Возрастная Физиология
Раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 осн. Периода развития. Пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных перио- дов основано гл. Обр. На изменении ант-ропологич. И морфологич. Признаков (см. Табл. В ст. Возраст).Формированию В. Ф. Способствовал традиционный для отеч. Физиологии эво-люц. Подход к изучению физиол. Систем. На необходимость изучения физиол. Процессов на протяжении онтогенеза указывал И.
М. Сеченов (1878). Начало си-стематич. Изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека было положено Н. П. Гундобиным («Особенности дет. Возраста», 1906).Интенсивное развитие В. Ф. В СССР началось в 20—30-х гг. 20 в. Выявлены структурные и функциональные возрастные особенности развития отд. Органов и систем (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. А. Волохов, А. А. Маркосян). Разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акселерации. Сформировались концепции онтогенеза и старения (И. П. Павлов, М. К. Петрова, А. А. Богомолец, А. В. Нагорный, Анохин, Аршавский, Маркосян).В. Ф. Тесно связана со смежными науками — морфологией, биологией, ант-ропологией^ является науч.
И теоретич. Основой таких мед. Дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология и гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. Воспитания и др.Необходимость разработки теоретически обоснованных методов воспитания, обучения и охраны здоровья детей обусловила выделение в качестве самостоят, направления физиологии развития ребёнка (с момента рождения до достижения зрелого возраста). Её осн. Задачи. Всесторонняя характеристика особенностей функционирования организма детей и подростков, его функциональных и ада-птац. Возможностей на разных этапах развития, чёткое разграничение этих этапов на основе наиб, информативных физиол. Критериев. В результате комплексных физиол. Исследований выявлены обшие закономерности онтогенетич.
Развития.Изучение функций организма детей и подростков при физич. И умственных нагрузках позволяет выявить функциональные возможности организма ребёнка в определённые возрастные периоды, степень его готовности к разл. Видам деятельности, адаптивные способности, что имеет большое значение для пед. Практики.Определены сроки становления функциональных систем дет. Организма и по-годовая динамика их изменений. Установлены возрастные особенности важнейших психофизиол. Функций, сензитив-яые периоды их развития и выявлены нейрофизиол. Механизмы, обусловливающие их формирование в онтогенезе (см. Анатомо-физиологические особенности детей).Лит. Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред.
А. А. Маркосяна, М., 1969. Анохин П. К., Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975. Возрастная физиология. (Руководство по физиологии), Л., 1975. Физиология развития ребенка, под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фар-бер, М., 1983. Д. А. Фарбер..
Дополнительный поиск Возрастная Физиология
На нашем сайте Вы найдете значение "Возрастная Физиология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возрастная Физиология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 21 символа