Высшие Учебные Заведения

124

Вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. Потребностей личности и проф. Подготовки в разл. Отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки. Ведут исследоват. Работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.К В. У. З. Относятся ун-ты (в т. Ч. Техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. Профиля (инж., с.-х., худож. И т. П.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. Странах помимо светских существуют духовные В. У. З. Понятия В. У. З. Не были равнозначными в разл. Эпохи и в разных странах. Значит, разница в уровнях высш. Образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. У. З.Прообразом В. У. З. Были высшие для своего времени филос.

Школы периода античности, в к-рых преподавание ориентировалось на осмысление все известной совокупности теоретич. Знаний, а формами занятий были лекции, беседы, диспуты. Такую организацию обучения унаследовали средневековые университеты, распространившиеся в зап.-евр. Городах гл. Обр. С 13 в. В нек-рых из ун-тов была известна и уч. Практика высших мусульманских уч. Заведений (см. В ст. Мусульманская культура). С развитием городов формировались проф. Школы, отдельные из к-рых накапливали значит, метод, опыт преподавания и становились широко известными. Юридические в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.) и Болонье (10 в.), медицинские в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.). Социальная значимость высшей школы обусловливала внимание к ней со стороны церк.

И светских властей, наделявших ун-ты и нек-рые проф. Школы особыми привилегиями.Ун-ты наложили значит, отпечаток на оформление высшего образования и облика В. У. З. Утверждением принципов т. Н. Академич. Свобод — свободы студента самостоятельно строить программу изучения предмета, свободы преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборности руководящих органов, участия студентов в самоуправлении и т. П. Становление светской науки (16—17 вв.) и связанное с запросами обществ, произ-ва укрепление «реального» направления в преподавании обусловили расширение специализации в высшей школе. В ун-тах (даже в рамках традиционных мед. И юрид. Ф-тов) и помимо них стали возникать относительно самостоят, науч.

И практич. Школы.В 18 в. Отраслевые В. У. З. Во мн. Европ. Странах стали органичной частью гос. Системы образования. Значит, влияние на содержание преподавания в В. У. З. И его методы оказали идеи В. Гумбольдта, реализованные в практике Берлинского ун-та. Факультетская организация В. У. З., связь с наукой и практикой определяли деятельность и мн. Техн. Заведений, как гос., так и частных. Для европ. Стран 19 в. Характерно развитие гл. Обр. Государственных мед., с.-х. И техн. Вузов. Эта тенденция отразилась и в создании высшей школы в России и США.В кон. 19 в. Стали возникать н.-и, подразделения не только в ун-тах, но и в мед., техн., с.-х. И др. Ин-тах и т. П. Н.-и, деятельность В. У. З. Часто приходила в противоречие с прагматич. Требованиями производств, и др. Компаний к специалистам.

В ун-тах науч. Работа часто сосредоточивалась в спец. Лабораториях, отделах, НИИ, отдаляясь от уч. Задач. Одной из важных проблем В. У. З. Стало сохранение единства науч. Работы и преподавания. Усилиями мн. Учёных и преподавателей оформился специфич. Науч. Сектор высшей школы, звенья к-рого стали осн. Н.-и, центрами во мн. Странах.В условиях научно-техн. Революции со 2-й пол. 20 в. Разнообразились типы ун-тов и вузов университетского статуса, выявилась тенденция к увеличению числа многопрофильных вузов, объединяющих в единое организац. И адм. Целое неск. Относительно самостоятельных направлений подготовки, что дало возможность рационально распределить изучение разл. Дисциплин студентами близких специализаций, избежать, дублирования уч.

Курсов. К многопрофильным близки по принципам работы и характеру преподавания разл. Творческие В. У. З., лишь по предмету обучения выделяемые в особую группу. Большинство отраслевых В. У. З. Сосредоточивает усилия на передаче прочных знаний и навыков проф. Деятельности и не ставит спец. Задачей проведение науч. Исследований студентами, хотя сами программы и уч. Курсы этих В. У. З. Регулярно обновляются с учётом новейших науч. Данных и запросов практики.В. У. З. Мн. Стран обычно распределяются по категориям гос., муниципальных, частных (к этой группе относятся и духовные В. У. З.). Практикуется как платное, так и бесплатное обучение. В 60—70-х гг. 20 в. Определилась тенденция к усилению роли гос-ва в определении содержания образования, его профилирования.

С этой целью разработаны разл. Системы гос. Аккредитации В. У. З. И управления системой вузов в интересах единой научно-техн. И образоват. Политики. Создаются спец. Гос. Органы по координации науки и высшего образования.Уч. Планы и организация уч. Процесса в высшей школе каждой страны имеют свои особенности. Общей тенденцией стало усиление общекультурной и общенауч. Подготовки и повышение удельного веса самостоят, работы студентов. Большое внимание уделяется организации практич. Обучения. Развиты вечернее и заочное обучение. Важное значение придаётся т. Н. Последипломному образованию, повышению квалификации специалистов, идёт постоянный поиск путей совершенствования уч., науч. И проф.-практической деятельности В. У. З. И обеспечения непрерывности образоват.

Процесса.В условиях непрерывного образования работа В. У. З., возможности их влияния на науку, произ-во, культурную жизнь зависят от содержания и уровня общего среднего образования. Во мн. Странах законодательно закреплена возможность поступления в В. У. З. После завершения полного ср. Образования с общей продолжительностью шк. Обучения 12- 13 лет. Распространение получила концепция, согласно к-рой к высшему образованию относится вся подготовка, получаемая после окончания полной ср. Школы (в США, напр., соответствующие уч. Заведения отнесены к категории после-средних). В этих условиях большинство В. У. З. Ведёт активную работу по комплектованию контингентов своих студентов, в т. Ч. Предъявляя высокие требования к знаниям абитуриентов.

Нек-рые исследоват. Вузы предусматривают высокую селективность по отношению к поступающим, отсеивая в ходе предварит, тестов, собеседований и экзаменов от 20 до 70% изъявивших желание получать высш. Образование в данном вузе. Вместе с тем имеются ун-ты и ин-ты, к-рые принимают всех желающих. Однако дипломы таких В. У. З., как правило, не пользуются высокой репутацией. Перспективным представляется повышение эффективности В. У. З. При углублении общеобразоват. И общенауч. Подготовки абитуриентов на заключит, этапе общего среднего образования. В ряде стран нек-рыеВ. У з. Перешли также к разл. Вариантам поэтапного приобретения студентами высшего образования на базе среднего профессионального или среднего специального (напр., начиная с младшего колледжа с двухлетним сроком обучения).Сложившаяся в 18—19 вв.

Факультетская система построения В. У. З. Приобрела в 20 в. Более свободный характер. В связи с расширением профиля подготовки специалиста, ун-ты и др. Вузы перешли к организации многопрофильных отделений и кафедр, в т. Ч. Межотраслевых. Большинство ведущих совр. В. У. З. — это крупные учебно-научно-производств. Комплексы, обеспечивающие не только образоват. Интересы студента, но и широкие возможности индивид, и коллективной науч. Работы, рациональное использование уч. Времени не только для теоретич., но и для практич. Занятий по избранной специальности. Во мн. Странах ун-ты и нек-рые др. В. У. З. — осн. Исследоват. Центры общенац. Значения. Ядром таких центров может выступать кафедра, проблемный или специализи-ров. Совет, объединяющий учёных, руководителей предприятий и др.

В большинстве стран мира решающее влияние на систему высшей школы оказывают ун-ты и В. У. З. Университетского статуса. Это касается как численности, так и качества подготовки специалистов.Значит, влияние на структуру и направление деятельности совр. В. У. З. Оказала американская модель ун-та, сложившаяся в кон. 19—1-й пол. 20 вв. И использовавшая мн. Достижения В. У. З. Разл. Стран, в т. Ч. России. Эту модель переняли ун-ты Японии и мн. Др. Стран. Осн. Часть общеобразоват. И общенауч. Подготовки студенты получают в акаде-мич. Колледжах ун-тов (с преимущественно теоретич. Обучением в течение 3—5 лет). После первого этапа они продолжают образование в проф. Или исследоват. (аспирантских) школах того же или др. Ун-та. По окончании академич. Колледжа студенты получают первую учёную степень — бакалавра, к-рая даёт право на занятия проф.

Деятельностью и на дальнейшее обучение в высш. Школе (в ун-тах — до получения степеней магистра и доктора). Если же профиль обучения в вузе носит не собственно науч., а практич. Характер, то по окончании второй ступени выпускнику выдаётся диплом о специализации. В Великобритании в самостоят, отраслевых колледжах срок обучения составляет 3—4 года. По окончании их выпускники должны отработать определённый срок (до 2 лет) по избранной специальности и пройти аттестацию в проф. Обществе или ассоциации. Подготовка к соисканию учёных степеней осуществляется в системе т. Н. Последующего образования (магистр — 2 г.). Широко применяется чередование периодов (от 3 до 6 мес.) занятий и практич. Работы. Выпускникам вузов выдаются гос.

Диплом об окончании двухгодичного очного курса и высший гос. Диплом о завершении трёхгодичного курса, а заочникам — соответствующие гос. Аттестаты. Выпускники отраслевых колледжей получают высший гос. Аттестат.Распространена и франц. Система высшей школы, сочетающая ун-ты и специа-лизиров. Вузы, среди к-рых выделяется группа т. Н. Больших школ (см. В ст. Франция). В вузы принимаются выпускники общеобразоват. Ср. Школ, имеющие диплом бакалавра. Курс обучения в вузах 4—6 лет, делится на 3 цикла. Подготовит, (до 2 лет), общий (с зачислением по конкурсу. Обучение длится 3—4 г. И заканчивается присуждением учёной степени лиценциата с получением соответствующего сертификата и гос. Диплома «общих научных знаний») и специальный (продолжается 1—2 г.

И заканчивается итоговым экзаменом и получением диплома «высшего научного образования», к-рый даёт право продолжать образование до получения в дальнейшем диплома «углублённых знаний» по определённой специальности, а также степени доктора по специальности и доктора «третьего цикла»). В специализиров. Ин-тах полный курс подготовки 5—7 лет (диплом приравнивается к университетскому, т.е. На уровне первого этапа третьего цикла. Врачам выдаётся диплом доктора третьего цикла).В вузах большинства испано- и порту-галоязычных стран ступенчатая структура обучения выражена в меньшей степени (кроме Бразилии). Осн. Цикл обучения связан с присвоением степени лиценциата (4—6 лет в зависимости от специальности). По ряду специальностей вместо присуждения степени выдаются проф.

Дипломы с присвоением соответствующего проф. Звания. Лица со степенью или университетским дипломом могут продолжить образование до получения степени доктора (с дополнит, обучением в течение 2—3 лет). В Аргентине и Колумбии второй учёной степенью является магистр. В Бразилии степени бакалавра, лиценциата (в зависимости от специальности — магистра) и доктора могут быть получены студентами после окончания соответствующего цикла обученияВ ФРГ в системе высшей школы значительна доля ун-тов и В. У. З. С университетским статусом (горная и мед. Академии, высшие техн. Школы). В отличие от др. Стран нет конфессиональных ун-тов. Конкурсное зачисление практикуется только на мед., вет. И нек-рые др. Специальности, по к-рым введены ограничения по приёму.

Система образования двухступенчатая. Обучение продолжается 4—6 лет и завершается защитой дипломной работы и итоговым экзаменом. Приобретение учёных степеней отнесено гл. Обр. К после-дипломному образованию.Сложившаяся в СССР система была генетически связана с приоритетным развитием в России (с 18 в.) проф. Школ — в отличие от европейских, по преимуществу университетских, нац. Систем высш. Образования — и сохранила эти свои особенности. В СССР ун-ты составляли ок. 10% от общего числа вузов. Система сов. В. У. З. Формировалась гл. Сбр. В кон. 20-х и в 30-х гг. 20 в., в период индустриализации, что сыграло свою роль в обеспечении пром-сти и транспорта и др. Отраслей нар. Х-ва квалифицированными специалистами. В условиях адм.-командной системы высшая школа столкнулась со мн.

Трудностями. Развитие В. У. З. Шло по экстенсивному пути, рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Систематически отставала от требований науки и практики материальная база В. У. З. Глубокая реформа системы высшей шкс-лы, начавшаяся в кон. 80-х гг., продолжается с нач. 90-х гг. В суверенных гос-вах, ранее входивших в СССР (см. Также статьи об этих гос-вах). Во многих из них начала осуществляться структурная перестройка В. У. З., к-рая превысший дусматривает многоуровневую систему образования. Первый уровень высшего образования (4 г. Обучения) обеспечивает базовое высшее образование и заканчивается присвоением степени бакалавра в одном из направлений подготовки. 2-й уровень (1,5—2 г. Обучения в зависимости от специальности) обеспечивает проф.

Подготовку в этой специальности и заканчивается присвоением степени магистра. 3-й и 4-й уровни (продолжительностью 3 и 2 г. Соответственно) обеспечивают научно-пед. Подготовку и завершаются выполнением и защитой диссертационной работы с присуждением степени кандидата или доктора наук. В В. У. З. Восстанавливаются принципы автономии (в т. Ч. В выборе метод, системы, очерёдности прохождения уч. Курсов и т. П., правил комплектования студенч. Контингентов и др.) и внутр. Самоуправления. Предусматривается гос. Аккредитация В. У. З. См. Также в ст. Россия.Лит. См. При ст. Высшее образование. А. Я. Савельев..

Значения в других словарях
Высшие учебные заведения

вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры. Ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов. Осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др. К вузам относятся Университеты, Политехнические институты, Индустриальные инстит..

Высшие Учебные Заведения

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (вузы) - готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, многие ведут также научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера, осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и дипломированных специалистов. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Сроки обучения 4-7 лет.. ..

Высшие Учебные Заведения

(ВУЗы), готовят специалистов высш. Квалификации для разл. Отраслей нар. Х-ва, науки и к-ры, ведут науч.-иссл. Работу.Первый вуз в Екат. - Урал. Горн. Ин-т (см. Урал. Гос. Горно-геол. Академия) - открыт 10 окт. 1917. Годы рев-ции и Гражд. Войны помешали его развитию. При отступлении арм. А.В.Колчака в 1919 преподавательский состав во гл. С ректором П.П. Веймаром и ч. Оборудования отправлены на Д. Восток. Деятельность вуза в г. Возобновилась лишь осенью 1919. Поскольку Екат. Все более приобретал с..

Высшие Учебные Заведения

Начала высшего образования в Москве заложены Славяно-греко-латинской академией, ставшей после её реформирования Петром I (1701) центром подготовки не только священнослужителей, но и специалистов для нужд государства. Первым подлинно высшим учебным заведением России и Москвы стал университет (1755). С ним связаны научная и культурная жизнь города с конца XVIII в., деятельность гимназий и других школ, книгоиздание, театр. В 1798—1845 в Москве работала (с перерывами) Медико-хирургическая академия (..

Высшие учебные заведения

(см. Народное образование) раздел Высшее образование.. ..

Высшие Женские Курсы

См. Женское образование.. ..

Высшие Начальные Училища

Повышенные нач. Школы в России в 1912- 1917, мужские, женские и совместного обучения для детей всех сословий и вероисповеданий. Давали законченное нач. Образование. Введены законом 25 июня 1912 взамен городских училищ по положению 1872. Состояли из 4 кл. (годичный курс в каждом). В В. Н. У. Поступали дети (преим. Из средних слоев гор. Населения) в возрасте 10—13 лет, окончившие нач. Школу (не менее одноклассного уч-ща МНП). Предметы обучения. Закон Божий, рус. Яз. И словесность, арифметика, геом..

Высший Коммунистический Институт Просвещения

(ВКИП), н.-и, и уч. Учреждение в Москве (1931 — 1938). Открыт по пост. СНК РСФСР на правах ин-та красной профессуры при АКБ. Готовил науч. Работников, преподавателей пед. Дисциплин для вузов, руководителей местных органов управления нар. Образованием. Во ВКИП принимались по направлениям парт, органов коммунисты со стажем 7 (с 1934 — 8) лет (для лиц из рабочих — 5 лет), обладавшие подготовкой в объёме программ вуза и опытом преподавательской, культ.-просвет, и руководящей парт., сов., коме, работ..

Вышнеградский Иван Алексеевич

[20.12.1831 (1.1.1832), Вышний Волочёк, — 25.3(6.4).1895, Петербург], учёный и гос. Деятель, создатель рус. Конструкторской школы, основоположник теории автома-тич. Регулирования, один из теоретиков — и организаторов проф.-тех. Образования в России. Поч. Ч. Петерб. АН (1888). Окончил физ.-мат. Ф-т Гл. Пед. Ин-та (1851), преподавал математику в ср. Уч. Заведениях, физику и прикладную механику в Михайловском артиллерийском уч-ще^. Создал ряд руководств по элементарной механике, ввёл преподавание к..

Дополнительный поиск Высшие Учебные Заведения Высшие Учебные Заведения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Высшие Учебные Заведения" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Высшие Учебные Заведения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 24 символа