Бахтин Михаил Михайлович
[5(17). 11.1895, Орёл, — 7.3.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филол. Ф-т Петроградского ун-та. Работал учителем в Невеле (1918- 1920), преподавателем пед. Ин-та и консерватории в Витебске (1920—24). С 1924 в Ленинграде, вёл науч. Работу, преподавал в Ленингр. Ун-те. В работах 20-х гг. (часть из них опубл. Под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-филос. Концепции, в контексте к-рой выступил с критич. Разбором фрейдизма, «формальной школы» в эстетике и литературоведении, выдвинул теорию «полифонического романа» (Достоевский), рассмотрел осн. Проблемы философии языка. В 1929 арестован по делу религ.-филос. Группы «Воскресение», сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967).
В 1936—37 преподавал в Мордовском пед. Ин-те (Саранск), позднее работал внештатным сотрудником в Ин-те мировой лит-ры им. Горького, преподавал в ср. Школах Моск. Обл. В 1945—69 вновь в Саранске, до 1961 зав. Кафедрой всеобщей лит-ры в Мордовском пед. Ин-те (с 1957 Мордовский ун-т). Разрабатывал актуальные для 20 в. Проблемы гуманитарных наук. Общей методологии гуманитарного знания, анализа текста в лингвистике, филологии и философии, теории высказывания и речевых жанров, семиотики, межличностной коммуникации и др.В основе эстетико-филос. Концепции Б. Лежала идея диалога, интерпретируемого им не только как форма общения отд. Личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и иск-ва, а также явлений культуры и разл.
Культур в ист. Перспективе. Слово (мысль, сознание) обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов, постижение собственного «я» происходит через общение с «другим». Важными категориями концепции Б. Выступают «ответственность» и «полифония» — многоголосие и равноправие существующих в мире и худож. Произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Свободное, раскрепощённое человеческое сознание, по Б., воплотилось в «народной смеховой культуре» («карнавализации»), основанной на синтезе лит-ры, иск-ва, фольклора от антич- ности, средневековья, эпохи Возрождения до 19 в. («мениппова сатира», Ф. Рабле, Н. В. Гоголь). Карнавальная культура, ломающая устойчивые стереотипы отношений между человеком и миром, является формой познания жизни в единстве её материальной и духовной стороны.В 70—80-х гг.
В СССР и за рубежом началась психолого-пед. Интерпретация и ассимиляция идей Б. Наряду с Л. С. Выготским он воспринимается как провозвестник новых подходов к постижению внутр. Мира человека, механизма его поведения и поступков. Его концепция диалога используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогич. Природы сознания, психологии «внутренней речи», социальной ответственности личности. Теория карнавализации помогает понять природу возникающих неформальных объединений и творч. Направлений. На идеях Б. Построены сложившиеся в кон. 80-х гг. Пед. Система и авторская школа, к-рые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение осн. Ист. Культур, развёртывание широкого диалога вокруг ключевых вопросов их развития и взаимодействия.
Ориентация системы Б. На непрерывное рождение эстетич. Ценностей из окружающего человека мира, из быта, осмысление жизнетворящей роли иск-ва открывает новые перспективы в познании и воспитании личности.Соч. Проблемы поэтики Достоевского, M., 19632. Творчество Франсуа Рабле и нар. Культура средневековья и Ренессанса, М., 1965. Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975. Эстетика словесного творчества, М., 1979. К философии поступка, в кн. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985, М., 1986.Лит. Аверпнцов С., Личность и талант ученого [ред.], «Лит. Обозрение», 1976, № 10. В а с и л с в а И. И., О значении идей M. M. Бахтина о диалоге и диалогич. Отношениях для психологии общения, в кн. Психол. Исследования общения, М., 1985.
Радзиховский Л. А., Проблема диа-логизма сознания в трудах M. M. Бахтина, БП. 1985, Ms 6. Библер В. С., Школа «диалога культур», СП,1988, № 11. M. M. Бахтин. Библиография, указатель, Саранск, 1989. Бахтинский сборник, I, М., 1990. Осовский Е. Г., Осовский О. Е., Науч. Наследие М. М. Бахтина и нек-рые проблемы педагогики, в сб. Совр. Про-бчемы психол.-пед. Наук, Саранск, 1992. Clark К., Но lq u ist M., Mikhail Bakhtin, Camb. (Mass.), 1984. W e r t s с h J., The semiotic mediation of mental l ife. L. S. Vygotsky and M. M. Bakhtin, в кн. Semiotic mediation, Orlandoa. O.], 1985. Bachtin teorico de l dialogo, МП., 1986. Bakhtin. Essays and dialogues on his work, Chi. — L., 1986. Rethinking Bakhtin. Extensions and challenges, Evanston (111.), 1989.O. E. Осовский..
Дополнительный поиск Бахтин Михаил Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Бахтин Михаил Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бахтин Михаил Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 24 символа