Абовян Хачатур

384

[окт. 1809, с. Канакер, ныне в черте Еревана, — 2(14) апр. 1848], арм. Просветитель-демократ, основоположник новой арм. Лит-ры и нового арм. Лит. Языка, педагог. Учился в Эчмиадзине (1819—22), в Нерсесянском уч-ще в Тбилиси (1822—26), где его наставником был А. Аламдарян. Будучи секретарём и переводчиком в резиденции католикоса в Эчмиадзине, А. Изучал памятники древне-арм. Культуры. В 1830—35 учился в Дер-птском (ныне Тартуский) ун-те. В 1837 стал смотрителем уездного уч-ща в Тбилиси. В 1843 перевёлся на ту же должность в Ереван.А. — основоположник арм. Демокр. Педагогики. С позиций просветительства выступил за расширение образовательных ориентиров нар. Школ. Их подлинное предназначение видел в воспитании со-знат. Патриота, своим трудом способствующего культурному и хоз.

Подъёму родины. Эту задачу он стремился решить преобразованием системы шк. Обучения арм. Детей. Сторонник светской школы, всеобщего нач. Обучения (бесплатного для неимущих). Осн. Шк. Предметами считал естествознание, историю, языки. Ввёл трудовое обучение, включавшее овладение рациональными приёмами] ведения с. Х-ва. Значит, внимание уделял физич. И эстетич. Воспитанию учащихся. В 1838- 1843 содержал частный пансион, в к-ром готовил учителей арм. Нар. Школ.Впервые преподавал на разговорном языке ашхарабар. На нём создал лит. Произведения и учебники. Автор пособия для нач. Обучения «Предтропье» («На-хашавих», издано на средства А. В 1838) и первого учебника грамоты для арм. Школы, построенного по звуковому методу (то же назв., в 2 частях.

Написан в 1839—40. Ч. 1 — «Азбука и книга для чтения», изд. В 1862. Ч. 2 — «Грамматика» осталась в рукописи, изд. В 1950). А. Придавал большое значение овладению учащимися рус. Языком. С этой целью составил «Новую теоретич. И практич. Грамматику рус. Языка для армян» (1839), построенную по методу сравнит, изучения языков. Высказывался за изучение в арм. Школах Закавказья местных языков. А. Подготовил сборники арифметич. Задач (1838, на рус. Яз.), учебник истории и пособие по географии «Открытие Америки». Создал уч. Глобус с геогр. Названиями на арм. Яз. В рукописных копиях уч. Книги А. Получили распространение в Закавказье и армянских поселениях за рубежом.Просветительские и пед. Взгляды А. Отражены в его худож. Произведениях — первом арм. Светском романе «Раны Армении» (1841, изд.

1858, рус. Пер. 1948), воспитат. Романе «История Тигра-на, или Нравств. Наставление для арм. Детей» (изд. 1941), сб. Басен «Развлечения на досуге» (изд. 1864), а также в пед. Трактате на рус. Яз. «Общие замечания о нек-рых недостатках как в образе преподавания, так и в определении преподавателей в закавказских уч-щах» (1843. Изд. 1950). Перевёл на арм. Яз. Произведения Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, H. M. Карамзина. Басни И. А. Крылова в оригинале и в своих переводах использовал как уч. Материал. Пед. И метод, наследие А. Было использовано прогрессивными арм. Педагогами 19 — нач. 20 вв.Соч. На арм. Яз. — Поли, собр. Соч., т. 1 — 10, Ер. 1947 — 61. Диван (Архив), т. 1 — 2, Ер., 1940—48. В рус. Пер, — Избр., М., 1948.Лит. Абов Г., X. Абовян, Ер., 1948. Сантросян М., X. Абовян — выдающийся арм.

Педагог, М., 1957. Джагацпа-нян Д. К., X. Абовян как методист рус. Языка, в кн. Рус. Язык. Вопросы теории и методики, Ер., 1976. На арм. Яз. — А к о-пян П. О., X. Абовян. Жизнь, творчество, время (1809 — 1836). Ер., 1967. Его же, Частная школа X. Абовяна и ее первый ученик, «Вестник Ереванского университета», 1978, № 1 (резюме на рус. Яз.).П. О. Акопян..

Значения в других словарях
Абовян Хачатур

Абовян Хачатур (1805 ‒ 1848), армянский писатель, просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Родился в селе Канакер близ Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824‒26). Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет в 1836. Вернувшись на родину с тем чтобы посвятить себя педагогической деятельности, А. Встретил враждебное отношение со стороны реакционног..

Абовян Хачатур

АБОВЯН Хачатур (1809-48) - армянский писатель, просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф. Основное произведение. "Раны Армении" (1841, издано 1858) - первый армянский светский роман, посвященный освободительной борьбе армянского народа в период русско-иранской войны 1826 - 28. Романы, пьесы, повести, рассказы, стихи, басни, педагогические сочинения, произведения для детей.. ..

Абакумов Сергей Иванович

[23.5 (4.6).1890, Чебоксары, — 7.5.1949, Москва], языковед, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1947). Окончил ист.-филол. Ф-т Казанского ун-та (1912). Вёл преподавательскую и науч. Работу в вузах и н.-и, учреждениях Москвы, в т. Ч. В МГПИ им. В. И. Ленина (1933—41), НИИ методов обучения АПН (1944—49). Рассматривая лингвистику и методику преподавания в тесной связи, А. Исходил из необходимости дать ученикам представление о рус. Яз. Как о целостной системе. Он указывал на практич. Важность упражнений для ..

Абасзаде Абас-кули Агабала Оглы

[10(23).4.1906, Тебриз, Иран, — 18.2.1969, Баку], азерб. Физик, методист, ч.-к. АПН СССР (1967. Ч.-к. АПН РСФСР с 1957), дер физ.-мат. Наук, проф. (1954). Окончил физ.-мат. Ф-ты Азерб. Высш. Пед. Ин-та (1926) и Азерб. Ун-та (1930). С 1924 преподавал в уч. Заведениях Баку, с 1934 зав. Кафедрой общей и теоретич. Физики Азерб. VIIИ им. В. И. Ленина. Редактировал журналы «Производств, обучение в школе» (1958—60, на азерб. Яз.) и «Преподавание физики и математики» (1969, на азерб. Яз.). Организовал п..

Абстракция

(от лат. Abstractio — удаление, отвлечение), процесс познават. Деятельности, состоящий в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлечении от других. А. Наз. Также и результат абстрагирования.А. Лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, диаграммы, схемы, модели и т. П.). А. — момент целостного процесса познания, направленного в конечном итоге на достижение конкретного, т.е. Всестороннего, полного знания. Термин..

Абульханова, Абульханова-славская Ксения Александровна

(р. 29.6.1932, Озеры Моск. Обл.), психолог и философ. Акад. РАО (1993), д-р филос. Наук (1976), проф. (1992). Окончила отд. Психологии МГУ (1956), ученица С. Л. Рубинштейна. С 1956 работала в Ин-те философии АН, с 1974 — в Ин-те психологии АН (зав. Лабораторией с 1987). С 1982 преподавала в МГПИ, Социологич. Колледже РАН, Рос. Гуманитарном унте, Рос. Академии управления. Осн. Труды по теории личности и теории деятельности. В них структура жизненного пути рассматривается с позиций его детерминаци..

Дополнительный поиск Абовян Хачатур Абовян Хачатур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абовян Хачатур" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абовян Хачатур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 14 символа