Венгрия

147

(Magyarorszag), Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Пл. 93 тыс. Км2. Нас. Ок. 10,4 млн. Чел. (1989), св. 96% — венгры. Офиц. Язык — венгерский. Столица — Будапешт.Первая школа возникла (ок. 996) в монастыре бенедиктинского ордена на горе Св. Мартина (венг. Паннонхаль-ма). В И в. В архиепископствах и епископатах было организовано 10 соборных школ. В них готовили священников и обучали на лат. Яз. Детей знати семи свободным иск-вам. Королем Иштваном был издан указ, согласно к-рому каждые 10 населенных пунктов обязаны построить церковь, при к-рой действовала приходская школа. С 12 в. Открывались цеховые и торговые школы, ставшие позднее городскими. В кон. 12 в. При Вес-премском соборе появилась первая духов- ная семинария. В последующие столетия в соответствии с указаниями церк.

Советов (синодов) число школ возросло, сложилась 3-ступенчатая структура обучения в них. 1-я ступень — чтение и пение, к-рые дополнялись толкованием лат. Текстов и знакомством с литургич. Ритуалами. 2-я — грамматика и письмо, математика с основами астрономии и геометрии. 3-я — знания по философии, теологии, юриспруденции. Дети из высш. Слоев получали необходимые знания, в т. Ч. Военные, в рамках домашнего обучения.С 14 в. Начал формироваться слой светской интеллигенции. С этим процессом связана организация в 1367 первого ун-та в г. Печ, в 1395 — ун-та в Старой Буде (оба просуществовали недолго).Большое воздействие на развитие шк. Обучения оказала эпоха Возрождения. В это время произошло разделение ступеней образования на начальное, среднее и высшее.

С 15 в. Создавались гор. Школы, в программы к-рых было введено изучение произведений греч. И лат. Классики. Венг. Гуманизм достиг своего расцвета в период правления короля Матья-ша Хуньяди (2-я пол. 15 в.). В г. Пожонь (ныне Братислава, Словакия) в 1465 был открыт ун-т по образцу болонского, к-рый, как и его предшественники, просуществовал недолго.В 1-й пол. 16 в. Задунайская часть В. Подпала под османское иго, на 150 лет задержавшее развитие нац. Просвещения. В зап. И сев. Частях королевства укрепились Габсбурги. На формирование шк. Систем в этих землях влияла борьба между сторонниками и противниками Реформации. Со 2-й пол. 16 в. Мн. Католич. Школы в городах и поселениях гор. Типа стали протестантскими. Реформация способствовала расцвету лат.

Школы, в к-рой утверждался гуманистич. Тип образования, а также усилению роли венг. Яз., на к-ром впервые появились печатные книги религ. И светского содержания. Протестантские ср. Школы в гг. Шарошпа-так, Дебрецен, Пап и др. Стали центрами учёности. Вокруг них сосредоточивались гор. И сел. Школы.Орден иезуитов, стремясь вытеснить протестантизм из сферы просвещения, создал широкую сеть своих гимназий (где в курс обучения были введены математика, естеств. Науки, нац. И общая история), а также т. Н. Малые сел. Школы с обучением на родном языке. В 1635 в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия) осн. Иезуитский ун-т (наряду с филол. И теологич. Ф-тами в 1642 открылся юридический). К кон. 16 в. И у протестантов, и у католиков окончательно сформировалось ядро шк.

Системы — католич. Или протестантская коллегия, гл. Ступенью в к-рой стала гимназия. Программа предусматривала курсы грамматики, поэтики и риторики, а на ст. Ступени — философии и теологии. В католич. Гимназии эта ступень образования была более дифференцированной и более широкой по содержанию. Средняя школа этого типа просуществовала в Венгрии до 19 в.В зависимом от Османской империи Трансильванском княжестве, где сосуществовало неск. Религий, Реформация и Контрреформация также оказали влияние на шк. Обучение. Значит, развитие школ происходило в 1-й пол. 17 в., когда был издан закон о свободном обучении детей крепостных крестьян. Школа в Дьюлафехерваре (ныне Алба-Юлия, Румыния) преобразована (1622) в академию [с 1662 в Надьэнеде (ныне Аюд, Румыния)], куда были приглашены знаменитые учёные, в т.

Ч. Иностранные. Здесь вёл пед. Деятельность венг. Просветитель Я. Апацаи-Чере.В 18 в. Положение в сфере образования было тесно связано с нац.-освободит, движением и полит, тенденциями к централизации империи Габсбургов. В сер. 18 в. Светская власть осознала просвещение задачей гос-ва и стремилась поставить его под гос. Управление. Этой цели служил первый, изданный в 1777 королевский указ «Рацио эдукационис» («Всеобщий кодекс воспитания»), к-рый модернизировал организацию (были созданы, в частности, уч. Округа) и содержание образования. Хотя в указе не предписывалась обязательность обучения, но констатировалось, что обучение следует распространять «на всех граждан». Основу шк. Системы составляла нац. Нар. Школа (сельская и городская), где обучение велось на родном языке.

На её основе было возможно получение ср. Образования в гимназиях 2 типов — грамматич. Школе (3 года обучения) и высш. Классах (2 года). Высш. Образование давали королевские академии и ун-ты. Образцовые школы, к-рые были организованы в каждом уч. Округе, готовили учителей. Указ 1777 отвергал релнг. Нетерпимость, предписывал учащимся независимо от их религ. Убеждений получать гражд. Воспитание. Процесс обучения строился на принципе полезности. В ср. Школе лат. Яз. Сохранил за собой ведущее место, но изучался и немецкий, к-рый был языком адм. Управления, а также служил средством общения между людьми разл. Национальностей (преподавался уже в нач. Школе). Венг. Яз. Не был обязат. Предметом в ср. Школе. Уч. Программа нач. И ср. Школы включала предметы т.

Н. Реального цикла. Математику, естествознание, а также географию и историю, в т. Ч. Венгерскую. В указе содержались предписания по регламентации внутр. Распорядка в школе и воспитания. Указ не был признан протестантским населением В.Во 2-й пол. 18 в. Значительно расширилась сфера высш. Образования. В Надь-сомбатском ун-те, взятом гос-вом под свой контроль, был открыт мед. Ф-т. Ун-т переведён в Буду. Были организованы, в т. Ч. На базе прежних проф. Уч. Заведений, гос. Академия, первая с.-х. Академия «Гергикон» (1797. Кестхей и др.). Для Трансильвании в 1781 был издан спец. Королевский указ (Norma Regia). В конце века были созданы совм. Школы для учащихся, придерживавшихся разл. Вероисповеданий.В 1806 издан 2-й указ «Рацио эдукационис». Программа нач.

Школы расширена, введена плата за обучение в ср. Школе. Развернулось обществ, движение за развитие нац. Системы образования, в результате к-рого в 1844 был принят закон о преподавании на венг. Яз. В ср. Школе, расширено издание на родном языке уч. Лит-ры. После подавления Революции 1848—49 повысилась роль австр. Администрации в шк. Деле и усилилось влияние римско-католич. Церкви на содержание шк. Обучения. Осн. Внимание уделялось ср. Школе. Были созданы 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища, в них введено предметное обучение. В 1868 принят закон об обязат. Обучении детей 6—12 лет, нар. Школа объявлена бесплатной (фактически с 1908). Над школами установлен гос. Контроль, но в соответствии с планом гражд. Воспитания, выдвинутым И.

Этвёшем (1867), поддерживалась частная инициатива в создании школ. Частные школы должны были учитывать гос. Требования к содержанию и организации уч. Процесса. Дети 12—15 лет посещали 3-летнюю повторительную школу (ок. 10 ч в неделю). В конце века эти школы преобразованы в уч. Заведения с с.-х. Уклоном. Созданы промежуточные гор. 6-летние гражд. Школы. В 1883 издан закон о ср. Школе, по к-рому срок обучения в гражд. Школе снижен до 4 лет, утверждены 2 типа 8-летних ср. Школ. Гимназия (окончание давало право поступления в ун-т) и реальное уч-ще (окончание давало право поступления в отраслевой вуз). В 1884 издан закон о школах проф. (ремесл.) ученичества. В 90-х гг. Начали открываться повышенные пром. И торговые школы. Основаны новые ун-ты (в т.

Ч. В Дебрецене), академии (сельскохозяйственная и иск-в). Политехникум был преобразован в Политехн. Ун-т (1872).После провозглашения В. Республикой (1918) принято решение о коренной реформе шк. Системы. Нач. 8-летнее обучение провозглашено основой для последующего общего (5 лет) и профессионального (4 года) образования, предполагалась дальнейшая специализация в высш. Школе. В период существования Венг. Сов. Республики (1919) были национализированы церк.-приходские школы, отменено обязат. Изучение закона Божьего.В 1920—45 фактически сохранилась исторически сложившаяся система образования, утверждённая в 1868. Параллельно с нар. Школой существовали гражд. Школа и мл. Классы гимназии. Закон об обязат. Обучении не выполнялся, ок. 10% детей, обязанных учиться, не было записано в школу.

В 1940 был принят закон о постепенном превращении нар. Школ в 8-летние. Однако, несмотря на это, развитие нар. Образования отставало от потребностей страны. Большинство школ (65%) были церк.-приходскими, значит, часть однокомплектными. К 12-летнему возрасту 6-й кл. Заканчивало лишь 20% уч-ся. Муж. Нар. Уч-ща перешли на 4-годичноа обучение.В результате реформы ср. Школы 1924 промежуточную ступень между гимназией и реальным уч-щем заняла реальная гимназия. В 1934 все общеобразоват. Ср. Школы преобразованы в гимназии (в интересах совершенствования воспитания в хрнст.-нац. Духе). Школы с проф. Направленностью обучения были преобразованы (1938) в практич. Школы. Аттестат зрелости, к-рый выдавали выпускникам, обеспечивал право на обучение в вузе.

На основе закона 1935 управление гос. Школами и их инспектирование полностью осуществлялись гос-вом. Все школы были подчинены ген. Директору данного уч. Округа. Над ними осуществлялся адм. И уч. Надзор. Задачи последнего решались инспекторами. Контроль за церк.-приходскими и сел. Школами возлагался на гл. Гос. Инспекцию, однако в рамках, предусмотренных законом, право на решение адм., кадровых и пед. Вопросов предоставлялось тем, кто содержал эти школы. Шк. Система фактически осуществляла строгую социальную селекцию. Среди учащихся гимназий число детей из низш. Социальных слоев выросло незначительно. В стране действовало 4 ун-та, в т. Ч. В Сегеде (осн. В 1872) и в Пече (осн. В 1922), политехн. Ун-т и др. Вузы. Среди студентов ун-тов и ин-тов выходцы из крестьянских и рабочих семей составляли лишь 3—4%.I о ле 2-й мировой войны в стране, вступившей на путь демокр.

Преобразований, осуществлены широкие реформы системы образования. В 1945 было введено обучение в единой (т. Н. Общей) 8-летней школе со специализацией в 4 ст. Классах. На её базе работали. 4-летняя гимназия, разл. Школы с проф. Уклоном (в т. Ч. Средние), 2-летние педучилища, худож. Школы, а также 2—3-летние проф. Низшие школы, куда временно можно было поступать и после 6-го кл. Основной школы. В гимназии введены 2 отделения. Гуманитарное и реальное (вместо реальной гимназии и реального уч-ща). Только её окончание позволяло поступать в любой вуз. Выпускники большинства ср. Спец. Школ могли продолжать образование лишь в вузе соответствующего профиля. Создавалась система вечернего и заочного обучения взрослых, школы и классы для детей нац.

Меньшинств, курсы по подготовке детей рабочих и крестьян к поступлению в ср. Школы, а также в вузы. Для детей трудящихся были введены гос. Стипендии и созданы общежития при высших и др. Уч. Заведениях.В 1948 все церк.-приходские школы были национализированы, церкви разрешено сохранить за собой несколько ср. Школ. Уч. План 1950 отменил возможность выбора изучаемых предметов в нач. Школе и подчинил содержание образования политико-идеологич. Требованиям, в результате чего произошла унификация нач. Обучения. В 60-е гг. Срок обязат. Обучения продлён до 16 лет, введены новые уч. Планы, но и с их помощью не удалось преодолеть одностороннего подхода и метод, однообразия в обучении. В 1949 изменена система инспектирования, упразднены генеральные дирекции уч.

Округов, общая инспекция передана адм. Органам, организованы районные и областные уч. Инспекции. С 1972 общее и спец. Инспектирование школ передано в ведение отделов культуры и образования местных и областных советов. Они назначали инспекторов по общим и спец. Вопросам, к-рые издавали директивы, давали оценку идеологич., полит, и проф.-пед. Деятельности уч. Заведений. Несмотря на значит, масштабы шк. Стр-ва, в последние десятилетия в стране не хватает как школ, так и учителей-профессионалов. В 1985 принят закон об образовании, к-рый впервые охватил всю организацию обучения — от дошк. Учреждений до ун-тов.Современная система образования по закону 1985 включает дошк. Учреждения для детей 3—6 лет, основную 8-летнюю школу, в к-рой реализуется обязат.

Обучение (возраст детей 6—16 лет), обще-образоват. Гимназии (4 года обучения), 3—4-летние ср. Профшколы, проф.-тех. Уч. Заведения и вузы.Управление системой уч. Заведений. По закону об образовании 1985 общий надзор за работой дошк. Учреждений, школ и большинства др. Уч. Заведений осуществляет Мин-во культуры и образования. Нек-рые профессиональные (в т. Ч. Отраслевые высшие) уч. Заведения находятся в ведении схютв. Гос. Органов. С нач. 90-х гг. Уч. Заведения самостоятельны в решении вопросов организации уч.-воспитат. Процесса. Консультац. Содействие общеобразоват. Уч.-воспитат. Учреждениям оказывают отделы культуры и образования местных советов (сочетают функции органов нар. Представительства, местного самоуправления и гос. Управления), к-рые призваны обеспечивать также самостоятельность пед.

Коллективов в решении вопросов своей компетенции. На нужды нар. Образования выделяется ок. 5% ВНП.Дошкольное воспитание осуществляется в яслях и дет. Садах. Первый дет. Сад осн. В 1827 Терезой Брунсвик. Первый закон о дет. Садах принят в 1891. Задача дет. Дошк. Учреждения — помочь в развитии ребёнка и подготовить его к обучению в школе. Согласно закону об образовании 1985 с 3 лет и до школы все дети имеют право посещать дет. Сады. Для детей до 3 лет имеются ясли. Дет. Сады для детей 3—6 лет бывают полного дня, круглосуточными, а также сезонно-летним и, в осн. В сел. Местности. В 1985 в яслях было св. 50 тыс. Детей, в дет. Садах — ок. 554 тыс. Детей. Для детей, не посещающих дет. Сады, имеются подготовительные группы при школах.Общее образование дают 8-летняя школа и на её основе гимназия или ср.

Профшкола. В 1988/89 уч. Г. В стране работало св. 3,5 тыс. 8-летних школ (1,3 млн. Уч-ся). В 35% школ занятия проводились в неприспособленных помещениях. 7,2% школ (св. 6% уч-ся) работают в 2 смены.Система обучения в ср. Школе сложилась после 1950. Гимназия (4—5 лет обучения) готовит учащихся к продолжению учёбы в высш. Школе. В гимназии законом об образовании 1985 предусмотрен (с целью профориентации) выбор предметов для теоретич. И практич. Изучения. В интересах подготовки к обучению в вузе организованы специализиров. Классы (с углублённым изучением математики, биологии, иностр. Языков и др.). Начиная с 80-х гг. Широко практикуются факультативные занятия.Дети из семей нац. Меньшинств (цыгане, немцы, словаки и др.) могут посещать спец.

Дет. Сады и школы (постепенно их кол-во уменьшается). В 1988/89 уч. Г. Работало 319 нац. Нач. Школ (охватывали 3.5% детей шк. Возраста). В 21 школе обучение ведётся на языках нац. Меньшинств, в 25 — на венг. И др. Языках, в 297 — язык нац. Меньшинств изучается как отд. Предмет. В стране имеется лишь неск. Ср. Школ с обучением на языках нац. Меньшинств.Большинство выпускников школ продолжают обучение до уровня полного ср. Образования. Общее ср. Образование дают гимназии, курс к-рых продолжается, как правило, 4 года. В 1989/90 уч. Г. Насчитывалось св. 250 гимназий. Их программа ориентирована гл. Обр. На гуманитарную подготовку и последующее продолжение образования в ун-те.Получение полного ср. Образования возможно также в ср. Профшколах, а также в ср. Проф.-тех.

Уч-щах. В нач. 90-х гг. Общее ср. Образование давали св. 600 разл. Уч. Заведений, в к-рых насчитывалось св. 321 тыс. Уч-ся.В соответствии с законом об образовании 1961 в стране были созданы 4—5-летние ср. Спец. Уч. Заведения (пром., экон., с.-х., торговые, мед. И др.), пришедшие на смену существовавшим с 1950 техникумам. Закон 1985 декларировал, что цель их — подготовить учащихся к практич. Деятельности или дать возможность продолжить обучение в специализиров. Вузах. Курс завершается выпускным экзаменом на аттестат зрелости и экзаменом по специальности. Срок обучения 4 года, а для приобретения техн. Специальности 5 лет. В 1988/89 уч. Г. 20% окончивших 8-летнюю школу продолжало учёбу в гимназиях, 27,4% — в спец. Ср. Уч. Заведениях. 58,1% уч-ся составляют девочки.

Ок. 45% выпускников школы прошло профподготовку с получением свидетельства квалифициров. Рабочего.Профессионально — техническое образование. Первая проф. С.-х. Школа создана во 2-й пол. 18 в. Ш. Тешшедиком. В 1846 в Будапеште Л. Кошутом открыта 3-летняя пром. Школа с отделениями агрономии и торговли. Впоследствии она превратилась в высш. Политехн. Школу. В 50-х гг. 20 в. В систему проф. Образования входила широкая сеть 3-летних профшкол типа ПТУ, работавших на базе осн. Школы. Окончившие их получали диплом квалифициров. Рабочих. В кон. 60-х гг. Процесс подготовки квалифициров. Рабочих был поднят на более высокий уровень. Выпускники школ после 2 лет вечернего или заочного обучения получали также возможность сдать выпускной экзамен, соответствующий экзамену ср.

Спец. Уч. Заведения. В процессе подготовки по профессии с учащимися проводят практич. Занятия в мастерских или на предприятиях. С 1985 предприятия получили право открывать свои спец. Школы по подготовке квалифициров. Рабочих. Небольшой процент выпускников осн. Школы в рамках двух-трёхго-дичного обучения в специализиров. Уч-щах осваивает профессии (мед. Работников, машинисток-стенографисток и т. Д.) без получения полного ср. Образования.Высшее образование после 1945 претерпело значит. Изменения. С 1952 введены вступит, и выпускные экзамены (госэкзамены и защита дипломной работы), созданы заочно-вечерние отделения, студентам к-рых предоставляются льготы. Выросла сеть отраслевых вузов. В это же время была введена новая система обучения с обязат.

Изучением марксизма-ленинизма. Начал осуществляться отбор преподавателей и студентов по классовому признаку и в соответствии с их полит, мировоззрением. В результате этого значительно возросло число студентов — выходцев из семей рабочих и крестьян. Классовый и идеологич. Подход к составу студентов и преподавателей отменён во 2-й пол. 70-х гг. В сер. 80-х гг. Открылись новые ун-ты и ин-ты (хим., горный, лесоводческий и др.), несколько бывших академий и ин-тов стали уч. Заведениями с университетским статусом. В 1938/39 уч. Г. В стране насчитывалось 16 ун-тов и ин-тов, в 1988/89 уч. Г. — св. 50. 9,7% населения страны в возрасте 18—22 лет училось в вузах, в них работало св. 16,2 тыс. Преподавателей, из них 34% — женщины. Значит, часть студентов дневных отделений получает ту или иную форму помощи от гос-ва.

В ун-тах и ин-тах обучение ведётся также на вечерних и заочных ф-тах.В систему высш. Образования входят ун-ты, ин-ты университетского типа, отраслевые ин-ты и высш. Уч-ща. Срок о&учения в вузах. В ун-тах и естеств.-науч. Ин-тах университетского типа — от 4 до 6 лет, в отраслевых ин-тах — 4 года, в высш. Уч-щах — от 2 до 5 лет. Крупнейшие вузы в Будапеште (1989/90 уч. Г.). Ун-т им. Л. Этвеша (осн. В 1635. 4 ф-та, св. 8,7 тыс. Студентов). Мед. Ин-т университетского типа (1769. 3 ф-та, св. 3,3 тыс. Студентов). Экон. Ин-т им. К. Маркса (1948. 3 ф-та, 4,3 тыс. Студентов). Техн. Ун-т (1782. 7 ф-тов, 8,9 тыс. Студентов). Ун-т в Сегеде (1872. 3 ф-та, св. 3.4 тыс. Студентов).Образование взрослых получило развитие после 1945 в форме вечерне-заочного обучения либо при дневных уч.

Заведениях, либо в самостоят, школах. В 50-х гг. Подобные учреждения общего образования взрослых создавались во мн. Городах под назв. Рабочих ун-тов, рабочих академий. В 1988/89 уч. Г. Насчитывалось 180 школ рабочей молодёжи, 40% уч-ся — молодёжь возраста обязат. Шк. Обучения," 60% записавшихся в школы оканчивает их. В ср. Школах рабочей молодёжи (уровня гимназии и ср. Проф. Уч. Заведения) обучалось св. 80,35 тыс. Чел., в т. Ч. 58,4% -девушки.Педагогическое образование. Учителя нач. Классов 8-летней школы и воспитатели дет. Садов получают подготовку в ср. Пед. Уч. Заведениях с 3- и 2-летним сроком обучения соответственно, учителя ст. Классов 8-летней школы должны окончить пед. Ин-т (4 года). Педагогов ср. Школ готовят ин-ты университетского типа (5 лет).

Имеются ин-ты усовершенствования учителей. Кроме того, подготовка педагогов ведётся также в академиях или ун-тах иск-в. 95% уч-ся обучается у учителей-предметников, однако лишь 80% этих учителей имеет соответствующую спец. Подготовку. В нач. Школах до сих пор мн. Учителя (3—4%) не имеют спец. Образования. Среди учителей нач. И ср. Школ 60% составляют женщины.Педагогическая наука. Начало развития пед. Мысли связано с распространением гуманизма (15 в.) и деятельностью учёных Т. Бакоца, Д. Сатмари и др. В 16—17 вв. Центром протестантской пед. Мысли была школа, а затем академия, созданная в 1613 Г. Бетленом в Дыолафе-херваре (действовала до 1629). Её окончил Апацаи-Чере, гл. Пед. Труд к-рого — «Венгерская энциклопедия» (1653) преследовал цели создания нац.

Шк. Системы. В Шарошпатаке работал в 1650 —54 Я. А. Каменский. Его идеи развивал М. Бель (Bei), к-рый указывал на необходимость учёта возрастных особенностей уч-ся. Д. Мароти написал первый учебник по арифметике на венг. Языке. Представителем пед. Мысли Контрреформации был архиепископ П. Паз-мань — автор ряда трудов на венг. Яз. По проблемам воспитания в семье.В 18 в. Началось распространение в стране педагогики пиэтизма и филантропизма, видными представителями к-рого были Ш. Тешшедик и Ф. Казинци. Аналогичных взглядов придерживался известный венг. Философ и педагог Д. Бешше-ньеи (Bessenyei). В 1-й пол. 19 в. Пед. Мысль развивалась на фоне готовившихся рев. Событий 1848. Усилия представителей пед. Мысли были направлены на проблемы развития дошк. Воспитания — Брун-свик, жен.

Образования — Т. Карач, Б. Телеки, А. Фай и др. Реформам школы, созданию сети ср. Проф. Уч. Заведений способствовала деятельность И. Сече-ньи, Кошута, М. Танчича и Я. Хорарика. В движении за демократизацию школы и создание нач. Системы образования, за повышение уровня подготовки учителей активно участвовал Л. Таваши, основатель журн. «Nevelesi emleklapok» («Пед. Мемуары»), автор работы «Школа и церковь» («Tanoda es egyhaz», 1848). Демокр. Идеи венг. Педагогов нашли отражение в работе 1-го съезда учителей (1848), решения к-рого легли в проект закона об образовании 1868.В 19 в. Появилась пед. Лит-ра на венг. Языке. Пед. Мысль в В. Развивалась под влиянием идей И. Ф. Гербарта, сторонниками к-рых были М. Карман и Э. Фи-наци. Важное значение для развития пед.

Мысли в стране имела деятельность Л. Фелмера, Ш. Имре, Л. Надя. В период между двумя мировыми войнами на венг. Педагогику оказало влияние культурно-пед. Направление (Д. Корниш, Л. Про-хаска).После 2-й мировой войны возникла необходимость в разработке новых подходов к решению проблем педагогики, положит, влияние оказало знакомство с произведениями А. С. Макаренко. Однако некри-тич. Заимствование сов. Учебников по педагогике, подчинение науки политике и идеологии ограничивали самостоятельность и развитие педагогики. Пионером в осуществлении марксистского подхода и методов был Б. Теттаманти. Значит, тео-ретич. Работу вёл и А. Кишш, к-рый был инициатором проведения эмпирич. Исследований в области дидактики и про-граммиров. Обучения, и Ш.

Надь, разработавший проблемы дидактики с учётом достижений сов. Учёных и собств. Исследований в области истории педагогики. В теории воспитания Д. Агоштон стремился добиться синтеза, придерживаясь при этом марксистского подхода. Значит, интерес учителей вызвали труды И. Сар-ка, посвящённые обобщению пед. Опыта совр. Венг. Школы. О. Михай осуществил успешные исследования в области философии воспитания, а Т. Козма — в области социологии воспитания.Ведущие науч. Пед. Учреждения — кафедры ун-тов и пед. Ин-тов. Всевенг. Ин-т педагогики в Будапеште (осн. В 1962). К-т педагогики при Венг. АН (1957). Ин-т проблем обучения (1981). Ин-т психологии Венг. АН, Ин-т спец. Образования при Мин-ве труда (1973), Венг. Пед. Об-во (1967), Центр, пед. Б-ка.Выпускается пед.

Библиография. «Magyar pedagogiai irodalom» («Венг. Пед. Литература», с 1973), издан «Pedagogiai Lexikon» («Пед. Лексикон», под ред. Ш. Надя, т. 1—4, 1976—79).Науч.-пед. Периодич. Издания. «Pedagogiai szemle» («Пед. Обозрение»), «Kozneveles» («Обществ, воспитание»), «Felsooktatasi szemle» («Обзор высш. Образования»), «Ovodai neveles» («Дошк. Воспитание») и метод, журналы по отд. Предметам.Лит. Гомоннай В. В., Нар. Образование в Венгрии, М., 1972. Мансфельд Д. П., Школа и образование в ВНР, в кн. Школа европ. Стран социализма, М., 1976. Его же. Общее образование в ВНР, М., 1985. A magyar neveles tortenete, kot. L, Bdpst, 1988. Meszaros I., Az iskolaugy tortenete Magyarorszagon 996—1777 kozott, Bdpst, 1981. Его же, Kozepszintu iskolaink kro-nologiaja es topografiaja 996—1948, Bdpst, 1988.

KoteS., Kozoktatas es pedagogia az abszolutizmus es a dualizmus koraban (1849 — 1918), Bdpst, 1975. Joboru M., A. Kozneveles a Horthy-korszakban, Bdpst, 1972. H o r v a t h M., A nepi demokracia kozokta-tasi rendszere (1945—1948), Bdpst, 1975. № a g у S., Maba nyulo tortenelem. A harmin-cas evek pedagogiai iranyai, Bdpst, 1988.Ш. Кётэ..

Значения в других словарях
Венгрия

(Magyarország) Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság). I Общие сведения В. — государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. С Чехословакией, на З. — с Австрией, на Ю. — с Югославией, на В. — с Румынией, на С.-В. — с СССР. Особенность географического положения В. — в основном равнинной страны, рубежи которой проходят по холмистым или низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, по Дунаю и его притоку Драве, — определила важное значение ..

Венгрия

I(Magyar Orszàg, страна мадьяр, по-славян. Угрия) — королевство, главная из земель венгерской короны Австро-Венгерской монархии, обнимает в этом тесном смысле 224019 кв. Км с 12936000 жит. (1891), а вместе с Трансильванией — 282804 кв. Км с 15121514 жит. Земли венгерской короны, или В. В более широком смысле (иначе Транслейтании) лежат между 44° и 49° сев. Шир. И 32° и 44° восточ. Долг. (от Гринвича) и занимают 325324 кв. Км с 17449705 жит. Собственно Венгрия, замкнутая и усеянная на С, В и З го..

Венгрия

Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно-центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. Км. Граничит со Словакией на севере, Украиной - на северо-востоке, Румынией - на юго-востоке, Югославией и Хорватией - на юге, Словенией - на юго-западе и Австрией - на западе.. ..

Венгрия

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Венгрия

        (Magyarorszag), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе. На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений (Аквинк, ныне в черте Будапешта) с произведениями древнеримского искусства, ювелирные изделия гуннов и аваров, следы поселений древних славян. Венгры, появившиеся здесь в IX в., принесли с собой традиции художественной обработки металла. К X-XI вв. Относятся..

Венгрия

(Magyarorszag), Bенгерская Hародная Pеспубликa (Magyar Nepkцztarsasбg), - гос-во в Центр. Eвропе. Граничит на C. C Чехословакией, на B. - c CCCP и Pумынией, на Ю. - c Югославией, на З. - c Aвстрией. Пл. 93 тыс. Км2. Hac. 10,7 млн. Чел. (1982). Cтолица - Будапешт. B адм. Отношении B. Разделена на 19 областей, к-рые включают 97 p-нов. Oфиц. Язык - венгерский. Денежная единица - форинт. B. - член СЭВ c 1949.Oбщая характеристика хозяйства. Hац. Доход в 1981 превысил 620 млрд. Форинтов. Из них 59,5% ..

Венгрия

(Magyarorszag), Bенгерская Hародная Pеспубликa (Magyar Nepkцztarsasбg), - гос-во в Центр. Eвропе. Граничит на C. C Чехословакией, на B. - c CCCP и Pумынией, на Ю. - c Югославией, на З. - c Aвстрией. Пл. 93 тыс. Км2. Hac. 10,7 млн. Чел. (1982). Cтолица - Будапешт. B адм. Отношении B. Разделена на 19 областей, к-рые включают 97 p-нов. Oфиц. Язык - венгерский. Денежная единица - форинт. B. - член СЭВ c 1949.Oбщая характеристика хозяйства. Hац. Доход в 1981 превысил 620 млрд. Форинтов. Из них 59,5% ..

Венгрия

(Magyarország, английское Hungary), Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Пл. 93 тыс. Км². Столица – Будапешт. Крупные города Дебрецен, Мишкольц, Сегед. Делится на 19 обл. (медье). Население более 10,1 млн. Чел. (2001). 98 % – венгры (самоназвание мадьяры). Проживают также цыгане, немцы, хорваты, румыны и др. Офиц. Язык – венгерский. Около 2/3 верующих – католики, б.ч. Остальных – протестанты. Горожан – 63,2 %. В древности на территории В. Жили скифские, иллирийские и кельтские племена,..

Венгрия

Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) - 'страна мадьяров'. См. Также Трансильвания.. ..

Венгрия

(Magyarország), Венгерская Народная Республика (Magyar Népköztársaság), - гос-во в Центр. Европе, в середине Дунайского басс. Граничит с Чехословакией (на С.), Австрией (на З.), Югославией (на Ю.), Румынией (на В.) и СССР (на С.-В.). Площ. 93 тыс. Км2. Нас. 10 млн. Чел. (1961), ок. 96% - венгры. Из др. Национальностей наиболее многочисленны немцы, словаки, сербы, хорваты и румыны. В адм. Отношении В. Разделена на 19 медье (комитатов) и 5 авт. Городов, в числе к-рых столица - Будапешт. В. -социал..

Ведущая Деятельность

Деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. Психол. Новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. Д. В рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. Возрасте (науч. Статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н. Леонтьевым, получила..

Великобритания

(Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, гос-во на С.-З. Европы, на Британских о-вах. Пл.244,1 тыс. Км2. Нас. Св. 57 млн. Чел. (1988). Офиц. Язык — английский. Столица — Лондон. Исторически сложилось деление В. На 4 части. Англию, Уэльс, Шотландию и Сев. Ирландию. Ниже дана характеристика системы нар.' образования Англии и Уэльса. Нек-рые отличия в системе нар. Образования в Шотландии и Сев. Ирландии пояснены в соответствующих разделах.Англия и УэльсСовременна..

Венесуэла

(Venezuela), Республика Венесуэла, гос-во на С. Юж. Америки. Пл. 916,4 тыс. Км2. Нас. 19,3 млн. Чел. (1989). Офиц. Яз. — испанский. Столица — Каракас.Первые нач. Школы (церковные) были открыты миссионерами после 1560. По указу исп. Короля Филиппа II в!592 учреждён семинарский колледж чеапта Роса», открытие к-poro состоялось только в 1696. В 1721 колледж преобразован в" ун-т (ныне Центр, ун-т В.), ставший позже организац. Ядром нац. Шк. Системы. В 1809 в стране насчитывалось 13 школ, в т. Ч. 11 ч..

Вентцель Константин Николаевич

[24.11(6.12).1857, Петербург, — 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. Ин-те (1875—76) и Петерб. Ун-те (1876—77). С 1880 участник рев. Народнич. Движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. Отделении Моск. Гор. Управы. С 1919 в Воронеже. Преподавал в пед. Техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. Образования. С 1922 в Москве, на пенсии.В кн. «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2..

Венгрия

(Magyarorszag), Венгерская Народная Республика (ВНР) - гос-во в юго-вост. Части Центр. Европы. До 1918 - королевство в составе Австро-Венг. Империи. С 1918 - республика, с 21.03. По 01.08.1919 - сов. Республика. В 1920-44 - вновь королевство. С 1946 - республика, с 1949 - Народная республика. До 1867 в обращении находились марки Австрии, затем Австро-Венгрии. Первые марки В. Вып. В 1871 (назв. Почт. Адм. На них не было до 1874), первые памятные марки- 1916, почт.-благотворительные - 1913, авиапо..

Дополнительный поиск Венгрия Венгрия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венгрия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венгрия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа