Вальдорфская Педагогика
Совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. И дидактико-метод. Основы «В. П.» разработаны Р. Штейнером. Применяется в т. Н. Свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория». Отсюда назв.), вальдорфских дет. Садах и в лечебно-пед. Учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. Фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. Учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. Возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. Страны. К 1990 в мире насчитывалось ок.
500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. Садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. Субсидированием (в разд. Странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. Образование (12 лет обучения. Для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. Н. Абитуриентский, класс).Задача «В. П.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. О. Действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. П.» видят в ней не систематич. И нормативную науч. Дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич.
Идей И. В. Гёте и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Творческая фантазия выдвигается в ряд осн. Принципов пед. Деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.Гл. Действующее лицо в «В. П.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. Работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподаёт осн. Общеобразоват. Предметы. Создаёт и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями.
Учитель не работает по жёсткому плану. Необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.Дидактико-метод. Подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значит, мере под влиянием биогенетич. Закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы. Создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. П.».Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. Сфер. Телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания.
«В. П.» исключает прямые воздействия на волю. Считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. Воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. Худож. Деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.Как правило, обучение делится на 3 ступени. До 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. Обучение ведётся медленно, с преимуществ, использованием разл.
Образных форм, к-рые применяются и на ст. Ступенях. Предметы уч-ся проходят т. Н. Эпохами. В течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках даётся один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. Предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит, внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. Навыками от вязания до индустр. Труда или полного цикла с.-х. Работ. Не исключается и собственно проф. Подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. Года классный учитель составляет подробную психол.-пед. Характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич.
Отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одарённых). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. И выпускные (в присутствии гос. Шк. Инспектора).Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. Советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. Процесса и др. Решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.Консультац. Центрами для учреждений, применяющих «В. П.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. Объединение вальдорфских дет. Садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. Школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед.
Семинары (3—4 года обучения). Издаётся ряд пед. Журналов, в т. Ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).Лит. Grosse R., Erlebte Padagogik, Dornach. 1968. Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg, 19764. С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984. Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982. Kirsch J., Die Waldorfpadagogik, Stuttg., 1984.Г. А. Бондарев..
Дополнительный поиск Вальдорфская Педагогика
На нашем сайте Вы найдете значение "Вальдорфская Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вальдорфская Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 23 символа