Возрождение, Ренессанс

133

В истории культуры стран Зап. И Центр. Европы эпоха, переходная от ср.-век. Культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологич. Границы В. В Италии — 14—16 вв._ в др. Странах — кон. 15—16 вв.). Отличит, черты культуры В., антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистич. Мировоззрение, обращение к антич. Культурному наследию. В эпоху В. Формировались капиталистич. Отношения, в связи с чем возникали изменения в социальной сфере, появился новый взгляд на мир и человека. В разных странах В. Получилоспецифич. Характер, отразивший особенности их ист. Развития.Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху В.

Пед. Мысль В. Значительно опережала реальную шк. Практику, как правило, сохранявшую традиционную для средневековья форму.Педагогика В. Развивалась в острой полемике со схоластич. Педагогикой (см. Средние века, Схоластика). Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиц. Методы преподавания, чрезмерную продолжительность срока обучения, невежество учителей.В Италии идеи педагогики В. Получили отражение в спец. Трудах на темы воспитания Пьера Паоло Верджерио, Маффео Веджио, Леонардо Бруни, Энеа Сильвио Ппкколомини, Якопо Садолето. В сочинениях по вопросам социальной жизни и семьи Франческо Барбаро, Маттео Пальмиери, Леона Баттиста Альберти, у итал. Утопистов — Антонио Бручоли, Франческо Пуччи, Томмазо Кампанеллы.

В трактате Бальдассарре Кастильоне о придворной жизни. Педагоги-гуманисты Витторино да Фелетре и Гуарино Веро-незе осуществляли эти идеи на практике. В др. Европ. Странах о воспитании писали Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Элиот, Роджер Ашам. Пед. Идеи разрабатывали в своих соч. Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель де Мон-тень, Пьер де ла Раме.На становление гуманистич. Педагогики сильное влияние оказал Франческо Петрарка, указавший на важнейшую роль гуманитарных наук, изучающих человека и воспитывающих его. Мысли Петрарки о связи науки и нравственности, об эмоциональном воздействии знания на человека, о роли истории, моральной философии (этики), поэзии, риторики в нравств. Воспитании были развиты педагогикой В.

Внимание Петрарки и его последователей к антич. Древностям, организация преподавания греч. Яз. Во Флоренции (с кон. 14 в.), археографич. И переводческая деятельность гуманистов способствовали освоению антич. Культуры, к-рая послужила гл. Идейным источником гуманистич. Педагогики. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражд. Служения, гармоничного развития и фи-зич. Воспитания, так и эллинистич. И позд-неантич. Учения, в к-рых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования. Влияние на гуманистич. Педагогику (особенно Сев. В.) оказали раннехристианские сочинения. Для решения проблем физич. Воспитания был использован опыт воен. Воспитания рыцарства.Гуманистич.

Идеалом был человек образованный и просвещённый, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. В представлениях нек-рых гуманистов (Веджио, Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский) существенны рслиг. Моменты.Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на Квинтилиана, считали природу, дисциплину (наставления, руководства, метод) и упражнение (практику), к-рые могут дать хороший результат только в совокупности. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физич. Воспитание, возрастные пси-хол. И физиол. Особенности ребёнка (Верджерио).В решении вопроса о соотношении природы и нравственности гуманисты не были едины, однако всегда высоко оценивали роль обучения и воспитания в формировании нравственности, в развитии ростков добра, в смягчении и обуздании нежелательных наклонностей.

Верджерио, Альберти, Веджио, Эразм Роттердамский, Вивес, Монтень и др. Выработали прак-тич. Рекомендации учителям и родителям. Выявлять путём наблюдения природные склонности детей, учитывать их индивидуальные особенности и применять разл. Методы воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей.В основу гуманистич. Образования было положено знание древних языков иП. Верджерио «О благородных нравах и свободных науках». Фрагмент титульного листа.Гуманистическая школа. Итальянская миниатюра. Ок. 1500. Изучение антич. Культурного наследия. Классич. Языки в эпоху В. Ценились прежде всего как ключ к фактам и мыслям произведений древних авторов. Наряду с «возрождением» классич. Лат. Языка, пришедшего в сочинения гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты большое значение придавали изучению др.-греч.

И др.-евр. Языков. Они реформировали традиц. Систему семи свободных искусств. Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил назв. Studia humanitatis. Был расширен тривиум, в него включены история, моральная философия, поэзия. Среди традиц. Дисциплин тривиума гуманисты высоко ценили риторику за её нравств. Влияние и грамматику как базу образования. Переосмыслили функцию логики, «науки наук» в ср. Века, придав ей лишь инструментальный характер. Роль квад-ривиума и примыкавших к нему естеств. Наук, достаточно скромная в соч. Итал. Гуманистов (за исключением Витторино да Фельтре и Верджерио), в 16 в. Возросла. Значительно расширил понимание знания Вивес, включивший в круг изучаемых предметов нек-рые дисциплины естествознания. Рабле наряду с изучением античной естеств.-науч.

Лит-ры (Тео-фраст, Диоскорид, Гален) ввёл в обучение наблюдение природных явлений, а также знакомство с разл. Ремёслами и иск-вами.В гуманистич. Образовании 16 в. Заметен интерес к изучению родного языка. Вивес, Элиот, Ашам пытались уточнить роль родного языка в шк. Обучении, но рассматривали его гл. Обр. Как дисциплину, помогающую овладеть древними языками. Кассиодор, Мор, Монтень предусматривали преподавание на родном языке, не исключающее изучения древних языков.В отличие от ср.-век. Системы образования с её принципом «учиться — значит ходить под розгой», в эпоху В. Сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения- принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения.

Идея гуманистов о связи обучения с жизнью (Альберти, Монтень и др.) сделала осн. Критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Развитие естеств.-науч. Знания, техники привело к появлению в 16 в. Мысли о пользе реальных знаний. Педагоги В. Настаивали на сознат, усвоении материала, размышлении над прочитанным. Преподаватели должны были развивать умственные способности и навыки самостоят, мышления учеников., а не «вливать знания, словно воду в воронку» (Монтень). Гуманисты обращали внимание на тщательный отбор и дозировку уч. Материала, на использование на занятиях оригинала, а не извлечений из древних авторов. Они высоко ценили хороший стиль, поэтому для изучения отбирались лучшие произведения антич.

Лит-ры. Мн. Педагоги В. Выступали за разностороннее (энциклопедич.) образование, чередование занятий в течение дня (Витторино да Фельтре, Пальмиери, Рабле, Вивес). Постепенно формировался принцип наглядности обучения (Рабле, Монтень). Развивались идеи самообразования (Бру-ни, Ашам), были предложены возможности его осуществления (публичные лекции у Мора). Одни гуманисты выступали за шк. Образование, доказывали его преимущество необходимостью единого воспитания для всех граждан, обществ, важностью воспитания и т. П. Другие, видя неудовлетворит. Состояние современной им школы, были сторонниками домашнего образования. Все гуманисты придавали большое значение личности учителя. Он должен быть не только образованным и эрудированным, но и высоко-нравств.

Человеком, способным стать примером для детей. В личности высоко ценились доброжелательность, чуткость, проницательность, знание индивидуальных особенностей детей. Гуманисты обращали внимание на низкую оценку в обществе труда педагогов, на их плохую подготовку (Эразм Роттердамский, Элиот).Важнейшее место в пед. Системе В. Занимало нравств. Воспитание. В детях поощрялись и воспитывались активность, жажда похвалы и славы, любовь к родине, уважение к старшим, родителям и порицались праздность, лень, стремление к уединению. Одновременно воспитывалось умение владеть собой, достойно переносить испытания судьбы. Нек-рые гуманисты (Веджио и др.) говорят о воспитании самоуважения. Необходимым элементом нравств. Воспитания считалось воспитание целомудрия, уважения к религии, благочестие.Гуманисты указывали на связь воспитания и обучения, на необходимость всестороннего и эффективного воздействия изучаемых предметов не только на ум учащегося, но и на его сердце, чувства, волю.

Воспитание не исчерпывалось моральными сентенциями, наставлениями и разъяснениями, в нём велика роль примера. Высоко ценилось значение истории «как учительницы жизни», дающей образцы поведения. Риторики и поэзии, эмоционально воздействующих на людей и также содержащих образцы достойного поведения. Деятели В. Обращали внимание на роль скульптуры и живописи (портреты выдающихся людей и др.) в нравств. Воспитании. Однако гл. Роль, по мнению гуманистов, играют «живые примеры» (отец, учитель, добродетельный человек).Осн. Метод нравств. Воспитания в педагогике В. — поощрение и похвала. Отказ от телесных наказаний аргументировался заботой о воспитании сильного и гордого человека (из-за побоев формируется рабская душа), физич.

Вредом, ослаблением чувства естеств. Любви к родителям, ненавистью к учёбе и учителям. У гуманистов появляется понимание роли труда в воспитании (Верджерио, Альберти, Мор). Монтень говорит о воспитании в путешествиях и общении с людьми.Важной частью педагогики В. Было физич. Воспитание, понимаемое гуманистами широко. Как формирование не только здорового тела, но и здорового духа. Средствами физ—14. Воспитания считались упражнения (гимнастика, воен. Подготовка) и связанное с ними закаливание тела и духа. Разнообразные физически активные виды отдыха (подвижные игры, прогулки на воздухе, танцы и т. П.). Нек-рые гуманисты (Веджио, Пикколомини, Верджерио) обращали внимание на воздействие правильного питания и сна на физич.

Состояние человека.Спец. Эстетич. Воспитания в гумани-стич. Педагогике 15 в. Не предполагалось, хотя в размышлениях гуманистов всегда присутствовали эстетич. Моменты (наслаждение поэзией, чтением книг, физич. Занятиями). Музыка в 15 в. Осмыслялась гл. Обр. С точки зрения её нравств. Воздействия. В 16 в. Роль эстетич. Воспитания возросла. Кастильоне считал необходимыми занятия музыкой, живописью, т. К. Они развивают вкус к прекрасному. В произв. Рабле и Элиота иск-ва (рисунок, резьба, музыка, живопись, скульптура) включены в процесс образования.Эразм Роттердамский, Вивес говорили о необходимости усовершенствовать образование и воспитание женщин. Бруни предложил программу жен. Образования, Витторино да Фельтре осуществил его на практике.

Мор поставил вопрос о равенстве образования мужчин и женщин.Деятели В. Большую роль отводили семейному воспитанию, что отражало возросшее значение семьи как обществ, института в ту эпоху. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравств. Атмосферы. В семье должны были заботиться о физич. Здоровье детей, прививать им первые нравств. Понятия. Обязанность отца — обеспечить хорошее образование детям, к-рое гуманисты ценили гораздо больше, чем богатство.Пед. Практика итал. Гуманистов осуществлялась чаще всего в созданных ими частных школах, из к-рых более всего известны итальянские «Дом радости» Витторино да Фельтре и школа Гуарино Веронезе в Ферраре, на базе к-рой возник ун-т (1442).

Оба уч. Заведения были интернатного типа. В них учились не только итальянцы, но и выходцы из Германии, Англии, Франции, Венгрии и др. Воспитанники этих школ получали ср. Образование, хотя по ряду предметов преподавание в них стояло на университетском уровне.В ун-тах, средневековых по характеру, гуманистич. Образование развивалось слабо, за немногими исключениями (ун-ты в Ферраре, Павии, Флоренции, ряд нем. Ун-тов, имевших гуманистич. Кафедры). В 16 в. Возникают гуманистич. Уч. Заведения, напр. Королевский коллеж во Франции, созданный по инициативе Гийома Бюде (1530). Была начата постепенная перестройка преподавания в ун-тах. Своеобразной формой образования в Италии были гуманистич. Академии — объединения учёных и дилетантов, имевшие свободную организацию без уставов и правил (наиб, известны Платоновская академия во Флоренции, Академия Помпония Лета в Риме, Академия Альда Мануция в Венеции, ставшая одновременно и центром книгоиздания).

В них читались лекции, устраивались обсуждения и диспуты на филос., науч. И лит. Темы.Пед. Мысль В. Утверждала доступность образования независимо от обществ, и имуществ. Положения ученика. Однако практически равные возможности, провозглашённые педагогами В., могли использовать только сравнительно узкие слои. Выходцы из феод.-аристократич. И богатых гор. Семей и дети гуманистов. В условиях рефеодализации Италии (16 в.) гуманистич. Пед. Идеи всё чаще становились достоянием феод, кругов. Утвердившееся в 15—16 вв. В ряде европ. Школ классическое образование (отчасти под влиянием Реформации) начало терять гуманистич. Содержание, свелось к формальному изучению классич. Языков. Однако мн. Пед. Идеи 16 в. (введение родного языка, расширение круга изучаемых дисциплин, прежде всего естеств.-науч.

Цикла, критика учёного педантизма гуманистов-филологов, защита жизненно полезного знания, реальных наук) получили развитие и в 17 в.Пед. Мысль В. Оказала влияние на европ. Педагогику теоретич. Положениями, подтверждёнными практикой. Главными среди них были идея гармоничного развития, связь умственного, нравств. И физич. Воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей и основанные на этом методы воспитания. Гуманистич. Педагогика пыталась решать существенные проблемы связи природы и воспитания, образования и нравственности, природы и нравственности и др. Отд. Дидактич. Принципы педагогики В. Признание добровольного и сознательного характера обучения, принцип наглядности в обучении, самообразование, идеи всеобщего обучения и трудового воспитания и др.

Получили дальнейшее развитие.И с т о ч н. Идеи эстетич. Воспитания, т. 1, М., 1973. Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения, ч. 1 — 2, Саратов, 1984—88. W o o d-w a r d W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897, N. Y., 1'963. G a r i n E.,11 pensiero pedagogica delr Umanesimo, Firenze, 1958. Его же, Geschichte und Dokumente der abendlandischen Padagogik, Bd 2, [Reinbek bei Hamburg, 1966]. Его же, Educazione umanistica in Italia, Roma-Bari, 1975».Лит. Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения, M., 19102. ФридолиаП. П., Пед. Идеи итал. Возрождения, «Изв. Пед. Ф-та Азерб. Гос. Ун-та. Обществ, науки», 1929, т. 14, 16. Антич. Наследие в культуре Возрождения, М., 1984. Возрождение. Культура, образование, обществ, мысль, Иваново, 1985.

W o p d w а г. D W. H., Studies in edu-cation during the age of the Renaissance, 1400—1600, Camb., 1924. S a i 11 a G., Edu-cazione dell'umanesimo in Italia, Venezia, 1928, Gar i n E., L'education de l'homme moderne. La pedagogie de la Renaissance (1400—1600), [P., 1968]. Muller G., Bildung und Erziehung im Humanismus der italienischen Renaissanse, Wiesbaden, 1969. B o-w e n J., A history of western education, v. 2, L. [1975]. H. В. Ревякина..

Значения в других словарях
Возрастная Физиология

Раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуального существования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 осн. Периода развития. Пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных перио- дов основано гл. Об..

Возрастной Подход В Воспитании

Учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально-психол. Особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. П. — конкретизация принципов приро-досообразности воспитания (см. Принципы воспитания).Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоят, значение с субъективной и пед. Точек зрения. Однако нек-рые специалисты рассматривают возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следую..

Волков Геннадий Никандрович

(р. 31.10.1927, с. Большие Яльчины, ныне Чуваш. Республика), педагог, чуваш, писатель. Акад. РАО (1993. Акад. АПН с 1990), д-р пед. Наук (1967), проф. Окончил Чуваш, пед. Ин-т (1949), преподавал там же (зав. Кафедрой, проректор по науч. Работе). В 1972—91 зав. Лабораторией педагогики в Ин-те национальных школ в Москве, с 1991 зав. Лабораторией общей этнопедагогики Ин-та нац. Проблем образования. През. Ассоциации «Народная педагогика» (1991), с 1992 зав. Лабораторией в Ин-те развития личности РАО..

Волков Игорь Павлович

(р. 14.1.1927, Обираловка, ныне г. Железнодорожный Моск. Обл.), педагог, канд. Пед. Наук (1983), засл. Учитель школы РСФСР (1982). Окончил Моск. Худож.-графич. Пед. Уч-ще (1952) и МГЗПИ (1959). На пед. Работе с 1952. С 1961 до кон. 80-х гг. — учитель рисования и черчения в ср. Школе № 2 (г. Реутов Моск. Обл.). Осн. Новаторская идея В. — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление пед. Руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника. Разработал и ..

Дополнительный поиск Возрождение, Ренессанс Возрождение, Ренессанс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Возрождение, Ренессанс" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возрождение, Ренессанс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 22 символа