Бахтин Михаил Михайлович

181

[5(17). 11.1895, Орёл, — 7.3.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филол. Ф-т Петроградского ун-та. Работал учителем в Невеле (1918- 1920), преподавателем пед. Ин-та и консерватории в Витебске (1920—24). С 1924 в Ленинграде, вёл науч. Работу, преподавал в Ленингр. Ун-те. В работах 20-х гг. (часть из них опубл. Под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-филос. Концепции, в контексте к-рой выступил с критич. Разбором фрейдизма, «формальной школы» в эстетике и литературоведении, выдвинул теорию «полифонического романа» (Достоевский), рассмотрел осн. Проблемы философии языка. В 1929 арестован по делу религ.-филос. Группы «Воскресение», сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967).

В 1936—37 преподавал в Мордовском пед. Ин-те (Саранск), позднее работал внештатным сотрудником в Ин-те мировой лит-ры им. Горького, преподавал в ср. Школах Моск. Обл. В 1945—69 вновь в Саранске, до 1961 зав. Кафедрой всеобщей лит-ры в Мордовском пед. Ин-те (с 1957 Мордовский ун-т). Разрабатывал актуальные для 20 в. Проблемы гуманитарных наук. Общей методологии гуманитарного знания, анализа текста в лингвистике, филологии и философии, теории высказывания и речевых жанров, семиотики, межличностной коммуникации и др.В основе эстетико-филос. Концепции Б. Лежала идея диалога, интерпретируемого им не только как форма общения отд. Личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и иск-ва, а также явлений культуры и разл.

Культур в ист. Перспективе. Слово (мысль, сознание) обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов, постижение собственного «я» происходит через общение с «другим». Важными категориями концепции Б. Выступают «ответственность» и «полифония» — многоголосие и равноправие существующих в мире и худож. Произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Свободное, раскрепощённое человеческое сознание, по Б., воплотилось в «народной смеховой культуре» («карнавализации»), основанной на синтезе лит-ры, иск-ва, фольклора от антич- ности, средневековья, эпохи Возрождения до 19 в. («мениппова сатира», Ф. Рабле, Н. В. Гоголь). Карнавальная культура, ломающая устойчивые стереотипы отношений между человеком и миром, является формой познания жизни в единстве её материальной и духовной стороны.В 70—80-х гг.

В СССР и за рубежом началась психолого-пед. Интерпретация и ассимиляция идей Б. Наряду с Л. С. Выготским он воспринимается как провозвестник новых подходов к постижению внутр. Мира человека, механизма его поведения и поступков. Его концепция диалога используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогич. Природы сознания, психологии «внутренней речи», социальной ответственности личности. Теория карнавализации помогает понять природу возникающих неформальных объединений и творч. Направлений. На идеях Б. Построены сложившиеся в кон. 80-х гг. Пед. Система и авторская школа, к-рые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение осн. Ист. Культур, развёртывание широкого диалога вокруг ключевых вопросов их развития и взаимодействия.

Ориентация системы Б. На непрерывное рождение эстетич. Ценностей из окружающего человека мира, из быта, осмысление жизнетворящей роли иск-ва открывает новые перспективы в познании и воспитании личности.Соч. Проблемы поэтики Достоевского, M., 19632. Творчество Франсуа Рабле и нар. Культура средневековья и Ренессанса, М., 1965. Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975. Эстетика словесного творчества, М., 1979. К философии поступка, в кн. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985, М., 1986.Лит. Аверпнцов С., Личность и талант ученого [ред.], «Лит. Обозрение», 1976, № 10. В а с и л с в а И. И., О значении идей M. M. Бахтина о диалоге и диалогич. Отношениях для психологии общения, в кн. Психол. Исследования общения, М., 1985.

Радзиховский Л. А., Проблема диа-логизма сознания в трудах M. M. Бахтина, БП. 1985, Ms 6. Библер В. С., Школа «диалога культур», СП,1988, № 11. M. M. Бахтин. Библиография, указатель, Саранск, 1989. Бахтинский сборник, I, М., 1990. Осовский Е. Г., Осовский О. Е., Науч. Наследие М. М. Бахтина и нек-рые проблемы педагогики, в сб. Совр. Про-бчемы психол.-пед. Наук, Саранск, 1992. Clark К., Но lq u ist M., Mikhail Bakhtin, Camb. (Mass.), 1984. W e r t s с h J., The semiotic mediation of mental l ife. L. S. Vygotsky and M. M. Bakhtin, в кн. Semiotic mediation, Orlandoa. O.], 1985. Bachtin teorico de l dialogo, МП., 1986. Bakhtin. Essays and dialogues on his work, Chi. — L., 1986. Rethinking Bakhtin. Extensions and challenges, Evanston (111.), 1989.O. E. Осовский..

Значения в других словарях
Бахтин Михаил Михайлович

Бахтин Михаил Михайлович [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле (1965) анализирует сущность комического, гротеска, народной «карнавализации» искусства. Автор статей о Л. H. Толстом (1930), работ по теории литературы. Соч. Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963. Творчество Ф. Рабле и..

Бахтин Михаил Михайлович

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - российский литературовед, теоретик искусства. Историко-теоретические труды, посвященные эпосу, роману, языку, становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно-философское значение категорий поэтики. Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 4 издание, 1979) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле..., 1965). Сборник статей "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и др., исследование "К ф..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895-1975), русский теоретик литературы и философ-языковед. Основатель литературоведческой школы "диалогизма", исследующей взаимоотношения автора и произведения, произведения и читателей - и отношение всех трех образующих к социально-историческому контексту. Характерный пример такого "контекстуализма" - его монография Проблема речевых жанров (1952-1953). Родился 16 ноября 1895 в Орле. Прервав учебу в Санкт-Петербургском университете в 1918, перебрался в Витебск, где возник первый в ряду "бахтин..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895-1975) - рос. Философ, культуролог, филолог, литературовед, психолог. Параллельно с Л. С. Выготским и независимо от него развивал идеи культурно-исторической психологии. Его труды пронизывает идея, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры, прочитывать в ее контексте. Б. Решал задачу объединения 2 миров. Мира культуры и мира жизни, уничтожения бездны между мотивом поступка и его продуктом. По мнению Б., необходимо изучать жизнь как деятельность не ст..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895, Орёл — 1975, Москва), теоретик литературы, культуролог. Родился в семье банковского служащего, закончил классическое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета, жил в Невеле, в Витебске, затем в Петрограде, где занимался научной и преподавательской деятельностью. В 1928 — за год до публикации фундаментального исследования творчества Ф.М. Достоевского, где Бахтин выдвинул плодотворную концепцию «полифонического» («многоголосного») характера романов великого р..

Бахтин Михаил Михайлович

(1895—1975) — известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965, 1990), "Эстетика словесного творчества" (1979, 1986), "Работы 1920-х годов" (1994), "Проблемы творчества и поэтики Достоевского" (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии. ..

Басов Михаил Яковлевич

[3(15).11. 1892, с. Логиново, ныне Калининской обл., — 6.10.1931, Ленинград], психолог и педагог. Окончил Психоневрологич. Ин-т в Петрограде (1915), студентом под руководством А. Ф. Лазурского работал над изучением типов моторно-волевой деятельности. С 1920 вёл науч.-пед. Работу в НИИ и вузах Петрограда. С 1925 проф. Педологии и психологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Исследовал проблему воли («Воля, как предмет функциональной психологии», 1922), стремился изучать личность ребёнка в процессе деятел..

Батышев Сергей Яковлевич

[р. 6(19). 10.1915, пос. Кадом, ныне в Рязанской обл.], педагог, организатор пед. Науки, обществ, деятель. Д. Ч. АПН СССР (1974—91), дер пед. Наук (1968). Герой Сов. Союза (1944). Окончил Саратовский ин-т механизации с. Х-ва (1946). На пед. Работе с 1936. С 1946 на руководящей работе в системе проф.-тех. Образования, в 1967—73 зам. Пред. Госпрофобра СССР. В 1973—89 акад.-секретарь Отделения педагогики и психологии проф.-тех. Образования АПН. Пред, (с 1965) Научного совета по проблемам проф.-тех...

Бахтин Николай Николаевич

[5(17). 5.1866, Чири-Юрт, ныне в Чеченской Республике, — 2.4.1940, Ленинград], педагог, театр, деятель. Учился в Орловской воен. Гимназии и во 2-м Константиновском воен. Уч-ще. С 1891 служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку (1910), жил в Петербурге. Занимался дереводч. И библиографич. Деятельностью, с 1886 публиковал в пе-риодич. Печати («Рус. Филол. Вестник», «Пед. Сборник», «Рус. Школа», «ЖМНП» и др.) статьи и рецензии на пед. Темы. Наиб, значительны работы Б. О вос..

Бачинский Алексей Иосифович

[21.3 (2.4).1877, г. Холм, ныне г. Хелм (Польша), — 31.7.1944, Москва], физик, методист, дер физ.-мат. Наук (1934), проф. (1918). Окончил Моск. Ун-т (1899), преподавал там же. Одновременно читал лекции в разл. Вузах, до 1917 преподавал в ср. Уч. Заведениях. Осн. Труды по физике касаются молекулярной физики и термодинамики. Открыл закон вязкости жидкостей, носящий его имя (1912—13). Участвовал в организации первого сов. Науч.-метод, центра — Центр, физ.-пед. Ин-та (1919), в разработке шк. Програм..

Дополнительный поиск Бахтин Михаил Михайлович Бахтин Михаил Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бахтин Михаил Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бахтин Михаил Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 24 символа