Возрастная Психология

235

Отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на разл. Возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В дет. Психологии в соответствии с, существующей периодизацией возрастно- го развития (см. Возраст) в качестве относительно самостоят, разделов выделяются психология дошкольника, мл. Школьника, подростка и т. Д.До кон. 19 в. Специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания учёных. В частности, весьма распространённым был подход к ребёнку как к «маленькому взрослому», к-рыи отличается от «нормального» взрослого лишь физич. Недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учёта особенностей их развития.

В кон, 19 в. Под влиянием теории Ч. Дарвина эволюц. Идеи проникли в психологию. Начала складываться В. П., к-рая оформилась в самостоят, отрасль к сер. 20 в. Её развитие протекало в тесной связи с общей психологией. Любая теория дсихикв сталкивалась с необходимостью анализа развития психики в онтогенезе.Осн. Методы В. П. — наблюдение и эксперимент. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах развития. Естеств. Эксперимент используется значительно чаще лабораторного, к-рый малодоступен детям. Важным для отеч. В. П. Является особый вариант естеств. Эксперимента — формирующий эксперимент. Изменения психич. Деятельности испытуемых прослеживаются в результате активного воздействия исследователя.Изучение развития психики ребёнка можно вести по методу т.

Н. Поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психол. Особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значит, числе испытуемых. В др. Случае проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении значит, отрезка времени (иногда — ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике — т. Н. Продольное исследование.В связи с тем, что психич. Развитие человека осуществляется в процессе обучения и воспитания, содержание В. П. Тесно переплетается с содержанием педагогической психологии, в ист. Развитии они неотделимы друг от друга. Реальное единство В. П. И пед. Психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, к-рый в В.

П. Выступает в динамике и закономерностях возрастного развития, а в пед. Психологии — как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправл. Воздействий педагога.Лит. Выготский Л. СРазвитие высш. Психич. Функций, М., 1960. Возрастная и пед. Психология, под ред. А. В. Петровского. М., 1973. Гальперин П, Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н., Актуальные проблемы возрастной психологии» М., 1978. Хрестоматия по возрастной и пед. Психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. [т. 21, М. 1981..

Значения в других словарях
Возрастная психология

отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки В. П. Начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию (См. Детская психология), психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (См. Геронтопсихология). Однако первые исследования в области В. П. Начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться ..

Возрастная Психология

- см. Психология возрастная.. ..

Военные Гимназии

Средние общеобразоват. Закрытые уч. Заведения воен. Ведомства в дорев. России. Созданы в 1863 по инициативе воен. Министра Л — А. Милютина при активном участии начальника Гл. Управления воен.-уч. Заведений Н. В. Исакова. Организованы на базе общеобразоват. Классов кадетских корпусов. Срок обучения 6 (с 1873- 7) лет. Предназначены для детей дворян, однако в них могли учиться и представители др. Сословий. В нек-рые В. Г. Были допущены приходящие ученики (2 В. Г. — только для приходящих). Уч. План ..

Возраст

Период развития человека, характеризуемый совокупностью специ-фич. Закономерностей формирования организма и личности. В. Представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. Опыт, психол. Наблюдения, мед. Практика на эмпирич. Основаниях выделяют разл. Возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. Табл.) условны, т. К. Основываются на специфических для каждого под..

Возрастная Физиология

Раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 осн. Периода развития. Пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных перио- дов основано гл. Об..

Возрастной Подход В Воспитании

Учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально-психол. Особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. П. — конкретизация принципов приро-досообразности воспитания (см. Принципы воспитания).Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоят, значение с субъективной и пед. Точек зрения. Однако нек-рые специалисты рассматривают возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следую..

Дополнительный поиск Возрастная Психология Возрастная Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Возрастная Психология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возрастная Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 21 символа