Вальдорфская Педагогика

155

Совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. И дидактико-метод. Основы «В. П.» разработаны Р. Штейнером. Применяется в т. Н. Свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория». Отсюда назв.), вальдорфских дет. Садах и в лечебно-пед. Учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. Фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. Учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. Возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. Страны. К 1990 в мире насчитывалось ок.

500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. Садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. Субсидированием (в разд. Странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. Образование (12 лет обучения. Для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. Н. Абитуриентский, класс).Задача «В. П.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. О. Действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. П.» видят в ней не систематич. И нормативную науч. Дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич.

Идей И. В. Гёте и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Творческая фантазия выдвигается в ряд осн. Принципов пед. Деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.Гл. Действующее лицо в «В. П.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. Работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподаёт осн. Общеобразоват. Предметы. Создаёт и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями.

Учитель не работает по жёсткому плану. Необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.Дидактико-метод. Подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значит, мере под влиянием биогенетич. Закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы. Создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. П.».Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. Сфер. Телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания.

«В. П.» исключает прямые воздействия на волю. Считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. Воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. Худож. Деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.Как правило, обучение делится на 3 ступени. До 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. Обучение ведётся медленно, с преимуществ, использованием разл.

Образных форм, к-рые применяются и на ст. Ступенях. Предметы уч-ся проходят т. Н. Эпохами. В течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках даётся один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. Предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит, внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. Навыками от вязания до индустр. Труда или полного цикла с.-х. Работ. Не исключается и собственно проф. Подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. Года классный учитель составляет подробную психол.-пед. Характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич.

Отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одарённых). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. И выпускные (в присутствии гос. Шк. Инспектора).Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. Советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. Процесса и др. Решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.Консультац. Центрами для учреждений, применяющих «В. П.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. Объединение вальдорфских дет. Садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. Школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед.

Семинары (3—4 года обучения). Издаётся ряд пед. Журналов, в т. Ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).Лит. Grosse R., Erlebte Padagogik, Dornach. 1968. Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg, 19764. С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984. Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982. Kirsch J., Die Waldorfpadagogik, Stuttg., 1984.Г. А. Бондарев..

Значения в других словарях
Вальдорфская Педагогика

(Waldorf education) Известная тж под названием "педагогика Штайнера", В. П. Опирается на философию Рудольфа Штайнера, австрийского ученого и филолога, к-рого попросили организовать школу для детей работников сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте (Германия). Первая такая школа была создана в 1919 г., и с тех пор это движение приобрело междунар. Характер, охватив более 300 школ. Обучение осн. На представлении Штайнера о людях как о духовных существах, переживающих повторные воплощения ..

Валиханов Чокан Чингисович

(сент. 1835, урочище Кушмурун, ныне в Кус-танайской обл., — апр. 1865, урочище Кочен-Тоган, ныне на терр. Кербулак-ского р-на Талды-Курганской обл.), первый казах, учёный, просветитель. Д. Ч. Рус. Геогр. Об-ва (1857). Родился в семье казах, султана. Окончил Сиб. Кадетский корпус в Омске в 1853. Служил в рус. Армии (штаб-ротмистр, 1860) и в Азиатском деп. Мин-ва иностр. Дел. Участник ряда экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1860—61 в Петербурге познакомился с идеями рус. Писателей-демократов, во мно..

Валлон (Wallon) Анри

(15.3.1879, Париж, — 1.12.1962, там же), франц. Психолог и обществ, деятель, основатель Парижской школы генетич. Психологии. Чл. Франц. Коммунистич. Партии (с 1942), участник Движения Сопротивления. Получил филос. Образование в парижской Нормальной школе (Эколь нормаль). Защитил докторскую дисс. По медицине (1908) и психологии (1925). Работал в психиатрия, клинике в Париже (осн. Ж. Шар-ко. 1908—31), преподавал в Сорбонне (1920—1937). Директор Практич. Школы высш. Знаний (1927—50), проф. Коллеж д..

Вананьши, Ван Цзефу

(1021- 1086), кит. Гос. Деятель-реформатор, учёный, философ и поэт. Выступал с критикой системы управления, подготовки чиновников (т. Н. Китайской системы гос. Экзаменов). В докладе, представленном императору (1060), предлагал пересмотреть принципы обучения, воспитания и отбора талантливых людей. Существующие школы и учителя, по утверждению В. А., не только не воспитывали таланты, но губили их, отнимая время и силы учащихся на заучивание канонич. Текстов и т. П. Предметом изучения в школах должн..

Вандер (Wander) Карл Фридрих Вильгельм

(27.12.1803, Фишбах, ныне Карп-ники, Польша, — 4.6.1879, Квирль, ныне Костшица, там же), нем. Педагог-демократ, обществ, деятель. Учился в пед. Семинарии в Бунцлау (ныне Болеславец, Польша). С 1827 преподавал в гор. Школе Хиршберга (ныне Еленя-Гура, Польша). В период Революции 1848—49 выступил одним из организаторов объединения учительства в Силезии, был участником создания общегерм. Учительского союза (1848). Издавал неск. Пед. Газет. Подвергался полицейским преследованиям, неоднократно отстран..

Дополнительный поиск Вальдорфская Педагогика Вальдорфская Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вальдорфская Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вальдорфская Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 23 символа