Архитектура

124

Учебно-воспитательных учреждений, здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств, среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. Функциональные и техн. Начала в А. Должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и учащихся, пед. И гигиенич. Задачам. Это обусловливает худож. Своеобразие А., подходы к использованию формообразующих конструкций, их масштаба и цвета, а также утилитарные требования к строит, объектам. Составу и взаимосвязи помещений, инженерному и др. Оборудованию, оснащённости мебелью и т. Д.Совр. А. Уч.-воспитат. Учреждений сформировалась в значит, мере под влиянием изменений представлений о детстве, происшедших к нач. 20 в.

До кон. 19 в., когда ребёнок воспринимался как «несовершенный взрослый», по мере своего развития накапливающий жизненный опыт и знания, в А. Преобладали шк. Здания. Утвердившийся взгляд на детство как на самостоят, этап человеческой жизни, предоставляющий уникальные возможности для формирования и совершенствования личности, способствовал спец. Проектированию и строительству уч.-воспитат. Учреждений др. Типов, в т. Ч. Дошкольных и внешкольных. В 20 в. Расширилась типология уч. Зданий, возводимых в соответствии с требованиями разл. Видов общеобразоват. И проф. Подготовки.Архитектура школ. Др.-греч. Палестры, гимнасии и др. Строились в единой для храмов и обществ, сооружений ордерной А. Зданий и дворов с колоннадами по периметру (перистилей).

Палестры, по описанию рим. Архитектора и инженера Вит-рувия, представляли собой комплекс помещений (залов и экседр для уч. И спорт, занятий, бань и др.), обращённых к внутр. Замкнутому пространству перистиля. В состав палестры входили стадий (стадион) и роща с дорожками для прогулок и площадками для упражнений (рис. 1). Др.-рим. Нач. Школы обычно помещались в лёгких деревянных каркасных постройках, примыкавших к капитальным зданиям.В ср.-век. Европе школы, как правило, располагались в культовых, обществ, и жилых зданиях. Внутр. Убранство школы соответствовало аскетичной и строгой атмосфере ср.-век. Религ. Жизни. На основе монастырских школ впоследствии развивался павильонный тип шк. Здания.На мусульм. Востоке к 9—10 вв. Сложился свой архит.

Тип ср. И высш. Уч. Заведений (медресе). По сторонам прямоугольного двора располагались шк. Помещения. Кельи учеников, аудитории, мечеть. Озеленённый двор с бассейном и беседками, куда выходили двери всех помещений, служил для организации занятий и выполнял в условиях жарких стран гл. Роль в создании комфортного микроклимата для жизни и учёбы. Стены богатых медресе были украшены орнаментом из керамич. Плиток, окна — узорчатыми решётками, деревянные двери — тонкой резьбой.В Зап. Европе в период Возрождения и Реформации нек-рые уч. Заведения сохранили ср.-век. Облик и лишь фасады были реконструированы в стиле Возрождения. Одновременно распространялось строительство спец. Зданий для уч. Заведений при соборах, монастырях и госпиталях.

Школы гуманистов в Италии и Германии располагались в светлых просторных помещениях, украшенных фресками. По античным образцам внутр. Дворы обрамлялись воздушными галереями (рис. 2). Уч. Заведения приобрели статус самостоят, типа обществ, зданий, облик к-рых соответствовал господствующему архит. Стилю (ренессанс, готика, барокко).В 17 в. Оформился тип шк. Здания, отвечавший требованиям классно-урочной системы обучения. Нач. Школы имели 1—2 кл. И квартиру для учителя. В ср. Школах предусматривались жилые помещения для учеников и б-ка. Наиб. Продуманным и совершенным устройством отличались иезуитские коллегии (см. Иезуитское воспитание). Комплексы коллегий барочной А., включавшие уч. И жилые корпуса, культовые и др. Сооружения, стали первыми крупномасштабными ансамблями в плотной ср.-век.

Застройке европ. Городов (рис. 3).В кон. 18 — нач. 19 вв. С расширением содержания обучения состав помещений в зап.-европ. Школах усложнялся. В фи-лантропинах (см. Филантропизм) выделялись спец. Комнаты для занятий музыкой, рисованием, ручным трудом, в нач. Сельских (т. Н. Индустриальных) школах и дет. «колониях» — мастерские. Нач. Школы взаимного обучения (Белл — Ланкастерская система) потребовали больших залов (в нек-рых случаях трансформировавшихся) на 350 и более уч-ся.Систематич. Строительство спец. Зданий для школ разных типов началось во 2-й пол. 19 в., когда в основном определилась функциональная структура каждого типа. Гимназии и др. Ср. Школы в Зап. Европе 19 в. Наряду с театрами, дворцами, ратушами стали самыми значит, сооружениями городов.

Здания ср. Школ, следуя архит. Моде, отличались свободной интерпретацией одного из существовавших архит. Стилей (рис. 4). Внутр. Пространства имели преим. Симметричную композицию с большими, богато декориров. Залами и обширными вестибюлями, широкими лестницами и сводчатыми коридорами. Классы располагались в боковых крыльях зданий.К кон. 19 в. Определились пед. И сан.-гигиенич. Требования к помещениям шк. Зданий. В 1—2-этажных нач. Сел. Школах по-прежнему размещались 1—2 уч. Класса и, как правило, квартира для учителя. Гор. Нач. Школы строились в 3—4 этажа на 6—20 классов (45—80 учеников в каждом). Предусматривались также залы для рисования, ручного труда и домоводства, квартира инспектора, служебные помещения, иногда б-ка, общий зал для занятий и торжеств.

Здание оборудовалось санузлами и душевыми. Для гим-настич. Зала часто строили отд. Флигель. При школе имелся двор. Норма уч. Площади на ученика составляла 0,7- 1,25 м2 при высоте класса не менее 3,5 м. Хотя ср. Школы разных стран отличались организацией уч. Процесса, состав их помещений был примерно одинаков. Классы (на 40—45 учеников), имевшие обычно гардероб с умывальником, гл. Аудитория на 500—600 чел., зал для рисования, черчения, хим., физ., биол. Лаборатории с подсобными помещениями, мастерские для труда и домоводства, гимнастич. Зал с душевыми. Санузлы располагались на каждом этаже. Норма площади на ученика была 1,0—1,3 м2, для чертёжных классов — до 2 м2 при высоте помещений не менее 3,6 м. В одном здании могли размещаться 2, иногда 3 разные школы (рис.

5).К нач. 20 в. Шк. Здания (в США, а затем и в др. Странах) стали обществ, центрами жилого р-на, где организовывались учёба и досуг взрослых, мед. Профилактика населения. С распространением каркасных конструкций появилась возможность более свободной планировки и сплошного остекления помещений. Но внутр. Организация шк. Зданий, оставаясь прежней (симметричная композиция, развитая по вертикали в едином многоэтажном объёме), не обеспечивала оптимальных взаимосвязей помещений. Разработки 20—40-х гг. Были направлены на поиски новых объёмно-пространств. Форм сооружений и функционального взаимодействия внутр. Помещений. Школы проектировались на основе блочной и павильонной композиц. Схем с выделением отд. Блоков. Учебных для разных возрастов, общего (с залом, б-кой), спортивного и хозяйственного.

Проектирование и стр-во школ павильонного типа было характерным для Великобритании. Отд. Шк. Павильоны с помещениями разл. Назначения компоновались свободно, образуя обширные пространства для игр, отдыха, занятий спортом. Подобная компоновка небольших зданий способствовала пространств, адаптации детей и оптимальной солнечной освещённости. Удорожание стр-ва и увеличение площади застройки компенсировались рациональным использованием территории и важной для воспитания детей не-посредств. Связью с природой.Шк. Здания и комплексы 50—60-х гг. Стали заметным явлением в архитектуре своего времени. Одноэтажные здания нач. Школ со скатными кровлями (6—8 классных комнат) напоминали жилые дома. 2—3-этажные ср. Школы и более крупные начальные компоновались из отд.

Блоков, к-рые либо образовывали большой закрытый двор или неск. Маленьких дворов при каждом блоке, либо свободно размещались в окружающем пространстве. Применение верхнего освещения расширило свободу в ориентации зданий и использовании их глубины, что повлияло и на свободу композиции сооружений. Уч. Заведения строились в соответствии с нац. Традициями и климатич. Особенностями стран (напр., для Финляндии характерны волнообразные объёмы зданий нач. Школ, органически вписывающиеся в окружающий ландшафт. В странах с жарким климатом школы имели солнцезащиту, для занятий оборудовали открытые веранды, внутр. Дворики).В зап.-европ. Странах и США с нач. 60-х гг. Появились школы разл. Конфигурации в плане (круглые, косоугольные, иррегулярные и др.).

Строились также здания со свободной композицией из криволинейных пространств, подобных созданным детьми во время игровых строит. Экспериментов — «архитектура» детей не имела прямых углов и включала обширные помещения для всех и небольшие т. Н. Уголки мечтаний (впервые подобные решения применил нем. Арх. Г. Шарун).При стр-ве нач. Школ применяются преим. Неоштукатуренный кирпич и ес-теств. Материалы, проявляющие в отделке свою фактуру (рис. 6). Часто шк. Здание собирается из модульных элементов (щитов, панелей) неск. Типов, позволяющих получать разнообразные формы сооружения. Повышается внимание к внутр. Организации зданий. При разработке внутр. Пространства учитывается стремление детей мл. Возраста к свободной организации своей деятельности, частой смене занятий.

В зданиях нач. Школ (как правило, включающих дет. Сад) получила распространение планировка с большим залом, окружённым помещениями, к-рые образуют единое пространство для игровой и уч. Деятельности (рис. 7).В организации внутр. Пространства ср. Школ учитываются изменяющиеся пед. Требования. Здания школ составляются из отд. Секций разной степени «гибкости». Общих (со сменной функциональной программой), специальных (со стационарным оборудованием) и обслуживающих (коммуникаций и сан.-техн. Кабин). Из этих секций можно компоновать школы или комплексы для разл. Систем обучения. Популярен принцип трансформации внутр. Пространства при помощи мобильных перегородок, шкафов или передвижного оборудования. Растёт типовое стр-во, сооружаются школы из объёмных блоков (рис.

8). Внутр. Планировка школ учитывает также расширение социальных функций шк. Зданий как центров общения и культуры жилого р-на, проекты предусматривают автономное использование и спорт, зала, б-ки, мастерских.В России систематич. Строительство спец. Зданий для уч. Заведений началось во 2-й пол. 19 в. Богато декорированные дворцового типа здания гимназий в классическом, позднее в псевдорусском стиле и (с нач. 20 в.) в стиле «модерн» играли значит, роль в формировании архит. Ансамблей крупных городов (рис. 9). Обычный архит. Тип небольшого шк. Здания (гор. Уч-щеит. П.) с симметричными боковыми выступами (ризалитами) и портиком зала почти не выделялся из рядовой застройки.Внутр. Планировка гор. Школ во многом напоминала зап.-европ.

Образцы. Нач. Школы обычно включали классы и квартиру учителя. Лучшие ср. Школы строились 2 —3-этажными и состояли из уч. Классов (один запасной), кабинетов физики, химии, биологии, рисования и черчения, зала-рекреации, гимнастич. Зала, б-ки. Предусматривались также учительская, кабинеты директора, врача, столовая. Часто при школе располагались квартиры инспектора и служащих. В 1907 были определены оптимальные параметры осн. Помещений школы и сан.-гигиенич. Требования к шк. Зданиям. В классе (рассчитывался на 40 уч-ся) на человека должно было приходиться 1,2 м2, в рекреациях — 1 м2, во дворе_ 4,7 м, ширина коридоров составляла 3,5 м, лестницы — 1,4 м. Отношение площади окон к площади пола принималось как 1. 4,5. Обязательным признавалось центр, отопление (в городах) и вентиляция с двукратным обменом воздуха в час.Архитектура школ в Рос.

Федерации. В 20-е гг. Из-за значит, роста шк. Сети большинство школ размещалось в приспособленных зданиях. Одновременно шли поиски архит. Типа новых дет. Учреждений для стр-ва в сложившейся гор. Застройке. Шк. Здания 20-х — сер. 30-х гг. В стиле конструктивизма представляли собой комбинации из простых объёмов, соответствующих функциональным блокам (уч., общешк., спортивному и др.), что предвосхищало мн. Совр. Композиционные идеи. Школы нередко проектировались как дворцы, организующие целые градостроит. Ансамбли (рис. 10). Подобные сооружения требовали индивидуального проектирования и не могли обеспечить растущую потребность в школах, особенно в связи с расширением неполного среднего и ср. Образования. С сер. 30-х гг. Стр-во шк. Зданий приобрело массовый характер.

Распространился тип 3—4-этажной гор. Школы на 400—800 уч-ся, в к-рой располагались классные комнаты и б-ка. В 50-е гг. По типовым проектам строились школы на 440, 800, 960 уч-ся. В них предусматривались лабораторные помещения, актовый и гимнастич. Залы, мастерские, учительская. К школам, не имевшим залов и мастерских, пристраивались блоки с этими помещениями.До сер. 60-х гг. В городах были распространены 5-этажные 8-летние школы. В соответствии с общей тенденцией сов. А. 40—50-х гг. Фасады шк. Зданий украшали порталы с лепниной, наличники арочных окон, карнизы (рис. 11). В городах получили распространение шк. Здания по типовым проектам А. Т. Капустиной. Строились краснокирпичные школы с белыми штукатурными фронтонами или с пристроенными порталами с колоннами.

С сер. 50-х гг. Шк. Здания с улиц переместились в глубь новых жилых кварталов. Их внешний облик постепенно освобождался от излишнего декоративного убранства. Эти сооружения из кирпича и крупных блоков, сохранившие симметричную композицию, имели ряд существенных недостатков. Широкие простенки между окнами (нарушавшие нормальную освещённость классов), малые размеры залов (размещались на верхних этажах, что приводило к нерациональным передвижениям учащихся в течение уч. Дня). В Ленинграде применялся эксперим. Метод свободной компоновки школ из одинаковых уч. И зальных блоков (арх. С. И. Евдокимов), разнообразивший шк. Здания.С сер. 60-х гг. Началось индустр. Стр-во школ из сборных каркасно-па-нельных конструкций. Высота зданий снизилась до 2—4 этажей, их вместимость увеличилась до 960—1280 уч-ся.

Наиб, перспективными оказались школы, состоящие из 2 соединённых переходом линейных блоков. Учебного и зального (с мастерскими и столовой). Переходный блок в разных вариантах включал вестибюль, мастерские, лаборатории. Вместо коридорной рекреации стали применяться удлинённые залы с боковым освещением. Рост числа жителей в гор. Микрорайонах привёл к необходимости проектирования укрупнённых школ на 50- 60 кл., а в перспективе -шк. Комплексов на 90—120 кл. Щк. Здания на 60 кл. С разделением на 2 возрастные уч. Секции строились в Москве (арх. И. Н. Кас-тель) и др. Городах. Оптимальной была признана школа вместимостью 30 кл., и в 80-х гг. Укрупнение школ достигается путём создания комплексов из 2—4 таких школ или из автономных школ для разного возраста и общешк.

Центра.В 70—80-х гг. Ведущие позиции в разработке совр. Типов шк. Зданий занял коллектив под руководством В. И. Степанова. Совр. Шк. Здание включает 2 уч. Блока (для мл. И ст. Школьников) с автономными входами и вестибюлями, блоки продлённого дня и общешкольный. В общешк. Блок входят актовый и физкультурный залы, столовая, мастерские и классы домоводства, пения и рисования, а также б-ка, кабинет ТСО, техн. Центр (рис. 12). Разделение уч. Секций позволило ввести в школе для каждой возрастной группы свой режим дня.Совр. Типовые и эксперим. Школы строятся в большинстве случаев в 2—3 этажа и компонуются из блоков разл. Конфигурации. Сооружаются и одноэтажные крупные школы. Выразительность внеш. Форм каркасных и панельных шк. Зданий достигается путём контрастного сочетания объёмов, применения цвета и элементов декоративного оформления (рис.

13). Дальнейшая эволюция А. Шк. Зданий связана с созданием помещений для подготовит, групп с рекреациями-спальнями, классов ручного труда мл. Школьников и уч. Мастерских для старших (табл. 1), а также уч. Центров, состоящих из информац. Отдела с б-кой, кабинетами индивидуальных занятий, лекционной аудитории, распределит, пункта ТСО. Усложнившаяся функциональная структура школы требует определённой вариантности использования помещений. Первой ступенью — «гибкости» обладает классная комната, к-рая может использоваться и как уч. Кабинет, помещение для группы продлённого дня, б-ка и др. Макс, возможности имеются у компактной уч. Секции (в плане близкой к квадрату) с 3—4 классами и рекреационным залом. В этом случае зал используется для занятий физкультурой или как игровое пространство для мл.

Классов, а др. Помещения объединяются для разных уч. Целей и внеклассной работы. Проекты одноэтажных школ с применением верхнего освещения делают возможной полную трансформацию помещений. Однако для классных помещений такое решение нежелательно из-за негативного психол. Воздействия глухих стен. Увеличение «гибкости» достигается каркасными конструкциями с пролётом не менее 18 м. При стр-ве шк. Зданий учитываются совр. Нормы площади на 1 уч-ся. Общей рабочей площади 3,9 м2, площади классов 1,3 м2, кабинетов 1,63 м2, лабораторий 2,0 м2, мастерских 3,5—5,7 м2, рекреаций 0,5 м2. Заметна тенденция к увеличению норм площади. Общей рабочей до 4,4 м2, учебной — до 2,0—2,4 м2.Компоновка секций шк. Зданий зависит от характера застройки, ландшафтной и климатич.

Ситуации. В плотной застройке применяются близкие к центрической архит. Схемы, напр. Периметраль-ная с развитым общешк. Блоком в центре. Блочные и павильонные конструкции используются гл. Обр. В сел. Или пригородной зоне и на рельефе. В жарком климате целесообразны павильонные конструкции, а также периметральные с обширным озеленённым двором. Для сев. Р-нов желательны компактные архит. Решения, уменьшающие теплопотери, наличие крытого холла (на всю высоту здания), бассейна и зимнего сада. Активно ведутся поиски обособления компактных уч. Блоков и их оптимального расположения по отношению к зальным корпусам. Широко используются типовые проекты сел. Школ, в т. Ч. Малокомплектных (в Рос. Федерации -св. 60), учитывающие совр. Требования к А.

Уч.-воспитат. Комплексов и помещений для отдыха, спортивных и др. Занятий.Архитектура дошкольных учреждений. Первые дошк. Учреждения появились в Зап. Европе в нач. 19 в., их система-тич. Стр-во началось в 70-х гг. Часто дошк. Учреждения размещались в одном здании с нач. Школой. По внеш. Виду эти здания напоминали гор. Особняк с прилегающими площадками для игр. На 1-м этаже размещались дет. Приют, игровые залы, нередко с небольшим амфитеатром (зрительскими местами) вдоль стен, и кухня, на 2-м — квартира воспитателя или классы и рекреация нач. Школы. С 30-х гг. 20 в. Получил распространение тип зданий, организацию внутр. Пространства к-рого определили пед. Требования свободного воспитания. Игровые помещения непосредственно примыкали к общему залу, образуя разл.

Варианты полифункционального пространства — от полной изоляции каждой группы в отд. Комнате до объединения всей площади в единый зал (рис. 14).Во мн. Зарубежных странах совр. Дошк. Учреждения по-прежнему часто располагаются в одном здании с нач. Школой. В интересах адаптации детей внутр. Пространства помещений соразмерны с масштабом обычных жилых комнат. Для внеш. Вида строений характерны композиции из разнообразных, подчас причудливых по силуэту и формам объёмов. Широко применяются естественные строит, материалы, яркие панели, суперграфика и пластич. Разработка рельефа территории с игровыми зонами.В Рос. Федерации строительство дошк. Учреждений ведётся с нач. 20-х гг. До сер. 30-х гг. В зданиях яслей и дет. Садов выделялись изолированные групповые с отд.

Входами и др. Необходимые помещения. Но проекты не всегда учитывали требования рациональной эксплуатации и экономичности зданий. В кон. 30-х гг. Началось возведение дошк. Учреждений на 25—100 детей по типовым проектам (авторы А. К. Чалдымов, Р. М. Смоленская и др.). Рациональная компактная планировка включала гл. Веситибюль, мастерские, лаборатории. Вместо коридорной рекреации стали применяться удлинённые залы с боковым освещением. Рост числа жителей в гор. Микрорайонах привёл к необходимости проектирования укрупнённых школ на 50- 60 кл., а в перспективе — шк. Комплексов на 90—120 кл. Шк. Здания на 60 кл. С разделением на 2 возрастные уч. Секции строились в Москве (арх. И. Н. Кас-тель) и др. Городах. Оптимальной была признана школа вместимостью 30 кл., и в 80-х гг.

Укрупнение школ достигается путём создания комплексов из 2—4 таких школ или из автономных школ для разного возраста и общешк. Центра.В 70—80-х гг. Ведущие позиции в разработке совр. Типов шк. Зданий занял коллектив под руководством В. И. Степанова. Совр. Шк. Здание включает 2 уч. Блока (для мл. И ст. Школьников) с автономными входами и вестибюлями, блоки продлённого дня и общешкольный. В общешк. Блок входят актовый и физкультурный залы, столовая, мастерские и классы домоводства, пения и рисования, а также б-ка, кабинет ТСО, техн. Центр (рис. 12). Разделение уч. Секций позволило ввести в школе для каждой возрастной группы свой режим дня.Совр. Типовые и эксперим. Школы строятся в большинстве случаев в 2—3 этажа и компонуются из блоков разл.

Конфигурации. Сооружаются и одноэтажные крупные школы. Выразительность внеш. Форм каркасных и панельных шк. Зданий достигается путём контрастного сочетания объёмов, применения цвета и элементов декоративного оформления (рис. 13). Дальнейшая эволюция А. Шк. Зданий связана с созданием помещений для подготовит, групп с рекреациями-спальнями, классов ручного труда мл. Школьников и уч. Мастерских для старших (табл. 1), а также уч. Центров, состоящих из информац. Отдела с б-кой, кабинетами индивидуальных занятий, лекционной аудитории, распределит, пункта ТСО.Усложнившаяся функциональная структура школы требует определённой вариантности использования помещений. Первой ступенью «гибкости» обладает классная комната, к-рая может использоваться и как уч.

Кабинет, помещение для группы продлённого дня, б-ка и др. Макс, возможности имеются у компактной уч. Секции (в плане близкой к квадрату) с 3—4 классами и рекреационным залом. В этом случае зал используется для занятий физкультурой или как игровое пространство для мл. Классов, а др. Помещения объединяются для разных уч. Целей и внеклассной работы. Проекты одноэтажных школ с применением верхнего освещения делают возможной полную трансформацию помещений. Однако для классных помещений такое решение нежелательно из-за негативного психол. Воздействия глухих стен. Увеличение «гибкости» достигается каркасными конструкциями с пролётом не менее 18 м. При стр-ве шк. Зданий учитываются совр. Нормы площади на 1 уч-ся. Общей рабочей площади 3,9 м2, площади классов 1,3 м2, кабинетов 1,63 м2, лабораторий 2,0 м2, мастерских 3,5—5,7 м2, рекреаций 0,5 м2.

Заметна тенденция к увеличению норм площади. Общей рабочей до 4,4 м2, учебной — до 2,0—2,4 м2.Компоновка секций шк. Зданий зависит от характера застройки, ландшафтной и климатич. Ситуации. В плотной застройке применяются близкие к центрической архит. Схемы, напр. Периметраль-ная с развитым общешк. Блоком в центре. Блочные и павильонные конструкции используются гл. Обр. В сел. Или пригородной зоне и на рельефе. В жарком климате целесообразны павильонные конструкции, а также периметральные с обширным озеленённым двором. Для сев. Р-нов желательны компактные архит. Решения, уменьшающие теплопотери, наличие крытого холла (на всю высоту здания), бассейна и зимнего сада. Активно ведутся поиски обособления компактных уч. Блоков и их оптимального расположения по отношению к зальным корпусам.

Широко используются типовые проекты сел. Школ, в т. Ч. Малокомплектных (в Рос. Федерации -св. 60), учитывающие совр. Требования к А. Уч.-воспитат. Комплексов и помещений для отдыха, спортивных и др. Занятий.Архитектура дошкольных учреждений. Первые дошк. Учреждения появились в Зап. Европе в нач. 19 в., их система-тич. Стр-во началось в 70-х гг. Часто дошк. Учреждения размещались в одном здании с нач. Школой. По внеш. Виду эти здания напоминали гор. Особняк с прилегающими площадками для игр. На 1-м этаже размещались дет. Приют, игровые залы, нередко с небольшим амфитеатром (зрительскими местами) вдоль стен, и кухня, на 2-м — квартира воспитателя или классы и рекреация нач. Школы. С 30-х гг. 20 в. Получил распространение тип зданий, организацию внутр.

Пространства к-рого определили пед. Требования свободного воспитания. Игровые помещения непосредственно примыкали к общему залу, образуя разл. Варианты полифункционального пространства — от полной изоляции каждой группы в отд. Комнате до объединения всей площади в единый зал (рис. 14).Во мн. Зарубежных странах совр. Дошк. Учреждения по-прежнему часто располагаются в одном здании с нач. Школой. В интересах адаптации детей внутр. Пространства помещений соразмерны с масштабом обычных жилых комнат. Для внеш. Вида строений характерны композиции из разнообразных, подчас причудливых по силуэту и формам объёмов. Широко применяются естественные строит, материалы, яркие панели, суперграфика и пластич. Разработка рельефа территории с игровыми зонами.В Рос.

Федерации строительство дошк. Учреждений ведётся с нач. 20-х гг. До сер. 30-х гг. В зданиях яслей и дет. Садов выделялись изолированные групповые с отд. Входами и др. Необходимые помещения. Но проекты не всегда учитывали требования рациональной эксплуатации и экономичности зданий. В кон. 30-х гг. Началось возведение дошк. Учреждений на 25—100 детей по типовым проектам (авторы А. К. Чалдымов, Р. М. Смоленская и др.). Рациональная компактная планировка включала гл. Обр. Игровые с прихожей-раздевалкой и кухню. Эти небольшие строения в 2 этажа внешне почти не отличались от жилых домов (рис. 15). Выразительность фасадов. Достигалась пропорциональностью здания и деталями скромного декоративного убранства. В послевоенные годы увеличилась вместимость зданий и появились более пластичные объёмные решения дет.

Яслей и садов на основе блочных композиц. Схем с открытыми спальнями-верандами и террасами по фасадам. С 1959 ведущим типом дошк. Учреждений стали объединённые ясли-сады, гл. Обр. Из сборных индустриальных конструкций. В 60-х гг. В больших городах началось строительство укрупнённых яслей-садов на 10—12 групп. Совр. Здания дет. Яслей-садов состоят из небольших групповых и общественного блоков (табл. 2). В р-нах Севера после исследований арх. Л. Т. Назаровой увеличена норма площади на одного ребёнка. В составе помещений предусматриваются прогулочные веранды, фотарий, зимний сад. Здания имеют разнообразные объёмно-пространств. Композиции, органически вписывающиеся в окружающую среду (рис. 16). Планировка осн. Корпуса и территории учитывает необходимость изолирования групповых помещений (имеют отд.

Входы с примыкающими к ним двориками) и удобства связи с общими помещениями. Невыразительность типовых сооружений преодолевается с помощью рельефных, цветных панелей, декориро-вания зданий навесными формами и деталями, традиционными для данной местности, — парапетами, крышами разных форм, нац. Орнаментом и др.В городах с высокой плотностью застройки возводят укрупнённые ясли-сады на 14 групп и комплексы из яслей на 8 групп, 2 корпусов дет. Сада по 10 групп каждый и служебно-бытового блока. Перспективным считается проектирование многоэтажных жилых домов с отведением 1-го этажа для дошк. Учреждений. В сел. Местности дет. Ясли-сады (12—50 мест) объединяются в одном здании с нач. Школами (40—100 уч-ся), образуя школу-сад.Архитектура внешкольных учреждений.

В нач. 20 в. В США и Европе стали строить отдельные от школ и дошк. Учреждений дет. Площадки, создавать дет. Музеи, игровые центры в гор. Парках со спорт, залами и площадками, б-кой и др. Типичные игровые площадки тех лет удовлетворяли гл. Обр. Потребности детей в движении. Они представляли собой огороженные, покрытые асфальтом участки, на к-рых размещались простые игровые элементы. Песочницы, качели и др., иногда небольшие эстрады. В крупных городах при высотной застройке игровые площадки занимали плоские кровли домов.Совр. Площадки и игровые комплексы ориентированы на создание условий для разносторонней досуговой деятельности детей. Различают площадки специализированные (для детей конкретного возраста) и общие. На т. Н. Приключенческих площадках располагаются плеска-тельный бассейн, фонтаны, каналы, по к-рым дети пускают кораблики.

Отд. Песочницы заменены массивом насыпного песка, традиц. Качели, качалки, тоббоган, спорт, элементы и др. Объединены в сюжетную композицию (вулкан, джунгли, военный лагерь или «крепость»). Зона для маленьких отделена, но они могут наблюдать, как играют старшие дети. В плотно застроенных гор. Р-нах устраиваются т. Н. Карманные парки — игровые площадки в тупиках, между домами, на свободных от движения транспорта участках улиц. Большим успехом у детей пользуются импро-визиров. Площадки, впервые созданные в Копенгагене в 1943 К. Т. Сёренсеном. На таких площадках сохраняется природная среда с естеств. Препятствиями или брусчаткой и плитами создаётся искусств, рельеф. Оборудование импро-визиров. Площадок состоит или из утили-зиров.

Предметов (автопокрышек, ящиков и т. П.), или из лёгких строит, элементов и разнообразных каркасов, к-рые могут произвольно использоваться детьми. Материалы, из к-рых выполняются игровые элементы дет. Площадок, должны отвечать требованиям безопасности, гигиены, эстетики.В А. Дет. Музеев, большинство к-рых располагается в приспособленных зданиях, осн. Внимание уделяется внутр. Организации помещений. Характерно решение единого внутр. Пространства в разных уровнях, помогающее детям свободно ориентироваться в экспозиции и позволяющее воссоздать в музеях нек-рую ист. Реальность, напр. Обстановку ср.-век. Города, интерьер машины. Дети могут не только наблюдать, но и трогать экспонаты (огромные телефон и будильник, прибор для мультипликации и т.

Д.), практически ознакомиться с их устройством. Нек-рые музеи проектируются как центры внешк. Работы, здесь располагают б-ку, мастерские по изготовлению экспонатов, планетарий и др.В городах строятся учреждения для отдыха и развлечения детей, игровые центры. В ФРГ и Канаде создага серия типовых центров досуга, состоящих из спортивно-оздоровит. Павильонов и игровых площадок. Совр. А. Пополняется проектами дет. Городков, комплексов техн. Аттракционов, центров для спорта, игр, дет. Кафе, кинотеатров (рис. 17). В А. Внешк. Учреждений преобладают решения с необычными композицией и силуэтом, контрастными соотношениями объёмов, нек-рым измельчением форм.В России дет. Внешк. Учреждения получили распространение с нач. 20 в., гл. Обр. Благодаря усилиям обществ, орг-ций и муниципальных органов.

Это были преим. Игровые площадки и дет. Клубы с помещениями для кружков и мастерских. В 1905 в Москве построен уникальный для своего времени Дет. Клуб (арх. А. У. Зеленко). Сооружённое в стиле «модерн» здание имело сложный расчленённый объём с винтовой лестницей в башне, заканчивавшейся куполом планетария. Необычная композиция окопных проёмов и внутр. Пространств придавала сооружению роман-тич. Облик.В Рос. Федерации спец. Здания внешк. Учреждений (Дворцы и Дома пионеров и школьников, дет. Театры, муз. Школы) стали строить в 50—60-х гг. Дворцы пионеров и школьников — крупные обществ, здания. Они возводились в больших городах и играли важную роль в формировании гор. Ансамблей. Для А. Этих зданий характерна открытая планировка без излишней монументальности форм.

Многофункциональность здания, включающего комнаты для кружковых занятий, театр, планетарий, зимний сад и др., требует подчас различных архит. Решений каждой секции и создания вместе с тем единого внутр. Ансамбля. Как правило, это сооружения из неск. Сблокиров. Объёмов с многосветными пространствами залов (рис. 18). Современные дома детского творчества рассчитаны, как правило, на приём 300 или 500 чел.Совр. Тип муз. Школы сложился в 70-е гг. Для этих зданий характерны большие объёмы концертных залов, вестибюлей и фойе, к-рые в сочетании с маленькими уч. Помещениями создают разнообразные оригинальные пространств. Формы (на аналогичных принципах проектируются также и дет. Спорт, школы). В кон. 70-х -нач. 80-х гг. Стали строиться школы иск-в, объединяющие в одном здании муз.

И худож. Школы, музей или галерею. Облик таких тикол-(как и дет. Театров) призван быть не только фоном в изучении и восприятии детьми иск-ва, но в большей степени, чем др. Сооружения для детей, должен воздействовать на их эстетич. Развитие. В этого типа А. Признана неуместной чуждая дет. Восприятию жёсткость прямоугольных индустриальных форм, невыразительность, присущая нек-рым сложившимся образцам, напр. Зданию театра с глухим объёмом сценич. Коробки и остеклённым фойе.Здания театров юного зрителя (ТЮЗов) 50-х гг. Имели преим. Симметричную композицию и отличались помпезностью и монументальностью, характерной для обществ, зданий того времени. Совр. Здания для дет. Театров имеют разнообразные формы и конструкции, учитывающие специфику дет.

Восприятия спектакля и пед. Руководства им. Сцена в дет. Театре пространственно приближается к зрителям. Помимо сцены действие спектакля происходит в проходах, специально расширенных для этого, и над оркестровой ямой. Иногда оно переносится в верхний уровень зала. На галереи или боковые доп. Сцены. Ряды зрительских мест размещаются амфитеатром с большим углом подъёма, что создаёт доп. Удобства для детей. В здании дет. Театра (в городах на 250—500 тыс. Жителей — на 600 мест, на 500—1500 тыс. Жителей — на 800 мест) кроме 1 или 2 залов (для кукольных и драматич. Спектаклей), фойе и др. Помещений предусматриваются спец. Комнаты для работы педагогов, музей и универсальное пространство, используемое для коротких театральных представлений или для лекций и обсуждений.Различают 4 типа дет.

Игровых площадок, к-рые строят как отдельно, так и в комплексе. Площадки для детей до 3 лет располагают рядом с домами (песочница, качели, горка и др.). Площадки для детей 4—7 лет состоят из неск. Игровых участков. Для детей 5—10 лет игровой центр разделён для сюжетных, спортивных, тихих игр и др. Художественно наиб, выразительны устроенные по индивидуальным проектам площадки, подобные — «приключенческим». На них устанавливаются легко трансформирующиеся мобильные игровые элементы.Совр. А. Сезонных учреждений для детей отличают органично вписывающиеся в природный ландшафт композиции, ярко выраженная образность отдельных сооружений и комплексов. Белоснежные корпуса приморских лагерей дет. Отдыха напоминают плывущие корабли, постройки в лесу подобны островерхим городкам сказочных жителей и т.

П. Обычный лагерь дет. Отдыха состоит из разных по функции типовых и оригинальных построек (спальные корпуса, павильоны для кружковой работы, спорт, залы и др.), открытых игровых пространств. Крупные центры дет. Отдыха респ. Значения решены как комплексы из неск. Лагерей отдыха и обществ, центра.Осн. Направления проектирования и стр-ва дет. Учреждений в России связаны с совершенствованием архит. Среды с целью наиб, полного учёта потребностей и условий развития детей, а также с решением проблем «морального устаревания» зданий при изменении пед. И демографич. Требований. Опыт стр-ва 70—80-х гг. Выявил пути приближения выразительности худож. Облика типовых зданий к лучшим образцам индивидуальных построек. Индивидуализировать архит.

Решение сооружений позволяет переход к «открытой» системе типового проектирования, предполагающей типизацию не всего здания целиком, а лишь планировочной структуры блок-секций, к-рые разнообразны по формам, материалам и конструкциям ограждающих панелей и витражей. Большую роль играет удачное применение элементов монументально- декоративного иск-ва и продуманное пластич. Решение открытых площадок вокруг дет учреждений.Специальные учебно-воспитательные учреждения. В заруб, и отеч. Практике с нач. 20 в. Возводят спец. Здания 4 типов в соответствии с особенностями обучения и воспитания детей с недостатками зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и умственного развития. Встречаются варианты с объединением учреждений двух типов в одном здании.Особенности обучения и режим постоянного проживания отразились на функциональной и пространственно-эсте-тич.

Организации этих зданий. Классы рассчитываются на 12—16 учеников, расширен и дифференцирован состав помещений уч., мед., лечебно-спорт., внешк. Блоков, а также мастерских, обеспечивающих возможность индивидуального обучения. Требования устройства комфортных и уютных зон отдыха (в т. Ч. Открытых двориков) в автономных уч. Секциях, удобных и кратчайших связей между осн. Помещениями, как внутри, так и снаружи, обус.

Значения в других словарях
Архитектура

(лат. Architectura, от греч. Architéкtón — строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. Составляет необходимую часть средств производства (промышленная А. — здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская А. — жилые дома, общественные здания и др.). Её художест..

Архитектура

АРХИТЕКТУРА (лат. Architectura - от греч. Architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. Сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в худож..

Архитектура

АРХИТЕКТУРА (латинское architectura, от греческого architekton - строитель) (зодчество>), искусство> проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). Особая область строительного искусства - градостроительство>, а также садово-парковое искусство> (смотри также Ландшафтная архитектура>). В архитектуре вза..

Архитектура

Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову "архитектура" придавали очень обширное значение. Так, например, были в ходу выражения "военная архитектура", "корабельная архитектура", "гидротехническая архитектура" и т. Д. Но в настоящее время под словом "архитектура" разумеется исключительно искусство строить здания, предназначенные только для помещения..

Архитектура

-ы, ж.. ..

Архитектура

Живопись — искусство, на которое можно смотреть. Скульптура — искусство, вокруг которого можно обойти. Архитектура — искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг Дом — это машина для жилья. Шарль Ле Корбюзье Здания должны быть хорошими соседями для человека. Пол Тайри Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудетс..

Архитектура

(лат. Architectura, от греч. Archi - старший, и tektonike - плотничье искусство). 1) строительное искусство, зодчество. 2) стиль, способ постройки.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в общ. Смысле. Зодчество, строительное искусство, т. Е. Искусство сооружать разного рода постройки. В тесн. Смысле - искусство сооружать постройки согласно требованиям изящества и красоты.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". ..

Архитектура

См. Искусство.... ..

Архитектура

Ж. Греч. Искусство располагать, строить и украшать здания. Строительное искусство, зодчество. | исполнение его на деле, вид или образ здания. Зодчество, по времени, делится на древнее, среднее и новое. По народам и вкусам их, на индийское, мексиканское, египетское, мавританское, греческое, римское, готическое, русское и пр., по предмету. На гражданское, военное, корабельное и пр. Архитектурный класс. Архитектор, ученый строитель, художник-строитель, зодчий. Архитекторова трость. Архитекторская с..

Архитектура

Ж.1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.2) Стиль, характер постройки.3) Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.. ..

Архитектура

-ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (ис- кусство гармонического сочетания естест-венных ландшафтов с архитектурными. Комплексами, искусственными ландшафтами). 2. Стиль постройки. А. Здания. 3. Собир. Здания, сооружения. Л. Малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения). II прил. Архитектурный, -ая, -ое. А. Институт. А. Ансамбль.. ..

Архитектура

Архитектуры, мн. Нет, ж. (см. Архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. || Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом изящной архитектуры.. ..

Архитектура

Архитекту́ра с 1705 г., у Петра I и Прокоповича. См. Христиани 45. Из польск. Architektura от лат. Architectura. См. Христиани, там же. Смирнов 47.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Архитектура

        (лат. Architectura, от греч. Architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. Д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства - градостроительство. Частью архитектуры являются пространства,..

Архитектура

Архитектура - искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств. Живопись, скульптура, архитектура.. ..

Архитектура

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые "деревни" состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как "татэ-ана дзюкё" ("жилища из ям"). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. Нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных пра..

Архитектура

(лат. Architecture, от греч. Architekton - строитель, зодчий), зодчеств о, - здания и др. Сооружения (а также их комплексы), создающие материально организов. Среду для жизни н деятельности людей. Само искусство создавать эти здания (сооружения). А. Тесно связана с экономикой об-ва, с уровнем развития производит. Сил и характером производств. Отношений, с уровнем развития науки и техники. Произведения А. Не только служат практич. Целям, но и активно воздействуют на формирование эстетич. Взглядов ..

Архитектура

(от лат. "архитектура" и др.-греч. "архитектон") - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Под А. Понимается и художественный характер построек, и то, насколько удачно она вписана в окружающую местность и т.п. Вместе с тем А. Направлена на разрешение практических, утилитарных задач строительной деятельности человека (см. Глинобитная и деревянная А.).. ..

Архитектура

(от лат. "архитектура" и др.-греч. "архитектон") - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Под А. Понимается и художественный характер построек, и то, насколько удачно она вписана в окружающую местность и т.п. Вместе с тем А. Направлена на разрешение практических, утилитарных задач строительной деятельности человека (см. Глинобитная и деревянная А.. ..

Архивные Документы

По истории системы образования и педагогики, составная часть отеч. Архивного фонда. Хранятся в архивах всех уровней. Центр., гос. Архивах республик, краевых, областных и окружных гос. Архивах, гор., районно-гор. И районных гос. Архивах. Значит, комплексы док-тов находятся в отделах рукописей музеев и б-к, академий наук, архивах старейших ун-тов (коллекции док-тов), а также в ведомств. Архивах гос. Органов нар. Образования.Государственный архив Рос. Федерации в Москве объединил (1992) фонды Центр..

Архиерейские Школы

Епархиальные школы, в России уч. Заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-адм. Учреждениях). Создавались с 1721 в соответствии с «Духовным регламентом», предписывавшим каждому архиерею завести школу интер-натнсго типа для детей в возрасте 10- 15 лет с целью подготовки священнослужителей. Явились первыми в России регулярными духовными уч. Заведениями. В 1721—25 было открыто ок. 46 школ с 3 тыс. Уч-ся. Первоначально в них могли обучаться дети из разл. Сословий (духовенство, посадски..

Асаки (Аsachi) Георге

[1(12).3.1788, Герца, ныне в Черновицкой обл. Украины, — 12(24). И.1869, Яссы], молд. И рум. Писатель, просветитель, учёный, педагог. Учился (1803—12) в ун-тах Львова, Вены, Рима. Состоял на гос. Службе у молд. Господарей. В 1827—49 и 1856-Б. В. Асафьев.1857 руководил просвещением в Молд. Княжестве. Сторонник гос. Шк. Системы. Один из организаторов (1814) первого в крае проф. Уч. Заведения — курсов инженеров-землеустроителей (в Господар-ской академии в Яссах), где науч. Дисциплины впервые начали..

Асафьев Борис Владимирович

(псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. Арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1908) и Петерб. Консерваторию по классу композиции А. Лядова (1910). Автор опер, балетов и др. Муз. Произведений (Гос. Пр. СССР, 1943, 1948). В 1918—21 работал в Муз. Отделе Наркомпроса. Один из организаторов общедоступных концертов, для к-рых писал листовки-пояснени..

Архитектура

(лат. Architectura, от греч. Architector строитель) - наука, которая изучает типы судов, их конструкцию, проектирование и постройку.. ..

Дополнительный поиск Архитектура Архитектура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Архитектура" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Архитектура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа