Воспитывающее Обучение
Обучение, при к-ром достигается орга-нич. Связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. Материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. О.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная пед. Проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.
Гербарт считал обучение осн. Средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. Воспитания.Современная отеч. Пед. Теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.В дидактич. Аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. Функций. Образоват. Аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания.
Воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в пед. Процесс, характерно взаимодействие между пед. Условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. Модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. Уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта.
Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен — он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. Деятельности определяется тем, что в воспитании главное — приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. Деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. Обр. На организацию идейно-политич., трудовой, обществ, и др.
Деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. Позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. Включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. Действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организо- ные В. С. Массовых школ, системы сел. Малокомплектных школ (т. Н. Семейного типа) и В.
С., организуемые на принципах коммунарской методики. В. С. Профильных уч. Заведений (с углублённым изучением отд. Дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. Уч. Заведениями и науч. Учреждениями. К ним примыкают В. С. Школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. Труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. Обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. С. Возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц.
Потрясения. В этих В. С. Важнейшими становятся реабилитац. Функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. С. Микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. С. Микрорайона В. С. Уч. Заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. С. Обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. С. Разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. В опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспи-тат. Центрами и др.По типу организации воспитания В.
С. Традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. C. — ориентация на личность ребёнка как осн. Цель, результат и показатель эффективности В. С.Создание гуманистич. В. С. Начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. Идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. П.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. С. Вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. Н. Зоны свободного развития, побуждающие участников В.
С. К творческому поиску.Сложившиеся В. С. Гуманистич. Типа отличаются. Наличием пед. Концепции. Здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений. Атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку ощущение душевного комфорта. Способами разрешения конфликтов внутр. Силами. Взаимодействие со средой и др. Любая В. С. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, орга-низац. Оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств.
Норм. Испытывая влияние как внеш. Факторов окружающей среды, так и внутр. Саморегуляц. Процессов, В. С. Преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. Коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. С. Может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. Жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. Работы. Старение В. С., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.Развитие В.
С. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. Характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. Коллектива выбор перспектив B. C. Осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий. Организации здорового образа жизни ученич. Коллектива в школе, средового подхода. Осн. Критерием пед. Целесообразности В. С. Признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед. Коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.Перспективные направления развития теории В. С. Рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. Условиях.
Пед. Осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. С. Использование новаций и традиций в построении В. С. (особенно в нац. Школе). Исследование роли личностного фактора в развитии В. С., возможностей средового подхода в организации В. С., находящихся в разл. Социальном окружении.Лит. К а р а к о в с к и и В. А., Воспитай гражданина, Ми987. Воспитательная система учебного заведения как объект пед. Управления. Тезисы докл. Всес. Конференции, [ч. 1—2], Рига, 1989. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989. Воспитательные системы школы. История и современность. Тезисы докл., Владимир. 1990. Воспитательная система массовой школы. Сб. Науч. Трудов, М., 1992. Воспитательная система уч.
Заведения. Мат-лы Всес. Науч.-метод, конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин..
Дополнительный поиск Воспитывающее Обучение
На нашем сайте Вы найдете значение "Воспитывающее Обучение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воспитывающее Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 22 символа