Каббала

243

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого началась устная традиция передачи тайных знаний и толкования Святого Писания, до 13 в., когда главное сочинение К. - "Сияние", приписываемое Симону бен Йохайю (2-3 вв. Н.э.), было выпущено в свет испанским раввином Моисеем де Леоном.

К. Связана с тайной доктриной халдеев и заключает в себе многое из персидской мудрости (магии). Для К. Характерно символическое истолкование текстов классического иудаизма (Авраам и Сарра, например, как форма и субстанция). Философия К. Строго охранялась от профанов, и доверялась только избранным, готовым сердцем и внутренней чистотой воспринять священные знания. В Мишне (основной части Талмуда) есть следующий текст. "История творения не должна быть объяснена двум человекам вместе, история о небесной колеснице (Меркаба) - даже ни одному, но мудрому и умнейшему самому понимать...". В Гемаре, комментариях к Мишне, приводится рассказ об опасностях при неосторожном отношении к теософическому учению. Из четырех человек, вошедших в "огород" (рай, тайное учение), один сошел с ума, второй умер, третий стал портить молодые растения (совращать молодые умы лжеучением), и только четвертый вошел и вышел с миром.

К. Разделяется на умозрительную (К. "июнит"), прикладную (К. "маасит"). Умозрительная описывает космогонию, ангелологию, говорит о "внутреннем" человеке. Главные письменные памятники. "Книга Сияния" и "Книга Творения" (6-7 вв.). Онтологической основой К. Является идея сокровенного, неизреченного, Беспредельного Божества, которое, будучи выше всякого определения, может быть названо "Эн-Соф", т.е. Ничто, Бесконечное (ср. Теории Брахмана у Шанкары, Дао у Лао-Цзы и др). Самопознание и проявление Абсолютного начинается из его самоограничения, "стягивания", когда внутри Эн-Со-фа появляется точка, дающая начало "лучеиспусканию" или эманации. Это умопостигаемый свет, первоначальные лучи которого суть основные формы бытия. 32 "пути премудрости", т.е.

10 цифр или Сефирот (Сфер) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых). Посредством цифр и букв записываются все священные знания, и Божество открывает свою бесконечность 32 путями. 10 Сефирот суть. 1) Венец (Кетэр), 2) Мудрость (Хокма). 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула). 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин). 6) Красота (Тифэ-рет). 7) Торжество (Нэцах), 8) Слава (Ход). 9) Основание (Иесод), 10) Царство (Малхут). Сложные абстрактно-умозрительные и космогонические связи между Сефиротами составляют теорию генезиса бытия. (Ср. Неоплатоническую идею эманации Верховного светоча и гностическое учение об зонах - см. НЕОПЛАТОНИЗМ и ГНОЗИС). В области божественных эманации каббалисты выделяют женскую сторону Божества (Шекина - Скиния) (ср.

Китайскую Гуань-Инь, индуистскую Кали, славянскую Ладу). Сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального Человека (Адам-Кадмон). Во Вселенной выделяются три мира. Мир "творения" (бриа. Бара), т.е. Область творческих идей и живущих ими чистых духов. Мир "создания" (иецира) - область душ и живых существ. Мир "делания" (асиа) - сфера материальных явлений. Все миры находятся в единстве. Высшие являются каналами благодати для низших, способствуя их эволюции к Миру Сияний (Ацилут), миру Божества. Человек принадлежит одновременно ко всем мирам. Телесные и чувственные явления относятся к страдательной душе (нэфеш), деятельное начало души (руах) отражает волевые и силовые качества жизни. Высшим своим духом (нешэма) человек обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, есть еще более высокое начало - абсолютное единство (ие-хида), возводящее человека на ступень сияний (ацилут) вечного Света.

Ангелология К состоит из сложных формальных классификаций духовных сущностей - например, солнечного ангела - Метатрона (перс. Митра, христ. Михаил). Нечистые духи или бесы представляют "шелуху" бытия, "скорлупы" (клиппот) без "ядер" духа, т.е. Человеческие души, не имеющие своей собственной сущности. Цель человеческой жизни - очищение и совершенствование. Главное средство - перевоплощение (ср. Метемпсихоз греков, индусов). Прикладная К. Существует как вспомогательное средство для возвышения души. Состоит из двух разделов. 1) символическая К. (гематрия, нотарикон, темура), заключающаяся в толковании Библии посредством числового знания букв, перестановки их и т.д. 2) магия, т.е. Пути практического достижения высших состояний души (магия получила свою мистическую реализацию в хассидизме, основатель Бешт, 18 в.).

Во многих оккультных организациях магия воспринимается искаженно, что привело к вульгаризации учения об Эн-Со-фе, развитию спиритизма, увлечению низшими психическими явлениями. Среди теоретиков К. Выделяются. Рэбе (р.) Акиба, его ученик р. Симой бен-Иохан (II в.), р. Исаак (слепой) 13 в., р. Моисей Кордуанский (16 в.), писатель р. Исаак Лурия, по прозванию "Лев" (Ари) (16 в.). Изучали К. И использовали в своих учениях ее идеи Корнелий Агриппа, Беме, Николай Кузанский, папа Сикст IV, Р. Луллий, И. Ньютон, Лейбниц, Ф. Бэкон, Спиноза, Гегель, В. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер и др..

Значения в других словарях
Каббала

(древнеевр., буквально — предание) мистическое течение в Иудаизме. К. Соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. И представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. В собственном смысле сл..

Каббала

КАББАЛА (древнееврейское, буквально - предание>), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл> Торы (Пятикнижие> в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. В Испании ("Зогар", или "Книга сияния", на арамейском языке). Так называемая практическая каббала ("каббалистика") основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек> может соучаствовать в божественном творении.. ..

Каббала

(Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр, словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII в. По Р. Хр. Признание за К. Добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении. Главные памятники каббалистической пись..

Каббала

(древнеевр. "предание". От "каббель" - "принимать"), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Каббала подразделяется на две части. Теософскую и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских п..

Каббала

Евр. Kaballah, предание. Мистическое тайное учение иудеев, имевшее целью объяснить св. Писание, которое, по мнению этого учения, должно заключать тайный смысл, понятный только необыкновенному полету ума.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(евр. Kaballah - предание). Мистическое учение иудеев, содержавшее толкование о Боге и сотворении мира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русск..

Каббала

Кабала, каббалистика, предание, учение. ..

Каббала

Ж.То же, что. Кабала (2*).. ..

Каббала

КАББАЛА́ -ы. Ж. [от др.-евр. Kabbālah - полученное по преданию учение] Тайное религиозно-мистическое учение о планах и цели Творца человека, получившее особое распространение в иудаизме (представляло собой смесь мистических элементов иудаизма, халдейской теологии, греческой и арабской философии, признавало также колдовство). Изучать каббалу.. ..

Каббала

(от древнеевр., букв. — предание, традиция) — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала — мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в то, что при помощи ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.. ..

Каббала

— средневековое религиозно-мистическое учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. В «Книге творения» ее анонимный автор учил, что основа всего сущего — единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика получила развитие в книге «Зогар» («Сияние»), появившейся около XIII в. Автор рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей — как истечение божественных сил. К. Допускает переселение душ. По К. Производятся гадан..

Иудаизм

ИУДАИЗМ - национальная религия евреев. Первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно-семитской, а также египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом и - позднее - гностицизмом. В истории И. Могут быть выделены такие периоды, как библейский, талмудический, раввинистический и реформационный. Если исходно (конец 2 тысячелетия до н.э.) возрения И. Центрировались вокруг мифологем ваалов - покровителей природных объектов, то содержа..

Кабанис

КАБАНИС (Cabanis) Пьер Жан Жорж (1757-1808) - французский философ-материалист и врач. Ученик Кондиль-яка. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. К. Стремился соединить материализм с локковским сенсуализмом, рассматривал головной мозг как специальный орган, предназначенный для производства мысли, аналогично другим функционально специализированным органам (желудку, печени и т.д.). Главное внимание К. Обращал на "физиологическое изучение" человек..

Кавелин

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета (к поступлению его готовил Белинский). В 1844 защитил магистерскую диссертацию по праву. До переезда в Петербург в 1848 преподавал в Московском университете, где среди его учеников был Чичерин. Поддерживал отношения с западниками, входил в кружок Станкевича, особо близок был с Грановским. Одновременно поддерживал отношения со многими славянофила..

Какабадзе

КАКАБАДЗЕ Зураб (1926-1982) - грузинский философ, культуролог, поэт. В 1950 окончил философский факультет Тбилисского университета, в 1953 там же аспирантуру, там же и работал. С 1958 до конца жизни заведовал отделом эстетики в Институте философии АН Гр. ССР. Учился у Ну-цубидзе, С.Б. Церетели, Бакрадзе и др. К. Стал аспирантом, другом и преемником последнего. Широкий резонанс вызвала работа К. "Проблема "экзистенционального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля" (1966). И..

Каббала

(древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого нач..

Каббала

(К а б а л а) И БИБЛИЯ. Евр. Слово К. Буквально означает предание (от евр. Ле-кабел - получать), но термин этот не является эквивалентом понятия *Предание в библ.-церк. Или иудаистском смысле. Речь идет о тайной, эзотерич. Доктрине, предназначенной для избранных. К. Развилась в рамках *иудаизма как своеобразный аналог гностической теософии. Корни ее уходят в эллинистич. Эпоху, но два основополагающих труда по К. Появились лишь в Средние века. "Книга творения" (с(фер-иецир() написана анонимным ав..

Каббала

(евр. Haq-Qabbalah — принятие, предание) — мистическое направление в иудаизме.К. Возникла в кон. XII — нач. XIII в. В Провансе и Испании. Важным центром К. Был исп. Город Жерона. Большую роль в возникновении К. Сыграла предшествующая евр. Мистика, на формирование которой оказали влияние учения неопифагореизма,неоплатонизма и гностицизма.Наиболее систематическим источником по ср.-век. К. Является кн. Зохар (евр. Has-Zohar — Сияние), вероятно, написанная во 2-й пол. XIII в. Моисеем Леонским. Зохар..

Каббала

(Евр.) Сокровенная мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная от более древних тайных доктрин, касающихся божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Все сочинения, относящиеся к категории эзотерических, именуются каббалистическими.. ..

Дополнительный поиск Каббала Каббала

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа