Воспитательная Система
Об единяет комплекс воспитат. Целей. Людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности. Отношений, возникающих между её участниками. Освоенную среду и управленч. Деятельность по обеспечению жизнеспособности B. C. Создаётся для реализации пед. Целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. Теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. Работы входит в В. С. Как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определённых мероприятий приводит либо к ограничению целей за счёт выделения ведущих направлений в воспитат.
Работе (напр., эстетическое, трудовое и др. Воспитание), либо к выбору в качестве осн. Воспитат. Средства к.-л. Эффективного пед. Приёма («погружение», «опорные сигналы», «самоуправление» и др.). Использование суммы пед. Средств вне В. С. Не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в её рамках они применяются успешно.Разнообразны В. С. Ср. Общеобразоват. Школ. Среди них выделяются традицион- ные В. С. Массовых школ, системы сел. Малокомплектных школ (т. Н. Семейного типа) и В. С., организуемые на принципах коммунарской методики. В. С. Профильных уч. Заведений (с углублённым изучением отд. Дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш.
Уч. Заведениями и науч. Учреждениями. К ним примыкают В. С. Школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. Труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. Обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. С. Возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. Потрясения. В этих В. С. Важнейшими становятся реабилитац. Функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. С. Микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. С. Микрорайона В. С. Уч. Заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. С. Обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей.
Проблема В. С. Разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. В опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспи-тат. Центрами и др.По типу организации воспитания В. С. Традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. C. — ориентация на личность ребёнка как осн. Цель, результат и показатель эффективности В. С.Создание гуманистич. В. С. Начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. Идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. П.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. С. Вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей.
В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. Н. Зоны свободного развития, побуждающие участников В. С. К творческому поиску.Сложившиеся В. С. Гуманистич. Типа отличаются. Наличием пед. Концепции. Здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений. Атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку ощущение душевного комфорта. Способами разрешения конфликтов внутр. Силами. Взаимодействие со средой и др. Любая В. С. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, орга-низац. Оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки.
Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. Норм. Испытывая влияние как внеш. Факторов окружающей среды, так и внутр. Саморегуляц. Процессов, В. С. Преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. Коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. С. Может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. Жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. Работы. Старение В.
С., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.Развитие В. С. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. Характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. Коллектива выбор перспектив B. C. Осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий. Организации здорового образа жизни ученич. Коллектива в школе, средового подхода. Осн. Критерием пед. Целесообразности В. С. Признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед.
Коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.Перспективные направления развития теории В. С. Рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. Условиях. Пед. Осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. С. Использование новаций и традиций в построении В. С. (особенно в нац. Школе). Исследование роли личностного фактора в развитии В. С., возможностей средового подхода в организации В. С., находящихся в разл. Социальном окружении.Лит. Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987. Воспитательная система учебного заведения как объект пед. Управления. Тезисы докл. Всес. Конференции, [ч. 1—2]. Рига, 1989.
Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989. Воспитательные системы школы. История и современность. Тезисы докл., Владимир, 1990. Воспитательная система массовой школы. Сб. Науч. Трудов, М., 1992. Воспитательная система уч. Заведения. Мат-лы Всес. Науч.-метод, конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин..
Дополнительный поиск Воспитательная Система
На нашем сайте Вы найдете значение "Воспитательная Система" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воспитательная Система, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 22 символа