Воспитательная Система

239

Об единяет комплекс воспитат. Целей. Людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности. Отношений, возникающих между её участниками. Освоенную среду и управленч. Деятельность по обеспечению жизнеспособности B. C. Создаётся для реализации пед. Целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. Теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. Работы входит в В. С. Как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определённых мероприятий приводит либо к ограничению целей за счёт выделения ведущих направлений в воспитат.

Работе (напр., эстетическое, трудовое и др. Воспитание), либо к выбору в качестве осн. Воспитат. Средства к.-л. Эффективного пед. Приёма («погружение», «опорные сигналы», «самоуправление» и др.). Использование суммы пед. Средств вне В. С. Не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в её рамках они применяются успешно.Разнообразны В. С. Ср. Общеобразоват. Школ. Среди них выделяются традицион- ные В. С. Массовых школ, системы сел. Малокомплектных школ (т. Н. Семейного типа) и В. С., организуемые на принципах коммунарской методики. В. С. Профильных уч. Заведений (с углублённым изучением отд. Дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш.

Уч. Заведениями и науч. Учреждениями. К ним примыкают В. С. Школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. Труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. Обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. С. Возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. Потрясения. В этих В. С. Важнейшими становятся реабилитац. Функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. С. Микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. С. Микрорайона В. С. Уч. Заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. С. Обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей.

Проблема В. С. Разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. В опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспи-тат. Центрами и др.По типу организации воспитания В. С. Традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. C. — ориентация на личность ребёнка как осн. Цель, результат и показатель эффективности В. С.Создание гуманистич. В. С. Начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. Идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. П.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. С. Вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей.

В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. Н. Зоны свободного развития, побуждающие участников В. С. К творческому поиску.Сложившиеся В. С. Гуманистич. Типа отличаются. Наличием пед. Концепции. Здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений. Атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку ощущение душевного комфорта. Способами разрешения конфликтов внутр. Силами. Взаимодействие со средой и др. Любая В. С. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, орга-низац. Оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки.

Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. Норм. Испытывая влияние как внеш. Факторов окружающей среды, так и внутр. Саморегуляц. Процессов, В. С. Преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. Коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. С. Может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. Жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. Работы. Старение В.

С., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.Развитие В. С. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. Характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. Коллектива выбор перспектив B. C. Осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий. Организации здорового образа жизни ученич. Коллектива в школе, средового подхода. Осн. Критерием пед. Целесообразности В. С. Признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед.

Коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.Перспективные направления развития теории В. С. Рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. Условиях. Пед. Осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. С. Использование новаций и традиций в построении В. С. (особенно в нац. Школе). Исследование роли личностного фактора в развитии В. С., возможностей средового подхода в организации В. С., находящихся в разл. Социальном окружении.Лит. Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987. Воспитательная система учебного заведения как объект пед. Управления. Тезисы докл. Всес. Конференции, [ч. 1—2]. Рига, 1989.

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989. Воспитательные системы школы. История и современность. Тезисы докл., Владимир, 1990. Воспитательная система массовой школы. Сб. Науч. Трудов, М., 1992. Воспитательная система уч. Заведения. Мат-лы Всес. Науч.-метод, конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин..

Значения в других словарях
Воспитатель

Лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. Человека. В понятии В. Объединяются проф. Роль и гражд. Личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к др. Человеку или к коллективу.Профессия В. Известна со времён античности. В ср. Века и в новое время в нек-рых уч.-воспитат. Заведениях воспи-тат. Функциями наделялись особые должностные лица — классные надзиратели, классные дамы и др. Имущие слои насе..

Воспитательная Работа По Месту Жительства

Организация воспитат. Воздействий на детей и подростков в рамках их жилищно-бытовой микросреды с целью оптимизации положительных и нейтрализации отрицательных социальных факторов, влияющих на формирование личности.Микросреде по месту жительства свойственны разновозрастный состав, широкие социальные связи, неформальный характер, добровольность выбора целей и ценностей, форм и видов деятельности. Вместе с тем эта микросреда отличается противоречивостью и стихийностью, что не исключает вероятность ..

Воспитательно-трудовая Колония

В Рос. Федерации, исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывают наказание несовершеннолетние 14—18 лет, осуждённые судом к лишению свободы. Создаются (отдельно для юношей и девушек) колонии общего и усиленного режимов. В В.-т. К. Общего режима отбывают наказание несовершеннолетние муж. Пола, впервые осуждённые к лишению свободы, а также все осуждённые несовершеннолетние жен. Пола. В В.-т. К. Усиленного режима (где предусмотрены сокращённое кол-во свиданий и посылок в течение года, уменьшен..

Воспитательные Дома

Учреждения для воспитания подкидышей и беспризорных младенцев. В Зап. Европе первый В. Д. Был осн. В 787 (Милан). Старейшие В. Д. — в Бергамо (осн. В 982), во Флоренции (1061), в Риме (1198). К нач. 19 в. В. Д. Имелись во мн. Крупных городах Европы и Америки. В Париже (осн. В 1326), Венеции (1364), Мюнхене (1489), Амстердаме (1564), Лиссабоне (1629), Лондоне (1709), Рио-де-Жанейро (1738), Берлине (1770), Вене (1784) и др. Резкое увеличение числа В. Д во Франции наполеоновской эпохи (в 1811 — 271..

Дополнительный поиск Воспитательная Система Воспитательная Система

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воспитательная Система" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воспитательная Система, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 22 символа