Кавелин

187

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета (к поступлению его готовил Белинский). В 1844 защитил магистерскую диссертацию по праву. До переезда в Петербург в 1848 преподавал в Московском университете, где среди его учеников был Чичерин. Поддерживал отношения с западниками, входил в кружок Станкевича, особо близок был с Грановским. Одновременно поддерживал отношения со многими славянофилами, которым оппонировал, но и воздействие которых заметно в его творчестве (особенно с пиететом К. Относился к Хомякову). В Петербурге К. Служил в Министерстве внутренних дел, канцелярии комитета министров, сотрудничал с журналами "Отечественные записки" и "Современник".

Сблизился с Белинским, Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. Сотрудничал с Герценом. В 1857-1861 занимал кафедру гражданского права Петербургского университета. Преподавал наследнику престола, в 1858 был отстранен после опубликования в левой печати его "Записки об освобождении крестьян". В 1861 подал в отставку и покинул университет, возмущенный поведением администрации во время студенческих волнений. К. Был сторонником компромисса в общественной жизни, но после событий начала 1860-х последовал его разрыв с радикалами, а после выхода в Берлине брошюры К. "Дворянство и освобождение крестьян", где автор отстаивал нецелесообразность введения в ближайшее время конституции в России, произошел разрыв с Герценом. К. В это время являлся одним из признанных лидеров либерализма в России.

После выстрела Д.В. Каракозова в царя (1866) К. Написал и подал императору записку "О нигилизме и мерах, против него необходимых", в которой основным средством предотвращения нигилизма считал образование и просвещение, а не репрессии. В последние годы жизни К. Преподавал гражданское право в Военно-юридической академии, с 1883 являлся президентом Вольно-экономического общества. К. - представитель так называемой государственной школы в русской историографии. По философско-методологическим позициям - позитивист. Многие его идеи ближе к концепции Маха, чем к "первому" позитивизму Конта, которого К. Считал своим идейным учителем. Основные работы. "Взгляд на юридический быт древней России" (1847). "Мысли и заметки о русской истории" (1866).

"Задачи психологии" (1872). "Априорная философия или положительная наука" (1874). "О задачах искусства" (1878). "Задачи этики" (1884) и др. С общей позитивистской методологической позиции К. Отрицает существование сущности вещей. Единственная данная нам реальность - психические явления. Следовательно, основное условие любой эффективной деятельности - достижение максимального соответсвия между нашим психическим состоянием и фактами, данными опыта. Это соответствие тем полнее, чем выше умственное развитие отдельной личности. Цель философской программы К. - борьба с "метафизическими миражами" (нет безусловных начал и принципов) и утверждение идеи личности, ее творческого начала. "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира".

Свобода при этом трактуется как несомненный психический факт, но и она условна, так как существование безусловной свободы отрицается. Возрастание свободы, возможное как прогресс личности, и составляет суть общественного прогресса. При этом свобода редуцируется К. К проявлению личностного начала как такового и сама по себе, по сути, не анализируется. Это позволяет определять его позицию ряду авторов (В.К. Кантор и др.) как сводимую к тезису "личность без свободы". Личностное начало столь важно потому, что именно в человеке снимается противоположность идеального и материального, внутреннего и внешнего. Но для этого человек не должен впадать в крайности материализма и идеализма, а принять позитивистскую доктрину и акцентироваться на своей собственной психической жизни как источнике активной деятель-ностной позиции.

Фактически опытное познание всегда подкрепляется "внутренним зрением", самонаблюдением души, лишь возбуждаемом извне "впечатлениями". К. Отстаивает деятельную творческую сторону личностного начала в истории и социокультурной жизни, пытаясь преодолеть как материалистический (с позиций которого постановка целей и их достижение есть не более, чем "мираж ума"), так и идеалистический (с позиций которого действует не человек, а некая метафизическая сущность) фатализм, утвердить принцип самодеятельности человека (такие серьезные отступления от позитивизма и позволили квалифицировать Зеньков-скому мировоззрение К. Как "полупозитивистское"). Особенно заметны эти "отступления" в социально-исторической доктрине К.

Исходный тезис здесь - утверждение того, что любые системы идей, теорий и мировоззрений всегда несут отпечаток своего времени, есть ответ на его запрос. Именно социокультурные потребности заставляют видеть философские истины так, а не иначе. В этом отношении русская мысль составляет исключение. Запрос времени толкает общество в сторону необходимости развития нравственной личности, самостоятельной и самодеятельной, как необходимого условия нормального гражданского, общественного и человеческого существования. Однако, это не только не делается (последовательно и целенаправлено), но, даже, должным образом не осознается. "Мы, - отмечает К., - воображаем, что "широкими отвлечениями" решаются мировые вопросы, но ничего не делаем для "укоренения" в действии.

Тем самым мы бесплодно вертимся в пустоте, убаюкивая свою лень". В конкретике же ситуации требуется обращение к фактам и личностному началу. Некритическое заимствование готовых истин из западной философии и науки без учета контекста только усугубляет ситуацию. Утверждение ориентации на объективность научной истины произошло после оформления личностного начала в европейской культуре. Перенос же ее на русскую почву (в силу отсутствия института личности) только блокирует нормальное развитие. С другой стороны, еще больше неверна установка славянофилов на консервацию отживших структур. "Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все истины, в которых непосредственно воплощались эти начала".

Жизнь стала выходить за положенные ей пределы. Нельзя отрицать воздействия внешних причин, отмечает К., но надо прежде всего видеть то, что существующий порядок использовал уже все свои потенциальные возможности на всех уровнях и во всех сферах социума и культуры, вплоть до области быта. Жизнь требует актуализации личностного начала, которое не заложено в общинной организации руской жизни. Славянофилы, не по К., не правы, обвиняя Запад в нарушении порядка русской жизни, подрыве принципов русской национальной идентичности и народности. Последние, указывает К., не имеют константного содержания даже у одного и того же народа. Их можно понимать через те внешние формы, в которые они облекаются, и, тогда потеря такой формы и будет расцениваться как утрата.

Однако это понимание схватывает лишь природные (естественные) основы народной жизни. Идентичность же задается прежде всего внутренним единством, духовной жизнью, нравственным, а не природным бытием. В последнем случае сближение и взаимообмен с другими народами лишь усиливает национальную идентичность. Не Европа "пришла к нам, а мы (в силу внутренних потребностей) оевропеились", - указывает К. "Европейское" у нас не "вместо", а в синтезе с "русским". Другое дело, что в ходе трансформаций переживаемого страной переходного периода утрачен смысл предпринятых реформ, т.е. Их направленность на "введение" личностного начала в социокультурную жизнь. Следовательно, в философии необходимо акцентировать, как это всегда делали европейцы, свои слабости, отрефлексировать потребности развития и предложить стратегию их удовлетворения.

Этот круг идей реализовывался К. Как в его философии истории так в его анализах русской истории, как истории с подален-ным личностным и гипертрофированным государственным (безличным) началом. Последнее роднит его подход с взглядами Б.Н. Чичерина и других представителей русской государственной школы в историографии..

Значения в других словарях
Кавелин

Константин Дмитриевич [4(16).11.1818, Петербург, — 3(15).5.1885, там же], русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. В 1857—61 профессор Петербургского университета. В 40-е гг. — западник (см. Западники), близок Т. Н. Грановскому (См. Грановский), А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии госуда..

Кавелин

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-85), историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861 в России, автор одного из проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных либеральных преобразований при сохранении монархии и помещичьего землевладения. Труды. "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (опубликован в 1887) и др.Источник. Энциклопедия "Отечество"Константин Дмитриевич (4/16.11.1818-3/15.05.1885), русс..

Кавелин

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818 - 85), историк, правовед, публицист, общественный деятель. В 1840-х гг. Западник. Автор> одного из первых либеральных проектов отмены крепостного права (1855), участник подготовки крестьянской реформы> 1861. Сторонник реформ при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения. Наряду с Б.Н. Чичериным Кавелин - основатель государственной школы в русской историографии. Труды по истории Древней Руси, русскому праву.. ..

Кавелин

Кавелин, Константин Дмитриевич (1818 - 1885) - ученый и общественный деятель, друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу проводил считавшийся в то время очень радикальным взгляд об освобождении крестьян с землей, с предоставлением им права выкупа своего надела в собственность. В ряде статей по поводу различных философских вопросов пытался противодействовать материалистическим тенденциям 60 - 70-х годов прошлого столетия, в частности вел полемику с известным физиологом Сеч..

Кавелин

Автор кн. "Индийская пограничная война 1897 г.". (Умань, 1899).{Венгеров}. ..

Кавелин

КАВЕЛИН КОВЕЛИНКавeлить - сердить, обижать. Отсюда кавеля- задира, забияка. Есть и фамилия Ковелин. (Ф.Э). В 'Ономастионе' Веселовский. 'Ковелин (Кавелин) Иван, подьячий, 1620 г., дьяк, 1637 г.'. ..

Кавелин

Константин Дмитриевич (4.XI.1818 - 3.V.1885) - рус. Историк, правовед и социолог, публицист бурж.-либерального направления. Дворянин. В 1839 окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та, в 1844-48 - его адъюнкт. В 1857-61 - проф. Петерб. Ун-та. В 40-е гг. - западник, близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках "Записку" об освобождении крестьян с землей за выкуп при помощи гос-ва, опубл. В "Голосах из России" Герценом и Чернышевским в "Современнике" (1858, кн. 4-я), что..

Кабанис

КАБАНИС (Cabanis) Пьер Жан Жорж (1757-1808) - французский философ-материалист и врач. Ученик Кондиль-яка. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. К. Стремился соединить материализм с локковским сенсуализмом, рассматривал головной мозг как специальный орган, предназначенный для производства мысли, аналогично другим функционально специализированным органам (желудку, печени и т.д.). Главное внимание К. Обращал на "физиологическое изучение" человек..

Каббала

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. В еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. Расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от кото..

Какабадзе

КАКАБАДЗЕ Зураб (1926-1982) - грузинский философ, культуролог, поэт. В 1950 окончил философский факультет Тбилисского университета, в 1953 там же аспирантуру, там же и работал. С 1958 до конца жизни заведовал отделом эстетики в Институте философии АН Гр. ССР. Учился у Ну-цубидзе, С.Б. Церетели, Бакрадзе и др. К. Стал аспирантом, другом и преемником последнего. Широкий резонанс вызвала работа К. "Проблема "экзистенционального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля" (1966). И..

Калокагатия

КАЛОКАГАТИЯ - (греч. Kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности). В философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек - носитель К. - в истинном призвании свое..

Дополнительный поиск Кавелин Кавелин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кавелин" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кавелин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа