Болгария
(Белгария), Республика Болгария, гос-во на Ю. Европы на Балканском п-ове. Пл. 111 тыс. Км *. Нас. 8,99 млн. Чел. (1990). Ок. 86% — болгары. Офиц. Яз. — болгарский. Столица — София.Первые школы в Б., церковные и монастырские, были открыты в 9 в. Изгнанными из Моравии учениками Кирилла и Мефодия. Обучение в них велось на древ-неслав, языке. Наиб, известными были Охридская школа (осн. В Македонии Климентом Охридским) и Преславская (осн. Наумом в Преславе), к-рая в 10 в. Стала придворной Академией, её виднейшими представителями были Иоанн Экзарх, Константин Преславский, Черноризец Храбр. В 10—12 вв. Просвещение распространялось через секты богомплов, среди к-рых было много грамотных. В 13—14 вв. Существовало 2 вида школ — элементарные и высшие.
В первых элементарных школах учили чтению, письму, религии, христианской морали, в высших изучали также риторику, философию, физиологию. В качестве средства нравств. Усовершенствования применялся физич. Труд. Ко 2-й пол. 14 в. Нек-рые из высш. Школ начали приобретать характер науч. Учреждений (Килифаревская и особенно Тырновская, осн. Патриархом Евфи-мием Тырновским).Период османского господства (1396- 1878) прервал развитие просвещения и культуры в Б. Стал насаждаться ислам. Слав, школы оставались только при монастырях для подготовки лиц духовного звания. В 16 в. В Софии было неск. Школ, в к-рых помимо священников готовили т. Н. Грамматистов, переписчиков книг, иконописцев. В 17—18 вв. Распространённым типом школ стали т. Н. Ки-лийные школы (от килия — келья).
Учителями в них были монахи, священники, церковные служки, а также ремесленники, корчмари и др. Число учащихся в таких школах редко достигало 20—30 чел., учитель индивидуально занимался с учениками, обучая их чтению религ. Книг, в меньшей степени письму и начаткам счёта. Учитель в зависимости от успехов ученика получал вознаграждение. В кон.18 -нач. 19 в. Начали распространяться греч., славяно-греч., а затем и болг. Нач. Школы, использовавшие систему взаимного обучения. Наиб, известность получила Габровская школа, созданная в 1835 по инициативе В. Априлова. В 1873 она стала первой болг. Гимназией. В 40-х гг.19 в. Появились первые жен. Школы. После освобождения от османского ига (1878) развитие образования значительно ускорилось.
В 1880 было провозглашено обязат. 4-летнее нач. Обучение, начали открываться ср. Общеобразоват. И проф. Школы, в 1888 первая высш. Школа (София, в 1904 реорганизована в ун-т). Закон 1921 установил продолжительность обязат. Обучения в 7 лет (4 года нач. Школа и 3 года прогимназия). В шк. Систему входили также гос. И частные гимназии, классич. И реальные. Курс полного ср. Образования занимал 12 лет. После воен.-фаш. Переворота 1934 мн. Демокр. Элементы в системе образования были отменены. Реальные гимназии преобразованы в реальные уч-ща, фактически тупиковые. В городах открывались т. Н. Гимназии 2-й ступени, также как и реальные уч-ща не дававшие права на поступление в вузы. На основе курса обязат. Обучения действовали разл. Проф. Уч. Заведения. К 1939 насчитывалось всего 5 вузов.
Работали св. 200 дошк. Учреждений, гл. Обр. Частных (ок. 10 тыс. Воспитанников).В Нар. Республике Болгарии (1944- 1990) школа была отделена от церкви, ликвидированы частные уч. И воспитат. Учреждения. В единую гос. Систему образования были включены школы для детей нац. Меньшинства (турецкие, цыганские и др.), все дошк. Учреждения. К 1949 охват детей нач. Школой составил ок. 97%. С 1950 по пост, пр-ва НРБ гимназии и школы обязат. Обучения стали объединяться. По закону 1959, ставившему целью укрепление связи школы с жизнью, дошк. Воспитание стали осуществлять не только специализиров. Учреждения, но и приготовит, классы, объединённые с нач. Школами. Обучение на осн. Ступени шк. Курса устанавливалось в 8 лет. В полной ср. Школе — 12 лет. Уже в нач. Школе (1—4-е кл.) вводилось трудовое обучение.
В 50—70-х гг. Значит, развитие получила сеть высших и ср. Спец. Уч. Заведений.В кон. 50-х гг. Упразднены школы для нац. Меньшинств. Фактически сохранялось (до нач. 80-х гг.) только факультативное преподавание родного языка учащимся-туркам. В 70-е гг. Взят курс на переход к всеобщему ср. Образованию. Длительность обязат. Обучения устанавливалась в 10 лет. В 80-х гг. Фактически действовали параллельно 2 модели шк. Образования, одна из к-рых (с 8-летним осн. Обучением) находилась в стадии ликвидации, другая (с 10-летним базовым курсом) — в стадии становления. В 1990 нормативные док-ты, регулировавшие деятельность школы, признаны не соответствующими изменениям в обществ.-полит, жизни страны. В обстановке отказа от идеологизации гос. Жизни, перехода к многопартийности и к новой ориентации на традиц.
Нац. И общечеловеческие ценности в 1991 принят Закон о шк. Образовании.Современная система образования включает дошк. Учреждения для детей 3—6 лет. Единую школу, в к-рой выделяются 2 ступени. Базовая — начальная (4 года) и неполного среднего (4 года) — и полного ср. Образования. Проф. И высшие (в т. Ч. Неполные высшие) уч. Заведения. Функции координации деятельности уч. Заведений возложены на Мин-во образования и науки, созданное в 1991 вместо двух отраслевых мин-в. Нар. Просвещения и науки и высш. Образования. Мин-ву подведомственны 28 региональных инспекторских управлений. Законом разрешено создание как гос., так и обществ, и частных уч.-воспитат. Учреждений. Предусмотрена система их гос. Аккредитации.В нач. 90-х гг. Во всех типах д о-школьных учреждений воспитывалось св.
300 тыс. Детей. В дет. Садах и т. П. Было занято ок. 30 тыс. Пед. Работников.Общее образование. Возраст обязат. Обучения установлен от 6—7 до 16 лет. Осн. Предметы нач. Школы. Родной язык, основы математики, природоведение, физич. Воспитание. На интегра-тивной основе преподаются история, основы эстетич. Культуры, худож. И техн. Творчества. На ступени базового образования добавляются расширенные курсы родного языка и лит-ры, нац. И всемирной истории. Вводится изучение иностр. Яз., систематич. Курсов естеств.-матем., обществоведч. И гуманитарных предметов. Успешность обучения контролируется экзаменами при переходе со ступени на ступень. Для учащихся предусмотрены разл. Варианты получения общего образования. В полной ср. Школе (или гимназии) или в проф. Уч.
Заведении.Базовые и полные ср. Школы находятся в ведении органов местного самоуправления. Школы конкретизируют осн. Положения уч. Программ применительно к экон. И социальным условиям своего региона и с учётом интересов учащихся. Школы получили право самостоятельно определять цели и методы обучения. Дифференциация обучения может охватывать от 50 до 80% содержания программ. Предусмотрено преподавание предметов по выбору учащихся, профилирование обучения и т. П., однако программа общего образования не предусматривает проф. Подготовки учащихся.В кон. 1991 насчитывалось св. 3,3 тыс. Нач. Школ (св. 330 тыс. Уч-ся), 2,8 тыс. Неполных ср. Школ (ок. 590 тыс. Уч-ся). В них было занято св. 66 тыс. Учителей. Полное ср. Образование давали св. 500 общеобразоват.
Школ (более чем 70 тыс. Уч-ся).Профессиональное образование. Первые профшколы появились во 2-й пол 19 в. Наиб, известной была Свищовская частная торговая школа, осн. В 1873. На основании закона 1880 были созданы ср. Профшколы, число к-рых особено увеличилось после принятия закона 1921. Шк. Закон 1948 ввёл в систему проф. Образования (после 7 лет обучения) школы трудовых резервов и фабрично-заводского ученичества со сроком обучения 1—3 года, а также техникумы (3—5 лет обучения). Законом 1959 «Об усилении связи школы с жизнью» наряду с существовавшими профшколами (работавшими на базе 8-летнего обязат. Обучения) организованы ср. Проф-уч-ща со сроком обучения от 1 до 5 лет на базе полной ср. Школы. После 1979 техникумы преобразованы в центры повышения квалификации, к-рые готовят специалистов в течение 2 лет.
Фактически в течение 80-х гг. Продолжалась работа как ср. Профуч-щ, так и техникумов. В 1990 разработан их примерный устав.В нач. 90-х гг. Действовало св. 600 проф. Уч. Заведений, дававших общее ср. Образование (св. 310 тыс. Уч-ся). Среди них — 13 худож. Школ и т. П. (3,3 тыс. Уч-ся).Высшее образование. В систему высш. Уч. Заведений входят высшие (от 4 до 6 лет обучения) и неполные высшие уч. Заведения (2-Згода). В нач. 90-х гг. В 30 вузах обучалось св.150 тыс, студентов и работало св. 20 тыс, преподавателей. Имелось св. 40 неполных высших уч. Заведений (ок. 30 тыс. Студентов). Крупнейшие вузы. В Софии — ун-т «Климент Охридский» (11 ф-тов, 9,6 тыс. Студентов), механико-электротехн. Ин-т (осн. В 1953. 11 ф-тов, 9 тыс. Студентов), экон. Ин-т (1920. 6 ф-тов, св. 7 тыс. Студентов).
В Тырново — ун-т «Кирилл и Мефодий» (1971. Св. 3 тыс. Студентов). В Пловдиве — ун-т «Паисий Хилендарский» (1961. 4 ф-та, 3,3 тыс. Студентов). К числу неполных высших уч. Заведений относятся 16 учительских ин-тов (11,3 тыс. Уч-ся и 860 преподавателей), ин-т связи, библиотечный ин-т и др.Педагогическое образование. Подготовка учителей нач. Классов осн. Школ и воспитателей дошк. Учреждений осуществляется на базе 12-летней школы в неполных высших уч. Заведениях с 2-летним курсом обучения, учителей-предметников для 5—8-го кл. С 3-летним курсом обучения, преподавателей 9—12-го кл. И гимназий- на соответствующих ф-тах ун-тов и в Высш. Пед. Ин-те в г. Шумен, Повышение квалификации учителей ведётся в ин-тах усовершенствования учителей, в высш.
Уч. Заведениях, готовящих учителей, при окружных пед. Кабинетах, метод, объединениях и пр.Педагогическая мысль и педагогические научные учреждения. С началом нац. Возрождения в Б. (2-я пол. 18 в.) выдвигаются идеи светской школы и обучения на родном языке. В кон. 18 — нач. 19 вв. Учёные-просветители Паисий Хилендарский, Софроний Врачанский, П. Берон, В. Априлов, Неофит Риль-ский издают книги на болг. Яз. И переводят на болг. Яз. Книги с др. Языков. Большое значение имело для болг. Просвещения издание Бероном «Букваря». (1824). В 40-х гг. 19 в. Возросло культурное влияние России на Б. Мн. Болгары получали образование в России и, возвращаясь на родину в качестве шк. Учителей, применяли в школах рус. Пед. Методы преподавания по классно-урочной системе, обучения грамоте по звуковому методу.
Борцы за освобождение Б. От тур. Ига Г. Раковский, Л. Караеелов, X. Бо-тев и др. Большое внимание уделяли вопросам нар. Образования, выступали за демократизацию школы, за светскую направленность обучения. В первые годы после освобождения от османского ига болг. Школа развивалась под влиянием демокр. Идей М. Дринова, назначенного руководителем ведомства нар. Просвещения и духовных дел. В кон. 19 — нач. 20 вв. Большое распространение в болг. Педагогике получило гербартиан-ство, а затем идеи трудовой школы, свободного воспитания и др. Пед. Течения. Значит, распространение среди болг. Педагогов получили труды П. Майкова. В кон. 19 — нач. 20 вв. В Б. Стали известны марксистские пед. Идеи, пропагандистами к-рых были Д. Благоев, Л. Кандев, Т. Павлов и др., активно выступавшие за расширение бесплатного обучения в школах и в защиту социальных интересов болг.
Учителей. Положит, отклик в Б. Нашли декреты и постановления в области нар. Образования, изданные в России после Окт. Революции. В 1920- 23 были проведены нек-рые демокр. Преобразования в области просвещения (закон 1921). После 1944 пед. Наука в Б. Стала развиваться на марксистско-ленинской методологии, основе. Гл. Направлением н.-и, практич. Деятельности было строительство социалистич. Школы. В 1945 в системе Болг. АН открыт Ин-т философии, в к-ром имелась секция педагогики. В 1950 создан Пед. Ин-т при Болг. АН (с 1977 — НИИ общего образования^Тодор Самодумов», с 1989 — НИИ образования), — осн. Центр пед. Исследований. Пе-риодич. Издания по педагогике. «Народна просвета» (с 1945. В 1991 преобразован в журн. «Педагогика»), «Отеврено образование» (с 1991).Лит.
История на образование™ и педаго-гическата мисел в Белгарии, т. 1, София, 1975. Школа европ. Стран социализма. Послевоенное развитие и совр. Проблемы, М., 1976. Воспитат. Работа в школах стран социализма. Вопросы теории и практики, М., 1982. Ч а-к ы p о в Н., Совр. Школа и педагогика в Нар. Республике Болгарии, пер. С болг., М., 1987. Стоянов П., Социально-пед. Система в Нар. Республике Болгарии, пер. С болг., М., 1988. Г. А. Касвин,.
Дополнительный поиск Болгария
На нашем сайте Вы найдете значение "Болгария" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Болгария, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 8 символа