Восприятие

199

Система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. Вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. Опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. Может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. Относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле. Различение отд. Признаков объекта. Выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.В процессе В. Человек познаёт предметы и явления в целом, а не их отд. Свойства. В основе В.

Лежат ощущения, но В. Не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.Спец. Органов В. Нет. Материалы для В. Дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. Анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. Д.), т.е. Любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. Обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. Анализаторами.Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.Согласно совр. Представлениям, совокупность процессов В. Обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности.

Адекватность образа В. Достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. Подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия. В движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. П. — во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом. В. Представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.Наиб, важные особенности В. — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. Выражается в т. Н. Акте объективации, т.е. В отнесении к внеш. Миру получаемых от него сведений.

Предметность В. — не врождённое качество. Формирование предметности В. В онтогенезе связано с первыми практич. Действиями ребёнка, к-рые направлены на внеш. Объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. Выделяется в относительно самостоят, систему перцептивных действий. Целостность В. Состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств, предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. Связана его структурность. В. В значит, мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В.

Музыки отд. Звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в неё элементов). Источники целостности и структурности В. Лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. Константность В. — способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. Изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. П. В. Человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.Осмысленно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е.

Отнести к определённой группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нём сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. Представляет динамич. Поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. Преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. И вкусовое В. Обычно процесс В. Осуществляется рядом анализаторов. Двигат. Ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. Виды В. Редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В.

Напр., В. Учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. Типа классификации В. Являются формы существования материи. Пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. Пространства, В. Времени и В. Движения.Развитие восприятия и пути его воспитания. В. Формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. Начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. Свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. Д.). На 2-м мес жизни появляются отчётливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определённой установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений.

Ребёнок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. Раздражителей и их подкрепления у ребёнка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. И узнавание ребёнком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребёнок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к её голосу, чувствует теплоту её рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребёнок вскоре начинает узнавать её не только по виду, но и по голосу и даже по звукам её шагов. В. У детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. Предмет, ребёнок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд.

Частей. В дальнейшем зрит, раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят, зрит. Образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. Характерным точкам предметов. Т. О., действия ребёнка с предметами лежат в основе развития В.Характерной особенностью В. Детей в дошк. Возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. Всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём В.

Главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. Малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. Предметов без связного описания и объяснения их значения. Последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Всё зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. Пространств, свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удалённости предметов, и особенно В.

Изображённых на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. Времени, связанное у детей гл. Обр. С их субъективными органич. Ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. Промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.Большое влияние на формирование образов В. У детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб, важные их особенности, в связи с чем В. У детей делается всё более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В.

С возрастом — приобретение им большей точности, расчленённости и т. П. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. Н. Сенсорного воспитания. Для развития В. Большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. П. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и всё более тонкой дифференциации разл. Свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребёнок уже к началу шк. Возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. В соответствии со своими потреоностями и интересами.Дальнейшее развитие В. Происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе.

Начиная с мл. Классов, проводится систематич. Работа по развитию В., цель к-рой — не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определённых умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. Лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. Участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. Занятиями делает В. Активным познават. Процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. Оценки худож. Лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. Вкус учащихся. Значит, влияние на развитие В. Социальной действительности (взаимоотношений людей, политич.

Событий и т. П.) оказывают морально-нравств. Позиции и мировоззрение лиц, чьё мнение представляется ребёнку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. Классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.В пед. Деятельности по развитию В. Необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нём участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. Изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщённости В. Необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец.

Задача политехн. Обучения заключается в развитии В. Точных пространств, отношений (расстояния, величины, формы предметов).В наиб, полной мере развитие В. Достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. И производств, работы учащихся. Определение задач, предварит, изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения — всё это приводит к орга-нич. Связи В. С практич. Действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. Деятельности.ЛитВосприятие и действие, М., 1967. Венгер Л. А., Восприятие и обучение, М., 1969. Грегори Р. Л., Глаз и мозг, [пер. С англ.], М., 1970. Величковс-кий Б.

М., Зинченко В. П., Л у -p и я А. Р. Психология восприятия, М., 1973. Восприятие. Механизмы и модели, пер. С англ., М., 1974. Л и и д с с и П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. С англ., М., 1974. Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской, М., 1975. Эксперим. Психология. Ред.-составители П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. С франц., в. 6, М., 1978. Рок И., Введение в зрительное восприятие, [пер. С англ.], _кн. 1 — 2. М., 1980. Allport F. H., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. — L., [1955]. Gibson E. J., Principles of perceptual lea-rning and development, N. Y., 1969. Hochberg J. E., Perception, Englewood Cliffs (№. J.), 19782..

Значения в других словарях
Восприятие

сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. Вместе с Ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. В этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления (См. Мышление) и проверяется практикой (См. Практика). Вне такого опосредования и проверки В. Может выс..

Восприятие

ВОСПРИЯТИЕ - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.. ..

Восприятие

ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств> человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием и включено в процессы практической деятельности и общения.. ..

Восприятие

(чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. Смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception), как равнозначащее со словом ощущение (sensation). По Канту, В. Предметов обусловлено действием рассудка, связывающего определенным способом разнообразный извне данный материал ощущений. Этот последний взгляд в тех или других видоизменениях сделался госп..

Восприятие

Воспринятие, понимание. Воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция. ..

Восприятие

Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.. ..

Восприятие

Ср.1) Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Усвоение, осознание.2) а) Психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта.б) Образ, возникающий в результате такого процесса.3) устар. Процесс действия по знач. Глаг. Восприять.. ..

Восприятие

-я, ср. 1. См. Воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия.. ..

Восприятие

Восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).. ..

Восприятие

(лат. Perceptio — принятие в себя, восприятие). ..

Восприятие

— отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.. ..

Восприятие

Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.. ..

Восприятие

Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Восприя́тие бредово́е — нарушенное В. У психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.. ..

Восприятие

Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.восприятие бредовое - нарушенное В. У психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.. ..

Восприятие

(англ. Perception).1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ").2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс"). Иногда термином В. Обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующ..

Восприятие

Субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные на ознакомление с предметом, чувственно-исследовательская деятельность (осматривание, слушание, ощупывание и т. Д.). В интимных отношениях особое значение имеют закономерности межличностного восприятия, восприятия человека человеком, которое характеризуется пристрастностью, целостностью, слитностью эмоциональности и рассудочности. Уже первое в..

Восприятие

Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.. ..

Восприятие

Сложный процесс приёма и преобразования информации, в результате к-рого живой организм создаёт себе. Наглядный образ окружающего мира и собств. Тела. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отд. Признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. ..

Восприятие

1) (в биологии) сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающей его среде;2) (в психологии) совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.. ..

Восприятие

Способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. Е. Детерминированный внеш. Причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов. В. Начинается с рецепторов, обеспечивающих высокую чувствительность к раздражениям определ. Модальности, и заканчивается в высших отделах ЦНС. Напр., процесс зрит. В. Начинается в хрусталике, создающем изображение на светочувствит. Клетках сетчатки глаза, от к-рых инфо..

Восприятие

ВОСПРИЯТИЕ - процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. В. Обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. Как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего - предметн..

Восприятие

Возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу. Объекты и события внешнего мира обнаруживаются нашей сенсорной системой, которая включает пять видов чувствительности. Зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Если интенсивность внешних стимулов выше определенного порога, то происходит активизация чувствит..

Воспитательные Дома

Учреждения для воспитания подкидышей и беспризорных младенцев. В Зап. Европе первый В. Д. Был осн. В 787 (Милан). Старейшие В. Д. — в Бергамо (осн. В 982), во Флоренции (1061), в Риме (1198). К нач. 19 в. В. Д. Имелись во мн. Крупных городах Европы и Америки. В Париже (осн. В 1326), Венеции (1364), Мюнхене (1489), Амстердаме (1564), Лиссабоне (1629), Лондоне (1709), Рио-де-Жанейро (1738), Берлине (1770), Вене (1784) и др. Резкое увеличение числа В. Д во Франции наполеоновской эпохи (в 1811 — 271..

Воспитывающее Обучение

Обучение, при к-ром достигается орга-нич. Связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. Материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. О.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная пед. Проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Ру..

Временный Коллектив

Организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристич. И экспедиц. Группах, отрядах и др. В. К. Может создаваться внутри постоянного коллектива на определённый период для выполнения коллективного творческого дела (см. Коммунарская методика). Будучи типом воспитат. Коллектива, В. К. Обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности. Кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер..

Всеобщее Обучение

Всеобуч, всеобщее образование, принцип организации нар. Образования — обучение всех детей и молодёжи определён- него возраста в уч. Заведениях, дающих учащимся установленный гос-вом объём знаний и уч. Навыков.В. О. Обеспечивается системой мероприятий. Законодательных (установление обязательности обучения и возрастных норм обязат. Обучения, общедоступности уч. Заведений, бесплатности обучения и т. П.). Материально-хозяйственных (финансирование шк. Дела, планирование, формирование и развитие сети ..

Дополнительный поиск Восприятие Восприятие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Восприятие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Восприятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа