Болгария

130

(Белгария), Республика Болгария, гос-во на Ю. Европы на Балканском п-ове. Пл. 111 тыс. Км *. Нас. 8,99 млн. Чел. (1990). Ок. 86% — болгары. Офиц. Яз. — болгарский. Столица — София.Первые школы в Б., церковные и монастырские, были открыты в 9 в. Изгнанными из Моравии учениками Кирилла и Мефодия. Обучение в них велось на древ-неслав, языке. Наиб, известными были Охридская школа (осн. В Македонии Климентом Охридским) и Преславская (осн. Наумом в Преславе), к-рая в 10 в. Стала придворной Академией, её виднейшими представителями были Иоанн Экзарх, Константин Преславский, Черноризец Храбр. В 10—12 вв. Просвещение распространялось через секты богомплов, среди к-рых было много грамотных. В 13—14 вв. Существовало 2 вида школ — элементарные и высшие.

В первых элементарных школах учили чтению, письму, религии, христианской морали, в высших изучали также риторику, философию, физиологию. В качестве средства нравств. Усовершенствования применялся физич. Труд. Ко 2-й пол. 14 в. Нек-рые из высш. Школ начали приобретать характер науч. Учреждений (Килифаревская и особенно Тырновская, осн. Патриархом Евфи-мием Тырновским).Период османского господства (1396- 1878) прервал развитие просвещения и культуры в Б. Стал насаждаться ислам. Слав, школы оставались только при монастырях для подготовки лиц духовного звания. В 16 в. В Софии было неск. Школ, в к-рых помимо священников готовили т. Н. Грамматистов, переписчиков книг, иконописцев. В 17—18 вв. Распространённым типом школ стали т. Н. Ки-лийные школы (от килия — келья).

Учителями в них были монахи, священники, церковные служки, а также ремесленники, корчмари и др. Число учащихся в таких школах редко достигало 20—30 чел., учитель индивидуально занимался с учениками, обучая их чтению религ. Книг, в меньшей степени письму и начаткам счёта. Учитель в зависимости от успехов ученика получал вознаграждение. В кон.18 -нач. 19 в. Начали распространяться греч., славяно-греч., а затем и болг. Нач. Школы, использовавшие систему взаимного обучения. Наиб, известность получила Габровская школа, созданная в 1835 по инициативе В. Априлова. В 1873 она стала первой болг. Гимназией. В 40-х гг.19 в. Появились первые жен. Школы. После освобождения от османского ига (1878) развитие образования значительно ускорилось.

В 1880 было провозглашено обязат. 4-летнее нач. Обучение, начали открываться ср. Общеобразоват. И проф. Школы, в 1888 первая высш. Школа (София, в 1904 реорганизована в ун-т). Закон 1921 установил продолжительность обязат. Обучения в 7 лет (4 года нач. Школа и 3 года прогимназия). В шк. Систему входили также гос. И частные гимназии, классич. И реальные. Курс полного ср. Образования занимал 12 лет. После воен.-фаш. Переворота 1934 мн. Демокр. Элементы в системе образования были отменены. Реальные гимназии преобразованы в реальные уч-ща, фактически тупиковые. В городах открывались т. Н. Гимназии 2-й ступени, также как и реальные уч-ща не дававшие права на поступление в вузы. На основе курса обязат. Обучения действовали разл. Проф. Уч. Заведения. К 1939 насчитывалось всего 5 вузов.

Работали св. 200 дошк. Учреждений, гл. Обр. Частных (ок. 10 тыс. Воспитанников).В Нар. Республике Болгарии (1944- 1990) школа была отделена от церкви, ликвидированы частные уч. И воспитат. Учреждения. В единую гос. Систему образования были включены школы для детей нац. Меньшинства (турецкие, цыганские и др.), все дошк. Учреждения. К 1949 охват детей нач. Школой составил ок. 97%. С 1950 по пост, пр-ва НРБ гимназии и школы обязат. Обучения стали объединяться. По закону 1959, ставившему целью укрепление связи школы с жизнью, дошк. Воспитание стали осуществлять не только специализиров. Учреждения, но и приготовит, классы, объединённые с нач. Школами. Обучение на осн. Ступени шк. Курса устанавливалось в 8 лет. В полной ср. Школе — 12 лет. Уже в нач. Школе (1—4-е кл.) вводилось трудовое обучение.

В 50—70-х гг. Значит, развитие получила сеть высших и ср. Спец. Уч. Заведений.В кон. 50-х гг. Упразднены школы для нац. Меньшинств. Фактически сохранялось (до нач. 80-х гг.) только факультативное преподавание родного языка учащимся-туркам. В 70-е гг. Взят курс на переход к всеобщему ср. Образованию. Длительность обязат. Обучения устанавливалась в 10 лет. В 80-х гг. Фактически действовали параллельно 2 модели шк. Образования, одна из к-рых (с 8-летним осн. Обучением) находилась в стадии ликвидации, другая (с 10-летним базовым курсом) — в стадии становления. В 1990 нормативные док-ты, регулировавшие деятельность школы, признаны не соответствующими изменениям в обществ.-полит, жизни страны. В обстановке отказа от идеологизации гос. Жизни, перехода к многопартийности и к новой ориентации на традиц.

Нац. И общечеловеческие ценности в 1991 принят Закон о шк. Образовании.Современная система образования включает дошк. Учреждения для детей 3—6 лет. Единую школу, в к-рой выделяются 2 ступени. Базовая — начальная (4 года) и неполного среднего (4 года) — и полного ср. Образования. Проф. И высшие (в т. Ч. Неполные высшие) уч. Заведения. Функции координации деятельности уч. Заведений возложены на Мин-во образования и науки, созданное в 1991 вместо двух отраслевых мин-в. Нар. Просвещения и науки и высш. Образования. Мин-ву подведомственны 28 региональных инспекторских управлений. Законом разрешено создание как гос., так и обществ, и частных уч.-воспитат. Учреждений. Предусмотрена система их гос. Аккредитации.В нач. 90-х гг. Во всех типах д о-школьных учреждений воспитывалось св.

300 тыс. Детей. В дет. Садах и т. П. Было занято ок. 30 тыс. Пед. Работников.Общее образование. Возраст обязат. Обучения установлен от 6—7 до 16 лет. Осн. Предметы нач. Школы. Родной язык, основы математики, природоведение, физич. Воспитание. На интегра-тивной основе преподаются история, основы эстетич. Культуры, худож. И техн. Творчества. На ступени базового образования добавляются расширенные курсы родного языка и лит-ры, нац. И всемирной истории. Вводится изучение иностр. Яз., систематич. Курсов естеств.-матем., обществоведч. И гуманитарных предметов. Успешность обучения контролируется экзаменами при переходе со ступени на ступень. Для учащихся предусмотрены разл. Варианты получения общего образования. В полной ср. Школе (или гимназии) или в проф. Уч.

Заведении.Базовые и полные ср. Школы находятся в ведении органов местного самоуправления. Школы конкретизируют осн. Положения уч. Программ применительно к экон. И социальным условиям своего региона и с учётом интересов учащихся. Школы получили право самостоятельно определять цели и методы обучения. Дифференциация обучения может охватывать от 50 до 80% содержания программ. Предусмотрено преподавание предметов по выбору учащихся, профилирование обучения и т. П., однако программа общего образования не предусматривает проф. Подготовки учащихся.В кон. 1991 насчитывалось св. 3,3 тыс. Нач. Школ (св. 330 тыс. Уч-ся), 2,8 тыс. Неполных ср. Школ (ок. 590 тыс. Уч-ся). В них было занято св. 66 тыс. Учителей. Полное ср. Образование давали св. 500 общеобразоват.

Школ (более чем 70 тыс. Уч-ся).Профессиональное образование. Первые профшколы появились во 2-й пол 19 в. Наиб, известной была Свищовская частная торговая школа, осн. В 1873. На основании закона 1880 были созданы ср. Профшколы, число к-рых особено увеличилось после принятия закона 1921. Шк. Закон 1948 ввёл в систему проф. Образования (после 7 лет обучения) школы трудовых резервов и фабрично-заводского ученичества со сроком обучения 1—3 года, а также техникумы (3—5 лет обучения). Законом 1959 «Об усилении связи школы с жизнью» наряду с существовавшими профшколами (работавшими на базе 8-летнего обязат. Обучения) организованы ср. Проф-уч-ща со сроком обучения от 1 до 5 лет на базе полной ср. Школы. После 1979 техникумы преобразованы в центры повышения квалификации, к-рые готовят специалистов в течение 2 лет.

Фактически в течение 80-х гг. Продолжалась работа как ср. Профуч-щ, так и техникумов. В 1990 разработан их примерный устав.В нач. 90-х гг. Действовало св. 600 проф. Уч. Заведений, дававших общее ср. Образование (св. 310 тыс. Уч-ся). Среди них — 13 худож. Школ и т. П. (3,3 тыс. Уч-ся).Высшее образование. В систему высш. Уч. Заведений входят высшие (от 4 до 6 лет обучения) и неполные высшие уч. Заведения (2-Згода). В нач. 90-х гг. В 30 вузах обучалось св.150 тыс, студентов и работало св. 20 тыс, преподавателей. Имелось св. 40 неполных высших уч. Заведений (ок. 30 тыс. Студентов). Крупнейшие вузы. В Софии — ун-т «Климент Охридский» (11 ф-тов, 9,6 тыс. Студентов), механико-электротехн. Ин-т (осн. В 1953. 11 ф-тов, 9 тыс. Студентов), экон. Ин-т (1920. 6 ф-тов, св. 7 тыс. Студентов).

В Тырново — ун-т «Кирилл и Мефодий» (1971. Св. 3 тыс. Студентов). В Пловдиве — ун-т «Паисий Хилендарский» (1961. 4 ф-та, 3,3 тыс. Студентов). К числу неполных высших уч. Заведений относятся 16 учительских ин-тов (11,3 тыс. Уч-ся и 860 преподавателей), ин-т связи, библиотечный ин-т и др.Педагогическое образование. Подготовка учителей нач. Классов осн. Школ и воспитателей дошк. Учреждений осуществляется на базе 12-летней школы в неполных высших уч. Заведениях с 2-летним курсом обучения, учителей-предметников для 5—8-го кл. С 3-летним курсом обучения, преподавателей 9—12-го кл. И гимназий- на соответствующих ф-тах ун-тов и в Высш. Пед. Ин-те в г. Шумен, Повышение квалификации учителей ведётся в ин-тах усовершенствования учителей, в высш.

Уч. Заведениях, готовящих учителей, при окружных пед. Кабинетах, метод, объединениях и пр.Педагогическая мысль и педагогические научные учреждения. С началом нац. Возрождения в Б. (2-я пол. 18 в.) выдвигаются идеи светской школы и обучения на родном языке. В кон. 18 — нач. 19 вв. Учёные-просветители Паисий Хилендарский, Софроний Врачанский, П. Берон, В. Априлов, Неофит Риль-ский издают книги на болг. Яз. И переводят на болг. Яз. Книги с др. Языков. Большое значение имело для болг. Просвещения издание Бероном «Букваря». (1824). В 40-х гг. 19 в. Возросло культурное влияние России на Б. Мн. Болгары получали образование в России и, возвращаясь на родину в качестве шк. Учителей, применяли в школах рус. Пед. Методы преподавания по классно-урочной системе, обучения грамоте по звуковому методу.

Борцы за освобождение Б. От тур. Ига Г. Раковский, Л. Караеелов, X. Бо-тев и др. Большое внимание уделяли вопросам нар. Образования, выступали за демократизацию школы, за светскую направленность обучения. В первые годы после освобождения от османского ига болг. Школа развивалась под влиянием демокр. Идей М. Дринова, назначенного руководителем ведомства нар. Просвещения и духовных дел. В кон. 19 — нач. 20 вв. Большое распространение в болг. Педагогике получило гербартиан-ство, а затем идеи трудовой школы, свободного воспитания и др. Пед. Течения. Значит, распространение среди болг. Педагогов получили труды П. Майкова. В кон. 19 — нач. 20 вв. В Б. Стали известны марксистские пед. Идеи, пропагандистами к-рых были Д. Благоев, Л. Кандев, Т. Павлов и др., активно выступавшие за расширение бесплатного обучения в школах и в защиту социальных интересов болг.

Учителей. Положит, отклик в Б. Нашли декреты и постановления в области нар. Образования, изданные в России после Окт. Революции. В 1920- 23 были проведены нек-рые демокр. Преобразования в области просвещения (закон 1921). После 1944 пед. Наука в Б. Стала развиваться на марксистско-ленинской методологии, основе. Гл. Направлением н.-и, практич. Деятельности было строительство социалистич. Школы. В 1945 в системе Болг. АН открыт Ин-т философии, в к-ром имелась секция педагогики. В 1950 создан Пед. Ин-т при Болг. АН (с 1977 — НИИ общего образования^Тодор Самодумов», с 1989 — НИИ образования), — осн. Центр пед. Исследований. Пе-риодич. Издания по педагогике. «Народна просвета» (с 1945. В 1991 преобразован в журн. «Педагогика»), «Отеврено образование» (с 1991).Лит.

История на образование™ и педаго-гическата мисел в Белгарии, т. 1, София, 1975. Школа европ. Стран социализма. Послевоенное развитие и совр. Проблемы, М., 1976. Воспитат. Работа в школах стран социализма. Вопросы теории и практики, М., 1982. Ч а-к ы p о в Н., Совр. Школа и педагогика в Нар. Республике Болгарии, пер. С болг., М., 1987. Стоянов П., Социально-пед. Система в Нар. Республике Болгарии, пер. С болг., М., 1988. Г. А. Касвин,.

Значения в других словарях
Болгария

(България) Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). I. Общие сведения Б. — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. Омывается Чёрным морем. Граничит на С. С Румынией, на З. С Югославией, на Ю. С Грецией и на Ю.-В. С Турцией. Через территорию Б. Проходит удобный и кратчайший путь из стран Западной и Центральной Европы в восточную часть Средиземноморского бассейна, к черноморским проливам, далее — на Ближний Восток. Площадь около ..

Болгария

БОЛГАРИЯ - Республика Болгария, (Республика България), государство на юге Европы, на Балканском п-ове, омывается Черным м. 110,9 тыс. Км². Население 8,47 млн. Человек (1993), в основном болгары. Живут также турки, цыгане и др. Городское население 67% (1993). Официальный язык - болгарский. Большинство верующих - православные, есть мусульмане-сунниты. Административно-территориальное деление. 9 областей (до 1987 - 28 округов). Столица - София. Глава государства - президент. Законодательный орга..

Болгария

Iкняжество, получившее свое существование после русско-турецкой войны 1877—78 годов и организованное согласно постановлениям Берлинского трактата 18 (25) июля 1878 года, состоит под верховной властью турецкого султана вместе с фактически присоединенной к нему (после переворота 6 сентября 1885 года) Восточной Румелией [последовавшее после переворота 6 сентября 1885 года соединение В. Румелии с к-ством не получило окончательной санкции великих держав, подписавших Берлинский тр. Константинопольская..

Болгария

Республика Болгария, государство в Восточной Европе. Болгария расположена в восточной части Балканского полуострова. Граничит на севере с Румынией - вдоль Дуная, на юге - с Грецией и Турцией, на западе - с Югославией и Македонией. На востоке омывается Черным морем (протяженность береговой линии 378 км). Столица и крупнейший город Болгарии - София с населением 1,114 млн. Человек (декабрь 1995).. ..

Болгария

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Болгария

        (България), Народная Республика Болгария, социалистическое государство в Юго-Восточной Европе. На территории Болгарии обнаружены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины эпох неолита и бронзы (4-2-е тысячелетие до н. Э.). К раннему железному веку относятся мегалитические сооружения - дольмены в горах Странджа, Сакар и Восточные Родопы, наскальные рисунки с изображением людей и животных. На побережье Чёрного моря сохранились оста..

Болгария

(Республика Болгария)до 1990 г. Была "народной республикой". После отставки Т. Живкова и отмены упоминания в Конституции о руководящей роли коммунистической партии парламент выработал новую Конституцию, вступившую в силу 12 июля 1991 г. Она заменила Конституцию 1971 г. Конституцией 1991 г. Б. Провозглашается демократической республикой. Нынешняя Конституция воспроизводит ряд положений Тырновской Конституции 1879 г. Столица - г. София.. ..

Болгария

(България), Народная Республика Болгария (Народна република България), - гос-во в Юго-Вост. Европе, в вост. Части Балканского п-ова. Граничит на С. С Румынией, на 3. С Югославией, на Ю. С Грецией, на Ю.-В. С Турцией. На В. Омывается Чёрным м. Пл. 110,9 тыс. Км2. Нас. 8,9 млн. Чел. (1982). Столица - София. Б. Делится на 28 округов, в т.ч. София (на правах округа). Офиц. Язык - болгарский. Денежная единица - лев. Б. - член СЭВ (с 1949).Общая характеристика хозяйства. Нац. Доход в 1981 составил ок...

Болгария

(България), Народная Республика (Народна република България), - гос-во в Юго-Вост. Европе, в вост. Части Балканского п-ова. Граничит на С. С Румынией, на 3. С Югославией, на Ю. С Грецией, на Ю.-В. С Турцией. На В. Омывается Чёрным м. Пл. 110,9 тыс. Км2. Нас. 8,9 млн. Чел. (1982). Столица - София. Б. Делится на 28 округов, в т.ч. София (на правах округа). Офиц. Язык - болгарский. Денежная единица - лев. Б. - член СЭВ (с 1949).Общая характеристика хозяйства. Нац. Доход в 1981 составил ок. 21 млрд..

Болгария

(България), гос-во на ЮВ. Европы, на С. Балканского п-ова. На В. Омывается Чёрным морем. Пл. 111 тыс. Км², делится на 9 обл., в т.ч. Статус области имеет столица – София. Во главе страны – президент, законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Народному собранию. В начале V в. До н. Э. Здесь возникло Одрисское царство фракийцев, захваченное в I в. Н. Э. Римом. С 395 г. В составе Византийской империи. В VI–VII вв. Здесь оседают славянские племена и болгары, пришедшие с низовьев ..

Болгария

Республика Болгария, гос-во на Ю. Европы. Название Болгария (България) образовано от названия жителей болгары.. ..

Болгария

(България), Народная Республика Болгария, - гос-во, расположенное в вост. Части Балканского п-ова. Граничит с Румынией (на С.), Югославией (на 3.), Грецией (на Ю.) и Турцией (на Ю.-В.). Площ. 110,9 тыс. Км2. Нас. 7 829 тыс. Чел. (по оценке на конец 1959), ок. 90% - болгары. Столица - г. София. Б. - социалистич. Гос-во. Высший орган законодат. Власти - однопалатное Нар. Собрание. Высший исполнит. И распорядит. Орган гос. Власти - Совет Министров, образуемый Нар. Собранием. Гос. Флаг и герб Б. - с..

Божович Лидия Ильинична

[15(28). 10.1908, Курск, — 21.7.1981, Москва], психолог, дер пед. Наук (1966), проф. (1967). Окончила пед. Ф-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л. С. Выготского. С 1929 на практич. И науч. Работе по психологии (АКБ им. Н. К. Крупской, Укр. Психо- неврологич. Академия в Харькове и др.). В 1948—81 в НИИ ОПП (до 1978 зав. Лабораторией психологии формирования личности). Специалист в области дет. И пед. Психологии. Разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности. Осн. Чертой развития челов..

Бозций (Вoetius, Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин

(ок. 480, Рим, — 524 или 525, Павия), рим. Гос. Деятель, философ, теолог и поэт. Переводы Б. На лат. Яз. Соч. Аристотеля, Порфи-рия и комментарии к ним, а также его трактаты вплоть до 12 в. Были основой преподавания диалектики (логики) — важнейшей составной части ср.-век. Образования. Выработал лат. Терминологию логики, очертил круг филос. Проблем, обсуждавшихся в ср.-век. Школах, заложил фундамент схоластики. Дал теоре-тич. Обоснование квадривиума (термин принадлежит ему) — высш. Ступени изучен..

Болгарский Борис Владимирович

[24.7(5.8).1892, Казань, — 3.4.1980, там же], математик-методист, дер пед. Наук (1965), проф. Окончил физ.-мат. Ф-т Казанского ун-та (1917). С 1918 заведующий и преподаватель математики в высш. Нач. Уч-ще с. Чистюнька Алтайской обл. С 1920 на преподавательской работе в Казани (в школе-интернате им. Луначарского, с 1921 на рабфаке ун-та), с 1932 в пед. Ин-те. Исследования Б. По истории и методологии математики связаны с поиском оптимальных методов и приёмов преподавания («Идеи Н. И. Лобачевского ..

Болдуин (Вaldwin) Джеймс Марк

(12.1.1861, Колумбия, шт. Юж. Каролина, — 8.11.1934, Париж), амер. Психолог, социолог, историк. Один из основателей амер. Социальной психологии. Проф. Ун-тов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Подготовленный под ред. Б. «Dictionary of philosophy and psycho-logy» (v. 1—3, 1901—05) («Словарь философии и психологии») неоднократно переиздавался и не потерял своего значения до настоящего времени. Задачу психологии Б. Видел в изучении индивидуальных различий. Стремился внести в психологию принцип ..

Болгария

(България), Народная Республика Болгария (НРБ) - гос-во в юго-вост. Части Балканского п-ва. Княжество с апр. 1879 (вассал Турции), с окт. 1908 - независимое царство. 09.09.1944 создано народно-демократическое правительство Отечественного фронта, с 15.09.1946 - Народная Республика Болгария. До 1879 на тер. Б. Работали тур. И иностранные почт, учреждения. Во время рус.-тур. Войны на освобожденных тер. Б. Плата за пересылку почт, отправлений взималась наличными, позднее использ. Марки России. Первы..

Дополнительный поиск Болгария Болгария

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Болгария" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Болгария, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа