем, либо мы знаем, где найти сведения об этом. Сэмюэл Джонсон Где мудрость, утраченная нами ради знания. Где знание, утраченное нами ради сведений. Томас Стернз Элиот Некоторые вещи недоступны человеческому уму, но мы не знаем какие. «Закон Джеффи» Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. Уильям Блейк Кто знает не..

Знание

• абсолютное знание. ..

Знание

Познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство.. ..

Знание

Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания. Обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.. ..

Знание

Ср.1) а) Обладание какими-л. Сведениями, осведомленность относительно кого-л., чего-л.б) Владение какими-л. Практическими навыками, умениями.2) а) Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека.б) Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п. Наука.. ..

Знание

См. ЗнаньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Знание

-я, ср. 1. См. Знать. 2. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания. 3. Совокупность сведений в какой-н. Области. Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.. ..

Знание

Знания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания. 2. Только ед. Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания. || Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда. 3. Только ед. Обладание сведениями о чем-н., состояние знающего что-н. Человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета. 4. Только мн. Совокуп..

Знание

«ЗНАНИЕ» - точнее «Товарищество Знание » - книгоиздательство, основанное в 1898 в Петербурге группой литераторов по инициативе К. П. Пятницкого. В начале своей деятельности «З.» выпускало преимущественно книги общеобразовательного характера, - по истории, этике, искусству, естествознанию, народному образованию и др. С начала 1900 в т-во вступает М. Горький. С его приходом «З.» становится крупнейшим центром лит-ого реализма, том за томом выпуская собрания сочинений М. Горького, Л. Андреева, Скит..

Знание

(англ. Knowledge).1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются..

Знание

1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание;2) достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Такое противопоставление мнения и знания (греч. Doxos — докс и episteme — эпис..

Знание

1. (Невский проспект, 72), кинотеатр, входит в кинозрелищное предприятие «Титан». Здание построено в 1909—1910 (архитектор С. И. Минаш) в стиле «модерн». Первоначально — кинематограф «Кристалл-Палас», с октября 1929 первый в СССР стационарный звуковой кинотеатр, оборудованный аппаратурой системы А. Ф. Шорина (мемориальная доска в зрительном зале), затем здесь размещался Дом кино, в 1960 открыт кинотеатр «З » для показа документальных и научно-популярных фильмов. Имеет 2 зала (300 и 140 мест). ..

Знание

Состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание - понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и красоту, позволяющую восхищаться величием Божьего замысла. Знание выражает прежде всего Премудрость Божью, глубину и бесконечность его созданий. Истинное знание может быть только цельным - содержать неразрывно веру и знание. Кроме высшего знания существуют..

Знак Схема

ЗНАК СХЕМА - знаковая форма представления и отображения содержания мышления или объективного содержания. Простейшая С. Задается в виде взаимосвязи, означаемое знаковая форма объективное содержание отношение значения где второй элемент (знак) по определенным законам замещает или изображает первый (означаемое). Когда второй элемент визуализирован (или доступен другим органам чувств), а первый предполагается (реконструируется, воображается и т.д.) через отношение значения, мы можем говорить о знаке..

Знанецкий

ЗНАНЕЦКИЙ (Znanietskij) Флориан Витольд (1882-1958) - польско-американский социолог, философ, культуролог. Учился философии и позже социологии в Кракове, Гнезно, Цюрихе, Париже. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом, который предложил 3. Совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (т. 1-5, 1918-1920), ставшее классикой социологии. В 1917 3. Был приглашен в Чикагский университет для чтения лекций. В 1920 избра..

Значение

См. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.. ..

Зноский Николай

ЗНОСКИЙ НИКОЛАЙ (1772-1833) - философ и политэконом. Происходил из шляхетской семьи с Гродненщины. Учился в Главной школе Великого княжества Литовского (Виленский университет) у Т. Гусаржевского, М. Вольского, Ж. Жили-бера, И. Стройновского, слушал лекции Г. Форстера. После окончания университета был адъюнктом философии, потом преподавателем политэкономии. 3. Был первый, кто возродил преподавание философии в Виленском университете после отмены этого предмета. С 1810 - профессор и заведующий кафе..

Знание

Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. Знаковой форме.Стремление понять, что такое З. И чем оно отличается от др. Продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались разрешить проблему. Чем З. (episteme) отличается от мнения (doxa). Если кратко резюмировать воззрения Ксенофана, Гераклита, Парменида, Платона и Аристотеля по этому вопросу, то можно сказать, что антич. Мыслители относили мнение к чувственно воспринимаем..

Знание

I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮЕвр. Яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений. "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей. К познанию (см. Познание, познавать).II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ"Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12. 3Цар 8:39. Иов 23:10. Пс 1:6. 36:18. 102:14. Ин 2:2..

Знание

— результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике. Адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. Фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное 3. Обыденное, или житейское, 3. Опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное 3. Слу­жит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Науч..

Дополнительный поиск Знание Знание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знание" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 6 символа