Бецкой Иван Иванович
[3(14).2.1704, Стокгольм, — 31.8(11.9).1795, Петербург], гос. И обществ, деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. Служил в Петербурге в Коллегии иностр. Дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. Обр. За границей. В 1764—94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план шк. Реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утверждён в 1764), в к-ром, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитат. Домов и др. Соч., изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные пед. Взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Б. Надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.
Е. «третий чин») с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского гос-ва. Условием формирования первого поколения «новых людей» Б. Считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 — нач. 70-х гг. Создал систему закрытых уч.-воспитат. Учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 18—20 лет, в т. Ч. Вос- питат. Дома в Москве и Петербурге, Коммерческое уч-ще, мещанские уч-ща при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало ср. Жен. Образованию в России. Осн. Задачей новых учреждений Б. Считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не проф.
Работника. Обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразоват. Дисциплин, способствующих гл. Обр. Нравств. Развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хоз. Дел, ремесленно-ху-дож. Специальностям в соответствии с их склонностями. Серьёзное внимание Б. Уделял физич. Развитию детей, приобщению к домашнему труду. Пед. Программа Б. Предполагала использование "гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний.
Однако на практике идеи Б. Оказались несостоятельными. Не-удовлетворит. Состояние его уч.-воспи-тат. Учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Б. Системы образования и начало подготовки шк. Реформы 1782—86.Соч. Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, т. 1—2, СПБ. 1789—91.Лит. Майков П. М., И. И. Бецкой. Опыт его биографии, СПБ, 1904. Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. Просвещения в России в XVIII — XIX вв., СПБ, 1912. Краснобаев Б. И., Очерки истории рус. Культуры XVIII в., М., 1972..
Дополнительный поиск Бецкой Иван Иванович
На нашем сайте Вы найдете значение "Бецкой Иван Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бецкой Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 20 символа