Беспризорность Детская

170

Отсутствие у детей и подростков семейного или гос. Попечения, пед. Надзора и нормальных условий жизни. Причины Б. Носят социально-экон. Характер. Б. Возникала в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. Потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. Способствовали экон. Кризисы, безработица, нужда и дет. Эксплуатация. Б. Как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, дет. Воспитат., уч. Заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в т. Ч. Злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, к-рые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома.

Б. Неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия. Рост правонарушений, преступность, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.Помощь беспризорным детям традиционно в большинстве стран оказывали благотворит, об-ва, частные лица и религ. Организации. В период 1-й мировой войны и в первые годы после неё мн. Гос-ва в связи с ростом Б. Издали законы об охране детства и защите детей — жертв войны. Аналогичный проект, выработанный в дорев. России, силы закона не получил.Проблема охраны и защиты детства, ликвидации Б. Как следствия войн, хоз. Разрухи, голода была выдвинута в РСФСР на первый план. В 1919 был создан Гос. Совет защиты детей (пред. А. В. Луначарский), в к-рый вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и труда.

С 1920 дело охраны детства сосредоточилось в Наркомпросе РСФСР, объединившем меры социальной защиты, помощи и социального воспитания детей. В 1921 образована комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (Деткомиссия ВЦИК, пред. Ф. Э. Дзержинский) и издан декрет об организации дет. Социальной инспекции, на к-рую возлагалась работа по борьбе с Б. На местах. К 1922 Б. В стране приняла угрожающий характер (ок. 7 млн. Беспризорных). Сов. Гос-во выделило на её ликвидацию большие средства, к-рые составлялись из ассигнований гос. И местных бюджетов. В финансировании участвовал также «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (осн. В 1924 на добровольные отчисления рабочих и крестьян). Было создано добровольное об-во -чДруг детей» (1924).В целях законе дат.

Оформления системы социально-правовой защиты несовершеннолетних детей декрет ВЦИК и СНК (1926) утвердил Положение о мероприятиях по борьбе с дет. Беспризорностью в РСФСР, изданы законодат. Акты в др. Республиках. Пост. ЦИК и СНК СССР (1926) «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» определило меры по созданию благоприятных условий для развития деятельности учреждений и орг-ций, ведущих эту работу, а также по трудовому обучению и устройству беспризорных детей.Система ликвидации Б. Включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, охрану прав ребёнка, социальную помощь и профилактику Б. Для бесприютных детей организовывались столовые, ночлежные дома, приёмно-распределит.

Пункты. Осн. Формой борьбы с Б. Стали дет. Воспитат. Учреждения интернатного типа — детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, дет, городки, готовившие своих воспитанников к трудовой и общественно полезной деятельности. Широко применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.В первые годы сов. Власти (вплоть до сер. 20-х гг.) в пед. Кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживался точки зрения, распространённой также в Зап. Европе и Америке, что осн. Причины Б. Связаны с личными особенностями подростков, их врождённой дефективностью и психол. Отклонениями. Беспризорных причисляли к дефективным детям, называли антисоциальными элементами. Соответственно предлагались системы и принципы их воспитания в закрытых учреждениях тюремного типа, преим.

С помощью мер наказания и принуждения. П. П. Бланский в 1923 в статье «О так называемой моральной дефективности» (Избр. Пед. И психол. Соч. В 2 тт., т. 1, 1979) дал таким пед. Взглядам исчерпывающую критику. Его поддержали моек, психиатры. В 2-й пол. 20-х гг. Было признано, что беспризорные дети — это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экон. Обстоятельств оказавшиеся на улице и вынужденные самостоятельно бороться за своё существование. Они отличаются от детей из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к искусств, возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. П.). Нек-рые из них преждевременно начинали половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдались хорошая физич.

Закалка (хотя у определённой части беспризорников присутствовали туберкулёз, наследств, сифилис, а также болезни, сопутствующие голоду и нищете, — чесотка, тиф и др.), выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Эти качества опытные педагоги использовали в работе с беспризорными детьми и правонарушителями, создавая им макс, возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной деятельности. Одним из наиб, действенных средств воспитания являлся творч. Труд (в т. Ч. На произ-ве, в с. Х-ве, в интеллектуальной области и др.). Успешный опыт работы был накоплен в Колонии имени М. Горького и Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, возглавляемых А.

С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (руководитель М. С. Погребинский), Школе им. Ф. М. Достоевского (директор В. Н. Со-рока-Росинский), в школе-колонии «Красные зори» (руководитель И. В. Ионин) и др. В сер. 30-х гг. Дет. Б. Была в основном ликвидирована. Опасность массовой Б. Вновь возникла в годы Вел. Отеч. Войны. По данным органов просвещения, за первые два года войны связь с родителями потеряли почти 200 тыс. Детей. Благодаря своевременно принятым мерам проблема Б. Была решена. Осиротевшие дети вывозились в тыл, передавались семьям трудящихся на пат-ронирование. Расширялась сеть дет. Домов (в 1945 в 5390 дет. Домах насчитывалось 650 тыс. Воспитанников). Значит, роль сыграла система трудовых резервов. С 1943 создавались спец. Ремесл. Уч-ща, куда принимались дети погибших военнослужащих и партизан и дети, лишившиеся родителей во время оккупации.

С кон. 40-х гг. Случаи ухода детей из семьи или дет. Воспитат. Учреждений, связанные с конфликтными ситуациями, поисками приключений и т. П., объяснялись гл. Обр. Дет. Безнадзорностью.Б. Продолжает существовать большей частью в экономически слабо развитых странах. В 50—60-е гг. Считалось, что в индустриально развитых странах с Б. Покончили ещё в 19 в. Однако в кон. 20 в. Возник феномен новой волны Б., проявившийся в проблеме т. Н. Уличных детей, к-рая привлекла к себе внимание мировой общественности в 1979, накануне Междунар. Года ребёнка. По оценкам Дет. Фонда ООН (ЮНИСЕФ), во 2-й пол. 80-х гг. В мире насчитывалось ок. 30 млн. Уличных детей, среди них выделялись группы подростков, сохраняющих нек-рые связи с семьёй, а также собственно беспризорные, одинокие дети (св.

30% от общего числа).В развитых странах число беспризорных детей растёт по мере отчуждения, систематич. Отторжения их обществом. Характерно, что в странах с действенной системой всеобщего социального обеспечения собственно беспризорных детей почти нет, но имеется довольно значительный контингент уличных детей, покинувших семью по причинам преим. Не материального, а нравств. Характера. Б. Свойственна странам со ср. Уровнем доходов населения. По нек-рым оценкам, она наиболее распространена в Лат. Америке (например, в Бразилии, Колумбии, Мексике), хотя, возможно, такое положение объясняется более лёгким доступом к данным, чем в др. Регионах. Специалисты считают, что при сохранении демографич. Тенденций в мире число беспризорных детей будет увеличиваться.Особенность совр.

Б. В том, что её причины — не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и техн. Цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию сел. Населения в города, разрастание городов, а вследствие этого — неуправляемость гор. Инфраструктуры. Др. Важнейшие причины Б. — распад семьи, её бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеар-ную, тяжёлое положение женщины, а также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании, в приобщении к культуре.Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют своё прошлое, не обретая определённого будущего. Постоянный страх перед физич. Расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, полицией в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л.

Группах (шайках, бандах и т. П.). В шайках, часто находящихся на службе у мафии, дети подвергаются эксплуатации (в т. Ч. И сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие формирования представляют собой серьёзную опасность для общества, поскольку они способны вызвать беспорядки и нарушить нормальную жизнь целых районов и городов.Ликвидация и профилактика Б. Вновь становятся важнейшими обществ, проблемами. Плодотворно решить вопрос Б. Можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий гос., обществ, и частных орг-ций. Во мн. Гос-вах наряду с общими социальными существуют спец. Попечительские программы, объединяющие обществ, усилия в деле помощи беспризорным детям. В 1982 под эгидой Междунар.

Католич. Бюро помощи детям была принята Междунар. Программа неправительственных орг-ций по проблемам уличных детей и подростков, ставшая первым шагом на пути создания интернац. Сети информации и поддержки социальных работников и учреждений. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.Опыт мн. Стран показал, что традиц. Меры профилактики Б. (создание спец. Воспитат. Учреждений. Дет. Домов, приютов и т. Д.) не всегда оправдывают себя. Не везде число дет. Учреждений, условия содержания и воспитания в них соответствуют нормальному уровню жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в закрытых учреждениях (в т. Ч. И в тюрьмах) беспризорных детей, совершивших к.-л. Проступки.

Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах лишения свободы приобретают асоциальный опыт и превращаются в потенциальных преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физич., психич. И интеллектуального развития.Осн. Мерами профилактики Б. Должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать дет. Дома, в к-рых воспитат. Группы способны частично заменить ребёнку семью. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины, дет.

Деревни и др. Уличные дети, ещё не полностью порвавшие связи с семьёй, объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для разл. Общественно полезной деятельности (трудовой, в т. Ч. И на произ-ве, в сфере обслуживания, благотворительной и т. П.), в группы самопомощи и др. Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из к-рых многие — сами бывшие беспризорники. В ряде стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях их подготовки к гражд.

Службе. Ликвидировать проблему Б. Может только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.Лит. Лившиц Е., Социальные корни беспризорности, М., 1925. Маро (Левитина М. И.), Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. С предисл. А. Б. Зал-кинда, М., 1925. Гос-во и общественность в борьбе с дет. Беспризорностью, М. — Л1927. Утевский Б. С., Борьба с дет. Беспризорностью, под ред. Я. А. Перель и А. А. Любимова, М. — Л., 1932. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по междунар. Гуманитарным вопросам, пер. С англ., М., 1990..

Значения в других словарях
Бескорыстие

Способность приносить добро и пользу людям, не ожидая взамен личных выгод. Б. Занимает особое место в ряду моральных качеств, поскольку характеризует все моральные отношения и является их универсальным свойством. И. Кант указывал, что собственно моральные поступки совершаются не просто «сообразно с долгом», но «ради долга». Действия человека могут внешне выглядеть сообразными с долгом, т.е. Реализовывать ту или иную моральную норму, но на самом деле быть направленными на получение за это награды..

Беспалько Владимир Павлович

(р 17 8 1930, г Умань, Украина), педагог, акад РАО (1992), д-р пед наук (1968), проф (1972) Окончил Моек автомеха-нич ин-т (1953) Преподавал в ср школах и проф уч заведениях С 1955 науч сотрудник АПН Авт пособия для учащихся ср школы «Практикум по машиноведению» (1957) Преподает на ф-те психологии МГУ Осн труды по теории пед систем, дидактике, пед технологии и управлению познават деятельностьюС о ч Программированное обучение, M , 1970, Основы теории пед систем, Воронеж, 1977, Теория учебника, M ..

Бессознательное

В широком смысле — совокупность психич. Процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психол. Теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. Цели и последствия к-рого не осознаются.Понятие Б. Восходит к учению Платона о «скрытом знании». В философии и психологии нового времени идеи Р. Декарта, утвердившего тож..

Бестужев Александр Федосеевич

[24.11(5.12).1761—20.3(1.4).18Ю, Петербург], просветитель, публицист. Отец декабристов Бестужевых. Николая, Александра (лит. Псевдоним Марлинский), Михаила, Петра. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инж. Кадетском корпусе в Петербурге, был оставлен корпусным офицером. В 1789- 1790 на воен. Службе. С 1800 правитель канцелярии Академии художеств и фак-тич. Помощник през. Графа А. С. Строганова. Совместно с И. П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798) по поручению и на сред..

Дополнительный поиск Беспризорность Детская Беспризорность Детская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беспризорность Детская" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беспризорность Детская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 22 символа