Бродский Николай Леонтьевич
[15(27).11.1881, Ярославль, — 5.6.1951, Москва], литературовед, д. Ч. АПН РСФСР (1947), дер филол. Наук, проф. (1926). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1904), преподавал в Екатерино-славском коммерч. Уч-ще. Вёл науч.-пед. Работу в МГУ (1918—23, 1943—51), Инду стр. Пед. Ин-те им. К. Либкнехта (1926—29), МГПИ (1933—41). С 1941 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком «Наш мир» (1908, 1918—2310), «Ист.-лит. Хрестоматии» (ч. 1—4, 1914, 19234), а также хрестоматий «Родной язык во второй ступени» (1926, 193010) и «Рус. Лит-ра» для ст. Кл. (1934, 19418). Участвовал в составлении программ по лит-ре для ср. Школ (1941) и пед. Ин-тов (1947). Автор науч.-популярных биографий М. Ю. Лермонтова (т. 1, 1945), А. С. Пушкина (1937), работ о Д.
И. Фонвизине, В. Г. Белинском, Н. А. Добролюбове, И. С. Тургеневе и др. (многие из к-рых создавались как пособия для ср. Школы). Особое место в метод, наследии Б. Принадлежит ист.-лит. Комментариям, адресованным учителю. К стих. Лермонтова «Бородино» (1948), романам Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1933) и Пушкина «Евгений Онегин» (19645). В понимании Б. Жанр уч. Комментирования предполагал точное филол. Толкование худож. Текста (от слова к образу) путём воссоздания деталей обществ, эпохи и лит. Контекста, через рассмотрение эволюции характеров героев и выявление своеобразия худож. Манеры автора. Успешное развитие этого метода в щк. Практике способствовало, по убеждению Б., формированию у уч-ся культуры чтения и понимания худож. Произведений.
Соч. Рус. Лпт-ра. Хрестоматия для 9 кл., М., 1956 (соавт.). Рус. Лит-ра. Хрестоматия для 8 кл. Ср. Школы, M., 197128 (соавт.).Лит. Н. Л — Бродский. [Некролог], ЛШ, 1951, № 5. Д. А. Ермаков. БРеНЕР (Египет) Джером Сеймур (р. 1.10.1915, Нью-Йорк), амер. Психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Проф. Гарвардского (1952—72) и Оксфордского (1972—80) ун-юв, Новой^школы социальных исследований в Нью-Йорке (с 1980). Директор центра по исследованию познават. Процессов в Гарвардском ун-те (1961—72). Работы Б. Посвящены исследованию познават. Деятельности, в частности восприятия и мышления, проблемам психич. Развития, разработке психол. Основ обучения. Б. Экспериментально показал, что восприятие человека зависит от его системы ценностей, к-рые обусловливают отбор согласующихся с ними данных (теория социального восприятия).Исследовал психологию детей раннего возраста.
Под влиянием Л. С. Выготского рассматривал познават. Процессы в социальном контексте. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже, изучал умственное развитие как иерархию стадий, однако, не считал их атрибутом конкретного возраста, признавал ведущую роль обучения в развитии мышления. В исследованиях познават. Процессов у представителей разл. Социально-этнич. Групп показал реальные возможности пед. Воздействий на формирование мыслит, деятельности. Согласно Б., главное для организации обучения — выявить стадию когнитивного развития ребёнка. Изучал развитие речи, исходя из гипотезы, что люди пользуются языком для решения практич. Задач. Полагал, что обучение языку состоит не столько в овладении его грамма-тич. Строем, сколько в стремлении ясно выразить свои желания, добиться практич.
Цели с помощью слов.Б. Принимал активное участие в подготовке реформы системы образования в США. В качестве главы исследоват. Группы Нац. АН США работал над совершенствованием методов преподавания естеств. И точных наук. Посвящённая этой работе книга Б.«Процесс обучения» («The process of education», 1960) оказала большое влияние на систему образования во мн. Странах, переведена на 19 языков, в т. Ч. На русский (1962). В ней Б., в частности, утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания». Исследовал роль структуры знаний в обучении (обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания осн. Отношений в структуре предмета), готовность ребёнка к обучению, к-рую считал поддающейся целенаправленному формированию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребёнка к культуре.
По Б., учение — процесс создания ребёнком собственного «культурного опыта», к-рый носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-ист, контекстом. Ряд пед. Идей Б. Воплощён в разработанном под его руководством междисциплинарном шк. Курсе «Человек».С о ч. A study of thinking, N. Y. — L., 1956 (соавт.). On knowing. Essays for the left band, Camb. (Mass.), 1962. Toward a theory of instruction, Camb. (Mass.), 1966. The rele-vance of education, L., 1972. In search of mind, L.-N. Y., 1983. Actual minds, pos-sible words, Camb. (Mass.) -L., 1986. В рус. Пер.- — Развитие процессов представления у детей, ВП, 1968, N° 5. Исследование развития познават. Деятельности, [предисл. В. В. Давыдова], М., 1971 (соавт.). Психология познания, М., 1977..
Дополнительный поиск Бродский Николай Леонтьевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Бродский Николай Леонтьевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бродский Николай Леонтьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 27 символа