Кареев

213

КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за "неблагонадежность" в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории. Основные работы по социологии и теории истории. "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт.

1-3, 1883-1890). "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889). "Историко-философские и социологические этюды" (1895). "Старые и новые этюды об экономическом материализме (1896). "Введение в изучение социологии" (1897). "Историка. Теория исторического знания" (1913). "Историология. Теория исторического процесса" (1915). "Общие основы социологии" (1919) и др. К. Создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, Лаврова и Михайловского. Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К.

Рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. Находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (помологическая наука). В согласии с идеями школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса. В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них.

Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды. В любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е.

Необходимо встать на этико-субъек-тивную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимой в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли.

Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта..

Значения в других словарях
Кареев

Николай Иванович [24.11(6.12).1850, Москва, — 18.2.1931, Ленинград], русский историк. В 1879—84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В. И. Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и особенно Д. И. Писарева, в дальнейшем — идеологов народничества П. Л. Лав..

Кареев

I(Николай Иванович) — историк, род. В 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. Унив. В 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. Гимназии. Выдержав в 1876 г. Магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации ("Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти XVIII в.", M., 1879..

Кареев

КАРЕЕВ Н. И. - см. Метод эволюционный. ..

Кареев

Кареев Николай Иванович (1856-1931). Русский историк, известный представитель социалистической школы народников (субъективный метод в социологии). Его многолетняя полемика с Плехановым и др. Закончилась полным поражением. В русской исторической науке Кареев известен, как один из пионеров русской школы историков Великой Французской Революции (Лучицкий, Ковалевский и др.). Еще в конце 70-х годов он выпустил работу о французском крестьянстве последней четверти XVIII в. На общественно-политической а..

Кареев

КАРЕЕВДворянский род Кареевых называл своим предком татарина Едигея-Карея, выехавшего в XIII веке из Золотой Орды в Рязань и крестившегося именем Андрей. Сын его Епифан Андреевич стал первым Кареевым. (Ф). ..

Кареев

Николай Иванович (24.XI (6.XII).1850 - 18.II.1931) - рус. Историк нового времени. Из небогатой дворянской семьи. В 1879-85-проф. Варшавского, затем Петерб. Ун-тов. С 1910 - чл.-корр. Росс. АН, с 1929 - почетный чл. АН СССР. Окончил в 1873 Моск. Ун-т, где под рук. В. И. Герье изучал франц. Бурж. Революцию конца 18 в. В юности подвергся воздействию революц. Просветителей, в частности идей Д. И. Писарева. В дальнейшем испытал сильное влияние идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловско..

Каппадокийская Школа

• КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.• КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА - направление зрелой патристики (4 в.), возникшее в качестве реакции на неортодоксальное рационалистическое богословие. Основные представители К.Ш. Василий Великий, епископ Кесарийский (329-379). Григорий Назианзин Богослов, епископ Константинопольский (329-389). Григорий, епископ Нисский (ок. 335-ок. 394). Авва Евагрий Понтийский (346-ок. 400) и др. Теологическая система К.Ш. Строится на базе использования и сочетания методологии и ..

Кардинер

КАРДИНЕР(Каrdiner) Абрам (1892-1981) - американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Доктор наук. В 1921-1922 прошел курс дидактического психоанализа у Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать психоанализ. Входил в группу лидеров Ассоциации психоаналитической медицины Колумбийского университета, в котором первым начал подготовку врачей-психоаналитиков. Совместно с антропологом Р. Линтоном исследовал особенности психики и личности людей, принадлежащи..

Карма

КАРМА (санскр. Karman - действие, дело, жребий) - одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары (потока жизни, потока сознания). Исторически восходит к добрахмани-стско-ведийскому периоду. Входит практически во все философские системы индуизма (за исключением аджи-вики и локаяты). Понятие К. Употребляется для объяснения явлений космической и нравственной причинности. К. Есть действие, причинно-следственная связь феноменов и ноуменов бытия, т.е. Проя..

Карнап

КАРНАП (Саrnар) Рудольф (1891-1970) - немецко-американский философ и логик, преподавал философию в Венском и Пражском университетах, профессор Чикагского и Калифорнийского университетов (после эмиграции в США в 1936), ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Основные сочинения. "Мнимые проблемы в философии" (1928), "Логическая конструкция мира" (1928), "Преодоление метафизики логическим анализом языка" (1931), "Физикалистский язык как универсальный язык науки" (1931), "Ло..

Дополнительный поиск Кареев Кареев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кареев" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кареев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа