Петров

226

ПЕТРОВ Михаил Константинович (1924-1987) - русский философ, теоретик науки, культуролог, историк. В 1940 поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. С 1941 - в действующей армии. Окончил военный институт иностранных языков (1949), работал преподавателем, начальником кафедры. В 1956 - поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. В 1959 завершил кандидатскую диссертацию "Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода". Защита не состоялась из-за расхождений с научным руководителем. В 1959 написал публицистическую повесть "Экзамен не состоялся" и отправил ее с сопроводительным письмом Н. Хрущеву. Исключен из партии и уволен с должности. С 1962 - преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского университета.

В 1967 - кандидатская диссертация "Философские проблемы науки о науке". В 1969 П. Публикует статью "Предмет и цели изучения истории философии", вызвавшую идеологические обвинения. Уволен из института. С 1969 и почти до смерти П. Работал в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Был почти полностью лишен возможности публикации своих работ. Основные опубликованные работы. "Язык, знак, культура" (1991), "Самосознание и научное творчество" (1991), "Социо-культурные основания развития современной науки" (1992), "Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность" (1995). Основная сфера интересов - исследование механизмов преемственности (культура, наука, образование, язык, философия), а также анализ древнегреческой цивилизации.

Ограничивая определение социальности наличной суммой обстоятельств, П. Анализирует способы социального наследования и сохранения социальной преемственности как источники структурных различий культурных типов. Любое общество, по П., владеет набором социально-необходимых форм деятельности, который существенно превышает возможности (метальную вместимость) отдельного индивида и требует фрагментации. Возникает рассчитанный на множество поколений социокод, использующий знак в его способности фиксировать и неопределенно долго хранить значение. Социокод - основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении. 1) фрагментированный массив знания, 2) расчлененный на интерьеры мир деятельности и 3) институты общения.

Минимум видов общения, обеспечивающий функционирование социокода, представлен коммуникацией, трансляцией и трансмутацией. Под коммуникацией П. Понимает оперативное и единовременное информационное взаимодействие субъектов с целью оптимизации совместно выполняемой деятельности. Под трансляцией - передачу информации от поколения к поколению. Коммуникация и трансляция позволяют разворачивать в социально значимых актах деятельности унаследованные по социокоду программы и работать с ними в режимах стабилизации, нормализации и сжатия. Если общество не изъято из исторического процесса, социокод должен пассивно или активно изменяться, трансформируя матрицу деятельности производно от изменений среды, т.е. Должна происходить трансмутация.

Познание и социализация его результатов. Различия в трансляционно-трансмутационных механизмах и способах кодирования дают типы культур. Лично-именной, профессионально-именной (традиционные со-циокоды) и универсально-понятийный (европейский социокод). Адресность языкового общения отличает традиционные социокоды, объединяющие в социальную целостность через контакт и сопряжение имен в ситуациях коллективного действия либо через систему наследуемых межсемейных контактов. Европейский социокод разделяет знаковое и поведенческое в обособленные области со своими основаниями интеграции, принимая субъект-субъектное отношение в качестве ключевой структуры. Трансмутационные институты вырабатывались в ходе развития от философии к теологии и опытной науке, которая стала основным каналом производства и приложения наличного знания.

Функционирование науки в обществе, по мысли П., необходимо включает накопление научного знания и участие в повышении образовательного уровня новых поколений. Концепция тезаурусной динамики рассматривает движение идей от переднего края науки на начальные этажи системы образования и движение людей через систему образования в различные специализированные виды деятельности - в состав какого-либо научного сообщества. Анализируя наукометрические процессы по аналогии с речью, П. Связывает представления о единстве содержания лингвистических структур и общелогических понятий с особенностями флективного языка антично-христианского времени, а категории опытной науки - с аналитическим новоанглийским..

Значения в других словарях
Петров

IПетро́в Александр Дмитриевич [1(12)2. 1794, с. Бисерово Псковской губернии,— 10(22).4.1867, Варшава], сильнейший шахматист России 1-й половины 19 в., шахматный теоретик и литератор. Победитель многих встреч с выдающимися шахматистами России и Польши (матчи с А. Гофманом, К. А. Янишем, С. С. Урусовым, И. С. Шумовым). Как шахматист мирового класса был приглашен на 1-й международный турнир в Лондоне (1851), но участвовать не смог. Автор первого русского учебника шахматной игры, а также составитель..

Петров

ПЕТРОВ Александр Александрович (род. 1934), экономист, академик РАН (1997). Труды в области математического моделирования сложных систем и методов оценки потенциальных возможностей экономики на основе множества критериев. Государственная премия СССР (1980).2.. ..

Петров

ПЕТРОВ Александр Дмитриевич (1794 - 1867), первый и сильнейший в 1820 - 50-х гг. В России шахматный мастер, теоретик, литератор. Основатель Шахматного клуба в Санкт-Петербурге (1837). Автор> первого русского учебника шахматной игры (1824).. ..

Петров

В выражении. Петров день, Петрова дня (церк.) - праздник апостолов Петра и Павла у православных (29 июня ст. Стиля). До Петрова вспахать, до Ильина заборонить. Пословица. Далеко кулику до Петрова дня. Пословица (много еще недостает кому-н.).. ..

Петров

ПЕНЬКОВ ПЕТЕЛИН ПЕТИН ПЕТИНОВ ПЕТИЧЕВ ПЕТРАКОВ ПЕТРАЧКОВ ПЕТРАШКОВ ПЕТРЕЙКИН ПЕТРЕНКО ПЕТРИКОВ ПЕТРИН ПЕТРИЩЕВ ПЕТРОВ ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТРОВСКИЙ ПЕТРОВЫХ ПЕТРОСОВ ПЕТРУНИН ПЕТРУНИЧЕВ ПЕТРУСОВ ПЕТРУХИН ПЕТРУЧЕНЯ ПЕТРУШЕВ ПЕТРУШЕНКОВ ПЕТРУШКИН ПЕТРЫКИН ПЕТРЮК ПЕТРЯГИН ПЕТРЯЕВ ПЕТРЯКОВ ПЕТРЯНИН ПЕТРЯНКИН ПЕТРЯНОВ ПЕТРЯШОВ ПЕТУНИН ПЕТЫГИН ПЕТЮНИН ПЕТЮШКИН ПЕТЯЕВ ПЕТЯКИН ПЕТЯШИН ПЕТРИК ПЕТРИЛИН ПЕТРОВНИН ПЕТРОВЦЕВ ПЕТРОСЯН ПЕТРОЧЕНКО ПЕТРУСЕВИЧ ПЕТРУША ПЕТРУШЕНКО ПИТЕРОВ ПЕТКИН ПЕТЕШЕВ ПЕТРАШЕНКО ПЕТРАШЕВ..

Петров

1.Александр Михайлович (1882 - 24.VIII. 1905) - руководитель восстания на уч. Судне "Прут" во время революции 1905-07 в России, большевик, машинист 2-го класса. Род. В Казани, воспитывался в семье А. М. Стопани. Исключен из гимназии за революц. Настроения, работал слесарем. В 1903 призван на флот, служил машинистом на броненосце "Екатерина II", где организовал с.-д. Кружок. Был чл. ЦК с.-д. Орг-ции Черноморского флота при Севастопольском к-те РСДРП. 7 июня 1905 за революц. Агитацию списан на "Пр..

Петр Из Гонендза

ПЕТР ИЗ ГОНЕНДЗА (Петр Гезка, Гонезий) (между 1525 и 1530-1573) - теолог, писатель, идеолог радикальной реформации в Беларуси и Литве. Антитринитарий. В 1551 окончил Краковский университет, после был в Италии, Швейцарии, Моравии. Познакомился с идеями М. Сервета и моравских анабаптистов. В 1554 преподавал софистику в Падуанском университете. По возвращении, в 1556 принял участие в Сециминском синоде протестантов Речи Посполитой, выступил с резкой критикой догмата Троицы. Синод постановил направи..

Петражицкий

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I Государственной Думы. Был в составе ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. С его именем связано возникновение социологии права. После 1917 - в эмиграции. Занимал кафедру в Варшавском университете. Покончил жизнь ..

Пиаже

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации П. Делает акцент на способности человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, отличительной чертой которых является их объективность, независимость от добывающего эти знания субъекта. Онтогенез такой способности и стал предметом многолетних исследований П. При этом П. Удалось д..

Пиетизм

ПИЕТИЗМ (лат. Pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. В Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. Является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и дог..

Дополнительный поиск Петров Петров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петров" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа