Восприятие
Система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. Вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. Опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. Может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. Относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле. Различение отд. Признаков объекта. Выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.В процессе В. Человек познаёт предметы и явления в целом, а не их отд. Свойства. В основе В.
Лежат ощущения, но В. Не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.Спец. Органов В. Нет. Материалы для В. Дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. Анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. Д.), т.е. Любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. Обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. Анализаторами.Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.Согласно совр. Представлениям, совокупность процессов В. Обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности.
Адекватность образа В. Достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. Подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия. В движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. П. — во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом. В. Представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.Наиб, важные особенности В. — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. Выражается в т. Н. Акте объективации, т.е. В отнесении к внеш. Миру получаемых от него сведений.
Предметность В. — не врождённое качество. Формирование предметности В. В онтогенезе связано с первыми практич. Действиями ребёнка, к-рые направлены на внеш. Объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. Выделяется в относительно самостоят, систему перцептивных действий. Целостность В. Состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств, предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. Связана его структурность. В. В значит, мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В.
Музыки отд. Звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в неё элементов). Источники целостности и структурности В. Лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. Константность В. — способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. Изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. П. В. Человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.Осмысленно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е.
Отнести к определённой группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нём сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. Представляет динамич. Поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. Преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. И вкусовое В. Обычно процесс В. Осуществляется рядом анализаторов. Двигат. Ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. Виды В. Редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В.
Напр., В. Учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. Типа классификации В. Являются формы существования материи. Пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. Пространства, В. Времени и В. Движения.Развитие восприятия и пути его воспитания. В. Формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. Начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. Свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. Д.). На 2-м мес жизни появляются отчётливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определённой установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений.
Ребёнок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. Раздражителей и их подкрепления у ребёнка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. И узнавание ребёнком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребёнок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к её голосу, чувствует теплоту её рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребёнок вскоре начинает узнавать её не только по виду, но и по голосу и даже по звукам её шагов. В. У детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. Предмет, ребёнок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд.
Частей. В дальнейшем зрит, раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят, зрит. Образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. Характерным точкам предметов. Т. О., действия ребёнка с предметами лежат в основе развития В.Характерной особенностью В. Детей в дошк. Возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребёнок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. Всё то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребёнок ещё не может выделять в своём В.
Главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. Малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. Предметов без связного описания и объяснения их значения. Последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Всё зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. Пространств, свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удалённости предметов, и особенно В.
Изображённых на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. Времени, связанное у детей гл. Обр. С их субъективными органич. Ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. Промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.Большое влияние на формирование образов В. У детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб, важные их особенности, в связи с чем В. У детей делается всё более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В.
С возрастом — приобретение им большей точности, расчленённости и т. П. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. Н. Сенсорного воспитания. Для развития В. Большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. П. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и всё более тонкой дифференциации разл. Свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребёнок уже к началу шк. Возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. В соответствии со своими потреоностями и интересами.Дальнейшее развитие В. Происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе.
Начиная с мл. Классов, проводится систематич. Работа по развитию В., цель к-рой — не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определённых умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. Лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. Участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. Занятиями делает В. Активным познават. Процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. Оценки худож. Лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. Вкус учащихся. Значит, влияние на развитие В. Социальной действительности (взаимоотношений людей, политич.
Событий и т. П.) оказывают морально-нравств. Позиции и мировоззрение лиц, чьё мнение представляется ребёнку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. Классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.В пед. Деятельности по развитию В. Необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нём участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. Изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщённости В. Необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец.
Задача политехн. Обучения заключается в развитии В. Точных пространств, отношений (расстояния, величины, формы предметов).В наиб, полной мере развитие В. Достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. И производств, работы учащихся. Определение задач, предварит, изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения — всё это приводит к орга-нич. Связи В. С практич. Действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. Деятельности.ЛитВосприятие и действие, М., 1967. Венгер Л. А., Восприятие и обучение, М., 1969. Грегори Р. Л., Глаз и мозг, [пер. С англ.], М., 1970. Величковс-кий Б.
М., Зинченко В. П., Л у -p и я А. Р. Психология восприятия, М., 1973. Восприятие. Механизмы и модели, пер. С англ., М., 1974. Л и и д с с и П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. С англ., М., 1974. Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской, М., 1975. Эксперим. Психология. Ред.-составители П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. С франц., в. 6, М., 1978. Рок И., Введение в зрительное восприятие, [пер. С англ.], _кн. 1 — 2. М., 1980. Allport F. H., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. — L., [1955]. Gibson E. J., Principles of perceptual lea-rning and development, N. Y., 1969. Hochberg J. E., Perception, Englewood Cliffs (№. J.), 19782..
Дополнительный поиск Восприятие
На нашем сайте Вы найдете значение "Восприятие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Восприятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 10 символа