Беседа

380

Вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.Б. Использовалась в обучении с давних времён. Так, Сократ системой специально подобранных вопросов (сократич. Б.) доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к выводам. В ср.-век. Школе использовалась кате-хизич. Б., при к-рой заучивались вопросы и готовые на них ответы (в католич. Школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). В рус. Педагогике за применение Б. При обучении высказывались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, М. И. Демков и др. Методику проведения Б.

На уроке лит-ры разработал В. Я. Стоюнин («О преподавании рус. Лит-ры», 1864).С помощью Б. Организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе к-рого реализуется неск. Функций Б. Обучающая функция Б. Заключается в том, что с её помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая мат-л с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. Реализуется в вопросах, к-рые актуализируют уже знакомый учащимся мат-л, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольно-проверочная функция Б. Раскрывается в вопросах, выясняющих, уровень усвоения темы. Систематизирующая функция Б. Состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.По характеру организуемой познават.

Деятельности различают 2 вида Б. Репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная Б. Предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым уч. Материалом). Эвристич. Б. Направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творч. Поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Уч-ся при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. Д. В эвристич. Б. Учитель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов т. О., чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой Б.

Раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся — соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими, контроль за достаточностью доказательства и т. Д. Коллективная форма Б. При учёте мотивов учащихся создаёт атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познават. И творч. Способности. Репродуктивная Б. Доступна детям дошк. Возраста, эвристическая может проводиться (при необходимом уровне развития учащихся) в нач. Классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2—3, постепенно удлиняясь до 10—12 в ст. Классах. Б. Любого вида можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению её экспромтом (репродуктивной — если уч-ся не готовы к связному изложению, эвристической — когда они затрудняются в решении проблемной задачи).

При этом от учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.Проводя Б., учитель управляет познават. Деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся, продуктивные — требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся. Анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и пр., т.е. Предполагают применение полученных знаний. Можно выделить след, виды продуктивных вопросов.

На сравнение. Установление причинно-следств. Связей. Определение цели действия, явления, процесса. Подведение конкретного под общее. Применение общего к конкретному. На классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др. Вопросы учителя должны быть доступными для понимания учащимися и вместе с тем достаточно сложными. Определёнными по содержанию, краткими по форме. Предполагать чёткий ответ, быть связанными с темой в целом.Б. Применяется на уроках всех типов и сочетается с практич. Работой учащихся. Репродуктивная Б. Может быть проведена по любой теме, эвристическая — требует отбора тем и вопросов, по к-рым можно поставить доступную учащимся и целесообразную на этом этапе обучения проблему, развернуть её, показать (хотя бы частично) её противоречивость.

Эвристич. Б, целесообразно проводить систематически, однако не следует отводить ей целый урок. Большое влияние на эффективность Б. Оказывает психол. Климат в коллективе учащихся, пед. Такт учителя. Необходимо вовлекать в Б. Всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая иногда доп., наводящие вопросы. В ходе Б. Нередко возникают (а могут и планироваться учителем заранее) дискуссии, к-рые приучают учащихся к аргументации и доказательствам. Дискуссии особенно широко применяются на уроках лит-ры, истории.Лит. Лернер И. Я., Проблемное обучение, М., 1974. Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика (нач. Классы), М., 1978, с. 127—34. Дидактика ср. Школы, под ред. М. Н. Скаткина, Ми9822, с. 201. Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, с.

277—79. Бабавский Ю. К., Методы обучения в совр. Общеобразоват. Школе, М., 1985, гл.5. И. Я. Лернер..

Значения в других словарях
Беседа

"БЕСЕДА" - одно из первых объединений земских деятелей (Москва, 1899-1905). Обсуждала земские и политические вопросы. Через газету "Право" и другие либеральные издания пропагандировала идею конституционализма.. ..

Беседа

"БЕСЕДА", кружок либерально настроенных земских деятелей (Москва, 1899-1905). Участники обсуждали земские и политические вопросы. Через газету "Право" и другие либеральные издания пропагандировали идею конституционализма.Источник. Энциклопедия "Отечество"научный, литературный и политический журнал славянофильского направления, выходил в Петербурге в 1871-72. Выступал за сильное Русское государство на исторических началах русского народа, пропагандировал идеи славянского движения. В числе главных..

Беседа

Выяснение этимологии этого слова дает нам любопытную возможность узнать, что общего между такими, казалось бы, далекими друг от друга понятиями, как "сидеть" и "говорить". Первая часть этого слова – бес (или "без" в древнерусском языке) означала "снаружи", а седа - "сидение". Итак, поначалу это слово означало "сидение перед домом". Но сколько же можно просидеть молча перед домом. Вероятно, нашим предкам быстро надоедало такое пустое сидение, и они переходили к разговору, а слово беседа постепенн..

Беседа

БеседаРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * ЯзыкДиалог (Беседа) - Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец. Постарайтесь понять его. Только мудрые, терпимые, незаурядные люди пытаются это сделать. -•Карнеги Дэйл (Carneg..

Беседа

См. Общество, разговор.... ..

Беседа

1. Разговор, обмен мнениями. Беззаветная (устар.), безмолвная, безыскусственная, благопристойная, благочестивая (устар.), будничная, бурная, важная, веселая, взволнованная, говорливая (устар.), голосистая (устар.), горячая, деловая, доверительная, дружеская, дружественная, душевная, душеспасительная (устар. И ирон.), жаркая, живая, задумчивая (устар.), задушевная, закулисная, застольная, затрапезная (разг.), интимная, искренняя, конфиденциальная, краткая, кроткая, кулуарная, мирная, мудрая, нази..

Беседа

Ж. Взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла. | Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения. Слог, оборот речи. У галичан иная беседа, чем у кологривцев. | Письменное слово, речь, поучение, наставление, особ. Нравственного содержания. Беседы о бессмертии души. | Собрание, общество, кружок, сход или съезд для беседования. Праздничные вечерние собрания у крестьян. Без соли, без хле..

Беседа

Ж.1) а) Спокойный и обычно продолжительный разговор.б) Официальный разговор.в) Обмен мнениями журналиста с кем-л. (обычно предназначенный для печати или для передачи по радио, телевидению). Интервью.2) Собеседование на политические, научные и т.п. Темы, рассчитанное на обмен мнениями между присутствующими, выяснение каких-л. Вопросов.3) Популярная лекция, передаваемая по радио или телевидению.. ..

Беседа

БЕСЕ́ДА -ы. Ж.. ..

Беседа

-vs., ж. 1. Разговор, обмен мнениями. Дружеская б. 2. Род популярного доклада, обычно с обменом мнениями, собеседование. Провести беседу.. ..

Беседа

Беседы, ж. 1. Разговор, преимущ. Продолжительный и дружеский или деловой. Беседа затянулась далеко за полночь. 2. Лекция с участием слушателей в обмене мнений. Провести беседу. 3. То же, что интервью (газет.). Беседа нашего корреспондента с главой делегации.. ..

Беседа

Выяснение этимологии этого слова дает нам любопытную возможность узнать, что общего между такими, казалось бы, далекими друг от друга понятиями, как "сидеть" и "говорить". Первая часть этого слова – бес (или "без" в древнерусском языке) означала "снаружи", а седа - "сидение". Итак, поначалу это слово означало "сидение перед домом". Но сколько же можно просидеть молча перед домом. Вероятно, нашим предкам быстро надоедало такое пустое сидение, и они переходили к разговору, а слово беседа постепенн..

Беседа

Общеслав. Скорее всего, сращение наречия без «вне, снаружи» и седа (е из «ять») «сидение» («место сидения» >. «скамейка»). Оба слова в настоящее время исчезли. Наречие без превратилось в приставку без- (бес-), а седа сохранилось лишь как корневая морфема в составе производных, см. Сидеть. Значение изменялось таким образом. «сидение вне дома», затем «разговор во время такого сидения» и «беседа». Ср. Др.-исл. Útiseta «сидение снаружи при гадании». Uti «вне», seta «сидение». Ср. Диван «софа» и ди..

Беседа

Старославянское – бесъда.. ..

Беседа

Бесе́да "разговор, поучение", диал. "собрание, пиршество", бесе́дка "легкая летняя постройка, увитая зеленью", укр. Бе́сiда "беседа", ст.-слав. Бесѣда λόγος, ῥῆμα, ὁμιλία, болг. Бесе́да, сербохорв. Бѐсjеда, словен. Besė̑da "слово, речь", чеш. Beseda, др.-чеш. Besěda, польск. Biesiada "пир". Из *bez-+ *sěda "сидение снаружи" со стар. Знач. Bez- "снаружи". Ср. Др.-инд. Bahíṣ "снаружи", bahirdvāram "место перед дверью". См. Бернекер 1, 52 и сл. Jagić-Festschrift 599 и сл. В семантическом отн..

Беседа

«БЕСЕДА» I. - журнал, выходивший в 1871-1872 в Москве, под ред. С.Юрьева, умеренно-славянофильского направления. Указатель к журналу в ст. БессоноваВ.И., «Библиографические известия» (1915, 3-4).Библиография. МезьерА.В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 258 и 321.II. - журнал литературы и науки, издававшийся в Берлине в 1923-1925, при ближайшем участии проф. Б.Ф.Адлера, Андрея Белого, проф. Ф.А.Брауна, М.Горького и В.Ф.Ходасевича. Вышли №№1-7. ..

Беседа

БЕСЕ´. ..

Беседа

(в психологии) - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.. ..

Беседа

- праздничное собрание. Вечеринка. Казаки поют. "Ой, развеселая она да беседушка, как батенька пьеть" или у Некрасовцев. "А как наши старики по беседам все сидят, про Азов город говорят". На Б-дах водки пили мало, а зато много песни играли.. ..

Бёрон Пётр

(ок. 1795, по др. Сведениям, 1800—21.3.1871, Крайова), болг. Просветитель, писатель и педагог. Автор первого болг. Светского букваря (1824) и соч. По естеств. Наукам. Б. Выступал за обучение на родном языке, за светский и реальный характер образования, соответствие уч. Материала уровню развития учащихся. Сторонник Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения и звукового метода обучения грамоте. Высказывался против телесных наказаний и распространённого в то время во мн. Странах отрицательного о..

Берт (Вurt) Сирил Лодовик

(3.3.1883, Стратфорд-он-Эйвон, — 10.10.1971, Лондон), англ, психолог. Окончил Оксфордский ун-т (1908). Преподавал в Ливерпульском (1909—13) и Кембриджском (1912- 1913) ун-тах. Чл. Муниципального совета Лондона по отделу образования (1913- 1932). Проф. Педагогики и психологии Лондонского ун-та (1924—31).Б. Проводил исследования по широкому кругу проблем. Способностей и одарённости, темперамента, проф. Ориентации, умственной отсталости, дет. Преступности и др. Широко использовал близнецовый метод ..

Беседа, Метод Психолого-пед. Исследования

Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.). Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми. Исследование методом Б. Предусматривает наличие общего плана Б., как правило не включающего конкретных вопросов (как это имеет место при использовании анкет и опросников), с выделением в нём осн. Тем и положений, к-рые до..

Бескорыстие

Способность приносить добро и пользу людям, не ожидая взамен личных выгод. Б. Занимает особое место в ряду моральных качеств, поскольку характеризует все моральные отношения и является их универсальным свойством. И. Кант указывал, что собственно моральные поступки совершаются не просто «сообразно с долгом», но «ради долга». Действия человека могут внешне выглядеть сообразными с долгом, т.е. Реализовывать ту или иную моральную норму, но на самом деле быть направленными на получение за это награды..

Дополнительный поиск Беседа Беседа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беседа" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беседа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа